Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х классов и дает теоретическое обоснование комплексам средств для их формирования в условиях учебной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, прикладные двигательные умения и навыки, принцип прикладности.
Актуальность исследования. Прикладные двигательные умения имеют большое педагогическое значение. Их формирование требует активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной и двигательной деятельностью. Эти умения нужны в трудовой и профессиональной деятельности. Общеобразовательная школа является первым звеном, где должно уделяться внимание прикладной физической культуре. Многочисленные примеры подтверждают, что учащиеся, активно занимающиеся во время учебы физической культурой и спортом, успешнее справляются с нормативами. Вместе с тем факты говорят о том, что еще не в полной мере используются возможности физического воспитания [7; 8].
Формирование прикладных умений начинается еще в начальной школе, которая перешла на новый ФГОС уже достаточно давно. При этом авторами отмечается, что при организации такого процесса необходимо опираться на деятельностный подход и развивающее обучение [6; 7]. А учитывая многообразие прикладных двигательных умений и навыков, которые подлежат оценке в процессе физического воспитания детей, наиболее подходящей, на наш взгляд, является балльно-рейтинговая оценки успеваемости и ее электронное автоматизированное сопровождение [4; 5].
Согласно данным литературы [1; 2; 3; 9] многие аспекты прикладной подготовки в практике физического воспитания школьников еще не получили своего научного решения. Так, до настоящего времени слабо изучены средства и методы физической культуры, планирование учебного материала с прикладной направленностью. В связи с этим определение средств прикладной направленности является особенно актуальным, что и определило проблему нашего исследования.
Объект исследования: учебный процесс по физической культуре, ориентированный на формирования прикладных двигательных умений и навыков учащихся 6 классов.
Предмет исследования: средства и методы формирования прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов.
Цель исследования: теоретическое обоснование комплексного использования средств и методов формирования прикладных двигательных умений и навыков.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы формирования прикладных двигательных умений и навыков в школьной программе по физической культуре.
- Определить уровень сформированных прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов.
- Разработать и теоретически обосновать комплексное сочетание средств и методов ФК для формирования прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексный подход к использованию средств и методов ФК в процессе физического воспитания позволит сформировать прикладные двигательные умения и навыки учащихся 6-х классов в более короткий временной промежуток.
Практическая значимость: результаты проведенных исследований могут использоваться в практике работы детских тренеров и учителей физической культуры в различных учебных заведениях.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы: анализ психолого-педагогической, спортивной и методической литературы, констатирующий этап педагогического эксперимента, педагогическое тестирование, методы математико-статистической обработки информации.
База исследования: МОУ СОШ № 5, г. Ишима. В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса в количестве 20 человек. Исследование проходило с марта по май 2015 г. Экспериментальная часть работы проводилась на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе эксперимента нами была выполнена обработка результатов сдачи тестов по физической подготовленности учащихся 6-х классов, результаты которого представлены в табл.1.
Таблица 1
Исходные показатели уровня развития двигательных качеств и умений учащихся 6 класса
Испытуемые |
Шестиминутный бег (полутест Купера), м |
Подтягивание (ю)/ Подъем туловища (д), кол-во раз |
Бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя, см |
Прыжки на скакалке за 30 с, кол-во раз
|
Наклон вперед из положения сидя, см |
Среднее арифметическое значение, ±σ |
|||||
Юноши |
1109.627 |
6,10,6 |
34916,1 |
41,60,5 |
6,10,6 |
Девочки |
920.540 |
25,31,2 |
264,511,1 |
44,51,2 |
10,80,7 |
Сравнивая показатели испытуемых с программными нормативами, можно заключить, что у испытуемых средний уровень развития двигательных умений.
Полученные данные позволяют констатировать, что существуют резервы для повышения уровня развития двигательных умений у учащихся 6 классов на уроках физической культуры в школе.
Для учащихся на уроках физической культуры нами разработана программа, при этом основной упор на формирование прикладных двигательных умений и навыков.
Основные задачи: укрепление здоровья, улучшение физического развития, привитие интереса к физкультурным занятиям, приобретение разносторонней подготовленности.
Основными методами данной программы являются игровой, непрерывный, повторный, круговая тренировка.
Мы предлагаем включать в уроки физической культуры упражнения прикладной направленности (табл.2).
