В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагностику уровня патриотизма у младших школьников, разработку и внедрение педагогических условий для его развития, а также анализ полученных результатов. Особое внимание уделяется методам и средствам, способствующим формированию патриотических чувств и ценностей у детей. Результаты исследования могут быть полезны для учителей начальных классов, методистов и специалистов в области педагогики.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьный возраст, чувственно-эмоциональные особенности, нравственные представления, педагогические условия.
В наше время российское образование развивается в непростых условиях, когда экономическая нестабильность приводит к тому, что молодёжь теряет патриотические чувства, а представления о любви, дружбе, доброте и милосердии искажаются. Материальные ценности начинают преобладать над нравственными идеалами, а этнокультурное пространство разрушается. В связи с этим одной из важнейших задач как для государства, так и для образовательной системы в целом становится патриотическое воспитание будущего поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт подчёркивает важность патриотического воспитания, отражая ключевые аспекты формирования патриотических чувств через знакомство детей с культурными традициями семьи и страны [5]. Развитие патриотизма происходит в рамках целенаправленного воспитательного процесса, который является важной составляющей педагогической деятельности и соответствует её структуре.
Будучи настоящим патриотом своей страны, В. А. Сухомлинский активно продвигал и защищал в рамках советской педагогической системы идеи гражданственности, любви к Родине и гуманизма. Педагог-новатор считал, что одной из важнейших задач педагога является воспитание в детях чувства патриотизма. По его мнению, «школа должна формировать у обучающихся стремление к активной трудовой и общественной деятельности, а также развивать у них чувство долга и ответственности перед страной, так как воспитание настоящего патриота заключается в наполнении повседневной жизни подростка благородными чувствами, которые будут окрашивать всё, что он делает и понимает» [3].
Е. Н. Бородина в своем исследовании трактует патриотическое воспитание как «процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей, в рамках единого ценностно-смыслового пространства. Итогом такого взаимодействия является формирование у детей нравственно-патриотических ценностей на основе активного проявления чувства любви к родным и близким, привязанность к семье, дому и родному краю» [1].
Процесс патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста выстраивается поэтапно (рис. 1).
Рис. 1. Поэтапный процесс патриотического воспитания младших школьников [2]
Т. С. Парфенова считает, что педагогическими условиями патриотического воспитания младших школьников являются (рис. 2):
Рис. 2. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников по Т. С. Парфеновой
Для того чтобы эффективно организовать работу по патриотическому воспитанию учеников начальной школы, важно учитывать возрастные особенности и психологический склад детей. В рамках этой деятельности была проведена первичная диагностика уровня патриотизма среди обучающихся 3А класса ОШ «Университетская» г. Елабуга. Результаты исследования представлены на рисунках 3–4.
Рис. 3. Результаты первичной диагностики по методике «Я — патриот» (Т. М. Маслова)
Используемая методика позволила выявить у детей 3А класса следующее распределение уровней патриотизма: высокий уровень — 35 %, средний уровень — 53 %, ниже среднего уровня — 8 %, низкий уровень — 4 %.
Если говорить конкретнее, то высокий уровень продемонстрировали 9 обучающихся, которые в целом положительно отвечали на вопросы анкеты. Однако некоторые из них затруднились ответить на вопросы о своём участии в патриотических мероприятиях в классе или городе, а один ученик признался, что не знаком со стихами и песнями о своём городе.
Средний уровень показали 14 детей, которые испытывали затруднения с ответами на вопросы о своём участии в патриотических акциях в школе и о любви к чтению информации о городе. Многие ответили «нет» на вопрос о своём участии в конкурсах патриотического содержания.
Уровень ниже среднего был выявлен у двух учеников, дав на большинство вопросов отрицательный ответ. При этом, оба школьника набрали по 15 баллов, что говорит о положительном отношении к определенным аспектам патриотизма, таким как желание узнать больше о своём городе и любовь к членам своей семьи.
