В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.
Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, краеведение, патриотизм, детский сад, духовно-нравственные ценности.
Актуальность выбранной темы исследовательской работы объясняется тем, что патриотизм тесно связывает воспитание с жизнью и историей малой родины. Патриотизм учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие, как большие ученые, так и юные [3].
О необходимости изучать родной край, окружающую жизнь, использовать местный, локальный материал в обучении и воспитании юных, приобщать их к серьезным исследованиям писали многие ученые, педагоги, методисты, писатели и философы. Работа по патриотизму помогает реализовать в дошкольной практике принципы государственной политики, сформулированные в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Один из первоочередных принципов — это воспитание гражданственности и любви к Родине [5].
Во ФГОС ДОО определены результаты воспитания, и одним из важнейших личностных качеств является ребенок, любящий свой народ, свой край и свою Родину [1]. В современном понимании работа по патриотическому воспитанию — это образовательно-воспитательная работа, включающая ознакомление детей на занятиях с природными особенностями той местности, где они проживают, с ее народным хозяйством, культурой, историческим развитием [4].
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении (при руководящей роли педагога), которое направлено на формирование чувства патриотизма [2]. В понятие чувства патриотизма входят когнитивный компонент (представления и понятия), эмоциональный компонент (чувства) и поведенческий компонент (умения, навыки), которые реализуются в сфере социума и природы. Эти компоненты патриотизма могут служить критериями для оценки его уровня у детей дошкольного возраста. Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется способностью педагогов четко следовать сущности патриотического воспитания дошкольников определенного возраста, его цели и задачам, правильный и методически грамотный отбор содержания, форм и методов работы с детьми и родителями воспитанников [6].
Таким образом, задачи патриотического воспитания дошкольников и его содержание определяются в соответствии с возрастными особенностями детей. С возрастом они расширяются и усложняются. Решая задачи патриотического воспитания и осуществляя отбор содержания этого процесса, каждый педагог ДОО должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей.
Кружковая работа в детском саду — одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ [7].
Методиками для проведения экспериментального исследования явились следующие:
- Анкетирование «Мой город»
- Опросник.
На основании изучения знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях родного края можно отметить, что у старших дошкольников имеются знания о своем селе, в котором они проживают, о некоторых исторических событиях, что говорит о возможности усвоения ими определенного объема знаний общественной тематики. Однако в знаниях детей существуют индивидуальные различия. Многие дети не понимают сущности явлений общественной жизни села, в своей речи пользуются штампами, их знания поверхностные, бессистемные.
Таким образом, по итогам констатирующего этапа опытно-поисковой работы было установлено, что обе группы: как экспериментальная группа, так и контрольная группа, нуждаются в методически правильных занятиях, в грамотной подаче материала, в направленности на воспитание маленьких граждан, любящих свою Родину, свое село и знающих его историю, традиции и культуру. Можно сделать вывод о том, что необходимы педагогические условия воспитания основ патриотизма у детей 6–7 лет в процессе проекта с родным городом.
Цель проекта: воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине, гордость за неё в образовательном процессе кружка «Мой любимый город».
Актуальность разработки кружка заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира закладываются именно дошкольном детстве.
Программа кружка направлена на формирование патриотизма у подрастающего поколения г. Кирова и соответствует задачам, определенным в новых образовательных стандартах, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации».
По результатам проведения проектной деятельности было проведено повторное исследование по аналогической методике (анкетирование).
Результаты исследования показали положительную динамику в формировании основ патриотических чувств старших дошкольников. Дети легко справляются с ответами на вопросы, касающиеся истории нашей малой родины. Выявлены хорошие знания детей о том, что они знают о культурных объектах родного села, так как в их ответах представлен большой спектр названий объектов.
Литература:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. (ред. от 21.01.2019) № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013.
- Голубь, М. С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников [Текст] / М. С. Голубь // Перспективы науки и образования. — 2018. — № 5 (35). — С. 110–117.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. — М.: Академия, 2011. — 289с.
- Леонова, Н.Н., Неточаева, Н. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой практико-ориентированный проект [Текст] — Волгоград: Учитель, 2016. — 104 с.
- Охлопкова, О. С., Николаева Л. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности [Текст] / О. С. Охлопкова // Европейский журнал естественной истории. 2021. — № 2. — С. 30–35.
- Суетина, Л. Р. Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности / Л. Р. Суетина, Л. Н. Малахова, И. И. Фрезе. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 19–21.
- Филиппова, Е. А. Проектная деятельность как средство реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в ДОО / Е. А. Филиппова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 26–29.