Таблица 2
Примерные комплексы для формирования прикладных двигательных умений учащихся в уроке физической культуре в 6 классе
Примерный комплекс на уроках гимнастики |
|
1. |
Стоя, ноги на ширине плеч, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием. |
2. |
Из упора стоя, между параллельными брусьями, прыжком упор прогнувшись и передвижением вперед с последующим повторением задания. |
3. |
Стоя на коленях, руки за головой, наклоны вперед с отведением локтей в стороны и пригибанием спины. |
4. |
Из виса на высокой перекладине прогнувшись сгибание и разгибание ног в группировку. |
5. |
Из упора присев на матах кувырки вперед и назад в группировке. |
6. |
Прыжки через скакалку с вращением вперед. |
7. |
Лазанье по канату при помощи рук и ног. |
8. |
Опорные прыжки, соответствующие программному материалу. |
Примерный комплекс на уроках по баскетболу |
|
1. |
Прыжки в шаге с ноги на ногу, через линейки на отрезках прямой 10–15 м. |
2. |
Стоя, ноги на ширине плеч, передача баскетбольного мяча вокруг себя. |
3. |
Переход через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в и. п. |
4. |
Ведение мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем мяча и без него. |
5. |
С высокого старта челночный бег с ускорением на отрезках 15–20 м с повторением 4–6 раз. |
6. |
Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча. |
7. |
Ведение двух мячей одновременно и правой и левой рукой на отрезки до 20 м. |
8. |
Из низкого приседа передвижение «гусиным» шагом вперед или по кругу. |
Примерный комплекс упражнений на уроках по легкой атлетике |
|
1. |
Из упора стоя, согнувшись, с опорой о барьер, покачивание, растягивая плечевые суставы. |
2. |
Бег с высоким подниманием бедра на отрезке до 30м с максимальной скоростью. |
3. |
С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением. |
4. |
Из упора лежа сгибание и разгибание рук. |
5. |
Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8–10м, метание теннисного мяча в цель (на дальность отскока). |
6. |
Ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы на отрезке 10–15м. |
7. |
Стоя в висе, подтягивание на перекладине с предварительным толчком ног. |
8. |
Прыжки в шаге с ноги на ногу (много скоки) на отрезке 10–20м. |
На наш взгляд использование данных комплексов упражнений может привести к существенному повышению двигательных возможностей учащихся и позволит эффективно формировать прикладные умения и навыки.
На данном этапе эксперимента мы можем сформулировать следующие выводы:
- В современной научно-методической литературе достаточно подробно описаны и обоснованы подходы к обучению и формированию двигательных навыков и двигательных качеств детей. Однако, в данной литературе недостаточно полно учтены особенности учащихся среднего школьного возраста, связанных с целенаправленным формированием прикладных умений и навыков. Поэтому необходим пересмотр программ, средств и методов физического воспитания детей, в том числе подходов к формированию двигательных умений и развития физических качеств.
- Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей 6 классов свидетельствуют о существующей тенденции в сфере ФК — несоответствии данных параметров требованиям программ по ФК в школе. Так, испытуемые не выполняют требования нормативов в подтягиваниях. Средние показатели тестов у юношей составили: подтягивание — 6,1 раза; шестиминутный бег (тест Купера) — 1109,6 м; бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя — 349 см; наклон вперед из положения сидя 6,1 см. У девочек: подъем туловища — 25,3 раза; шестиминутный бег (тест Купера) 920,5 м; бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя — 264,5 см; наклон вперед из положения сидя 10,8 см. Данные факты актуализируют проблему нашего исследования — поиск новых подходов к средствам и методам формирования двигательных умений, навыков и физических качеств.
- Нами разработана программа формирования прикладных двигательных умений и навыков для учащихся 6-х классов, основанная на комплексном применении наиболее приемлемых для детей данного возраста методах (игровой, непрерывный, повторный, круговой).
Литература:
- Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. — М.: Физическая культура и спорт, 1985. — 192 с.
- Курамшин, Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. — СПб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. — 276 с.
- Лях, В. И. Теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоениядвигательных действий [Текст] / В. И. Лях, П. Я. Гальперин, М. М. Боген. — М.: Физическая культура в школе, 2007.- 460 с.
- Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.
- Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.
- Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Фомичева Н. В., Поливаев А. Г.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31.
- Фомичева Н. В. Развивающие обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова». Ишим, 2011. — 167с.
- Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — С. 480.
- Шаулин, В. Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения [Текст] / В. Н. Шаулин // Физкультура в школе. — 1994. — № 3. — С.8–12.