Низкий уровень показал один ученик, который набрал всего два балла, отвечая на все вопросы отрицательно, проявив интерес только к двум вопросам: об участии в городских мероприятиях и о стремлении трудиться во благо страны.
Рис. 4. Результаты первичной диагностики по методике «Мое отношение к малой родине» (И. П. Савенков)
Высокий уровень продемонстрировали 35 % обучающихся, которые гордятся своим городом и чувствуют связь с ним. Однако, несмотря на это, некоторые из них выразили неуверенность в том, влияет ли город на их мысли и поступки.
Средний уровень выявлен у 49 % детей, испытывающих гордость за свой город, но не так сильно, как те, кто показал высокий уровень. Более того, они не уверены в том, хотят ли они жить в Елабуге всегда, и не чувствуют сильного влияния города на свои мысли и поступки.
Уровень ниже среднего показали 8 % школьников, которые не уверены в том, восхищаются ли они красотой и культурой города, и не хотят жить в Елабуге всегда, а также не чувствуют сильного влияния города на свои мысли и не имеют любимых мест в городе.
Низкий уровень выявлен у 8 % детей, которые не испытывают гордости от того, что живут в Елабуге, и не чувствуют связи с городом. Один из учеников на все вопросы ответил «нет», а другой ответил «да» на вопрос о влиянии Елабуги на его мысли.
Важно отметить, что во время проведения методики у детей не возникало вопросов, и они легко справились с заданием. Однако некоторые ученики выразили желание переехать в другой город, что свидетельствует о необходимости уделить внимание развитию чувства гордости и привязанности к родному городу среди учеников. Именно поэтому следует грамотно реализовывать педагогические условия патриотического воспитания детей младшего школьного возраста (табл. 1).
Таблица 1
План воспитательных занятий, направленных на реализацию педагогических условий по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста
№ |
Дата проведения |
Форма работы |
Тема занятий |
Цель |
Практические задачи |
1 |
11.04.2024 |
Классный час |
«Россия — наша Родина» |
формирование у младших школьников основ патриотизма, любви к своей Родине и уважения к её истории и культуре |
познакомить детей с основными символами России (флаг, герб, гимн); рассказать об истории и культуре России, её выдающихся людях; развить интерес к изучению истории и культуры своей страны; воспитать уважение к традициям и обычаям своего народа; сформировать чувство гордости за свою Родину и желание её защищать |
2 |
15.04.2024 |
Подвижные игры |
«Путешествие по России» |
формирование у детей младшего школьного возраста чувства патриотизма и любви к своей стране через подвижные игры |
познакомить детей с географией, культурой и традициями России; развивать физические навыки и координацию движений; воспитывать уважение к истории и культуре своей страны; создать атмосферу дружбы и взаимопомощи |
3 |
22.04.2024 |
ИЗО |
«Мой город в красках» |
воспитание любви и уважения к родному городу, его истории и культуре через изобразительное искусство |
познакомить детей с историей и культурой родного города; развивать творческие способности и воображение детей; воспитывать чувство гордости и ответственности за свой город; формировать умение работать в команде |
4 |
30.04.2024 |
Игра-путешествие |
«Тайны родного края» |
формирование у детей младшего школьного возраста основ патриотизма через знакомство с историей, культурой и природой родного края |
познакомить детей с историей, культурой и природой родного края; развить интерес к изучению родного края; воспитать уважение к истории, культуре и природе родного края; сформировать основы патриотизма и гражданской ответственности |
5 |
03.05.2024 |
Внеурочная деятельность в виде тематического квеста |
«Путешествие по страницам истории моей Родины» |
формирование у младших школьников чувства гордости и уважения к истории и культуре своей страны через интерактивное погружение в различные исторические эпохи |
познакомить детей с основными вехами истории России; развить интерес к изучению прошлого своей страны; воспитать уважение к национальным традициям и обычаям; стимулировать творческую активность и воображение обучающихся; способствовать формированию навыков командной работы и взаимопомощи |
6 |
08.05.2024 |
Патриотическая акция |
«Письмо солдату» |
воспитание у младших школьников чувства патриотизма, гордости за свою страну и её защитников |
познакомить детей с историей и значением праздника Дня защитника Отечества; рассказать о службе в армии, о важности и необходимости защиты Родины; развить у детей навыки письма и оформления писем; научить детей выражать свои мысли и чувства в письменной форме; воспитать у детей уважение к защитникам Отечества, чувство благодарности и гордости за их службу |
После реализации занятий в экспериментальной группе была проведена контрольная диагностика по методике «Я — патриот» Т. М. Масловой. Результаты показали, что среди школьников из экспериментальной группы высокий уровень патриотического воспитания продемонстрировали 92 %, средний уровень — 8 %, а низкий уровень не был выявлен. В контрольной группе результаты были значительно ниже: высокий уровень показали 31 % участников, средний уровень — 46 %, ниже среднего — 15 %, а низкий уровень — 8 % (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов исследования
Уровень |
Первичная диагностика (до реализации занятий) |
Контрольная диагностика (после реализации занятий в ЭГ) |
||||
Методика 1 (Т. М. Маслова) |
Методика 2 (И. П. Савенков) |
Методика 1 |
Методика 2 |
|||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|||
Высокий |
35 % |
35 % |
92 % |
31 % |
77 % |
69 % |
Средний |
53 % |
49 % |
8 % |
46 % |
23 % |
31 % |
Ниже среднего |
8 % |
8 % |
0 % |
15 % |
0 % |
0 % |
Низкий |
4 % |
8 % |
0 % |
8 % |
0 % |
0 % |
Среди детей экспериментальной группы, которые продемонстрировали высокий уровень, большинство ответили «да» на все вопросы, кроме двух: «участвуешь в акциях по озеленению города?» и «принимаешь ли ты участие в патриотических мероприятиях, проводимых в классе/школе?». Некоторые обучающиеся ответили «нет» на эти вопросы.
Также школьники экспериментальной группы с высоким уровнем патриотического воспитания на вопросы «Всегда ли ты выбрасываешь мусор в предназначенные для этого места?» и «всегда ли ты сдержанно относишься к окружающим тебя людям?» часто отвечали «не знаю». Один из участников даже на вопрос «Любишь ли ты членов своей семьи?» ответил «Не знаю».
В контрольной группе результаты были более разнообразными: у большинства участников уровень патриотического воспитания либо остался прежним, либо повысился, но также были и те, чей уровень снизился.
Повторная диагностика по методике «Моё отношение к малой родине» И. П. Савенкова также показала, что результаты у многих обучающихся заметно выросли:
— 77 % детей экспериментальной группы показали высокий уровень отношения к малой родине, что на 8 % больше, чем в контрольной группе, где этот показатель составил 69 %;
— 23 % школьников из экспериментальной группы продемонстрировали средний уровень отношения к малой родине, что на 8 % меньше, чем в контрольной группе, где этот показатель составил 31 %;
— ниже среднего уровня и низкий уровень не были выявлены ни в одной из групп.
Таким образом, реализация воспитательных занятий создала благоприятные условия для патриотического воспитания младших школьников, формируя у них любовь к Родине, уважение к ее истории и культуре, готовность к труду и защите Отечества.
Литература:
- Власенко, Е. Г. О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы) / Е. Г. Власенко, Е. И. Красникова, Л. Л. Гирда. // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 107–110.
- Гусева, Е. А. Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе / Е. А. Гусева. // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 307–310.
- Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242–245.
- Общеобразовательная школа «Университетская» // Официальный сайт школы. — URL: https://edu.tatar.ru/elabuga/sch5 (дата обращения: 01.10.2023).
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 20.03.2024.
- Юнусова, Э.А.-Г. Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе / Э.А.-Г. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — С. 323–325.