Описание практического опыта по формированию патриотического воспитания учащихся 10–11 классов в процессе внеурочной деятельности по ОБЖ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 21.05.2017

Статья просмотрена: 552 раза

Библиографическое описание:

Зырянов, А. С. Описание практического опыта по формированию патриотического воспитания учащихся 10–11 классов в процессе внеурочной деятельности по ОБЖ / А. С. Зырянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 440-443. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43578/ (дата обращения: 19.12.2024).



Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, было проведено исследование на базе МКОУ Жерлыкской СОШ № 20, в котором приняли участие учащиеся 10–11 классов. Наполняемость классов: 10 класс — 4 человека, 11 класс — 9 человек.

Для того чтобы проверить теоретические положения работы, нами были подобраны специальные диагностические задания для индивидуальной и групповой работы по выявлению уровня сформированности патриотического воспитания учащихся.

На начальном этапе мы изучили уровень сформированности патриотического воспитания учащихся 10–11 классов.

Следующий этап заключался в разработке внеурочных занятий по ОБЖ, способствующих формированию патриотического воспитания у учащихся 10–11 классов

На последнем этапе мы подвели итог происходящих изменений, успехов в формировании патриотического воспитания учащихся 10–11 классов в процессе внеурочной деятельности по ОБЖ.

Определить уровень сформированности патриотических чувств подростка, часто скрытых от других людей, довольно трудно. Тем не менее, мы, считаем возможным опереться на наблюдения, беседы, анкеты, позволяющие выявить уровень развития учащихся в данном направлении.

На первой неделе учащимся 10–11 классов было предложено написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю» (по методике Л. М. Фридман) с целью определения уровня осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.

Обработка полученных данных.

Письменные ответы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма:

1) любовь к Родине;

2) осознание трудностей, недостатков в обществе;

3) готовность к самоотдаче;

4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов;

5) чувство национальной гордости;

6) отсутствие национализма и космополитизма;

7) интернациональный характер патриотизма.

Были определены следующие уровни оценки:

− 1 балл — низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

− 2 балла — средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях — пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;

− 3 балла — высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.

Рис. 1. Уровень сформированности патриотического воспитания учащихся 10–11 классов

Таким образом, можно сделать вывод, что у учащихся 10–11 классов уровень осознания патриотизма и отношения к нему находятся на низком уровне у 54 % учащихся (7 человек), на среднем уровне у 46 % учащихся, высокий уровень 0 %.

Была проведена также анкета «Патриот» (анкета Д. В. Григорьева) на изучение патриотической воспитанности учащихся. Учащимся 10–11 классов необходимо было ответить на следующие вопросы, которые вы можете посмотреть в приложении 1.

Анализ результатов анкеты «Патриот» (анкета Д. В. Григорьева) показал следующее:

  1. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены такие ответы:

Рис. 2. Результаты опроса учащихся 10–11 класс «Считаете ли вы себя патриотом?»

  1. Да — 6 человек (46 %)
  2. Нет — 0 (0 %)
  3. Частично — 5 (39 %)
  4. Не знаю — 2 (15 %)

Таким образом, можем сделать вывод, что почти половина учащихся относят себя к патриотам. Вторая половина учащихся частично считают себя патриотами, либо не могут отнести себя к патриотам.

  1. На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств» были получены следующие результаты:

Рис. 3. Результаты учащихся 10–11 классов «Кто повлиял на формирование патриотических чувств?»

− Школа — 5 (39 %);

− Родители — 6 (46 %);

− Окружающие люди — 2 (15 %).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что наибольшее влияние оказывают школа, родители и окружающие люди.

  1. На вопрос «Как вы для себя определяете понятие патриотизма» учащиеся при ответе выделили следующее:

− Любить и защищать свою Родину — 10 (77 %)

− Вера и преданность — 3 (33 %)

  1. На вопрос, «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?» мы получили следующее:
    1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу — 2 (15 %);
    2. Непримиримость к представителям других наций и народов — 0;
    3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству — 0;
    4. Бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения — 4 (31 %);
    5. Любовь к родному дому, городу — 7 (54 %);
    6. Стремление трудиться для процветания Родины — 0;
    7. Не актуально для современной молодежи – 0;
    8. Патриотизм как романтический бред, литературная выдумка — 0.

Таким образом, наибольшее значение придается таким составляющим, как: любовь к родному дому и городу, бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения, национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.

  1. На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого учащегося, были получены следующие результаты:
    1. Наибольшую значимость учащиеся придают уверенности в себе — 11 человек. Далее вторую по значимости строчку заняли воля и честность, отмеченные 9 учащимися в каждом случае. Третью строчку занимают активная жизненная позиция, умение осуществлять самоконтроль, смелость, чуткость. Волевые качества, активная жизненная позиция — 8 учащихся. Половина учащихся отмечали такие качества, как здоровье, любовь, наличие друзей, стремление к познанию, свободу, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость, ответственность, терпимость.
  2. На задание «Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?» мы получили следующие результаты:

На первом месте такие составляющие, как: умение ценить настоящую дружбу, готовность помочь другу в трудную минуту, взаимопонимание.

На втором месте такие качества как: честность, порядочность, принципиальность, решительность, сила воли, смелость.

  1. На задание «Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения», были получены следующие результаты:
    1. Я люблю, когда другие люди меня ценят — 4 (31 %);
    2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы — 8 (62 %);
    3. Я люблю приятно проводить время с друзьями — 1 (7 %).

По результатам мы видим, что наибольшее количество учащихся выбрали вариант 2.

Подводя общий итог, можно заметить, что во второй части анкеты представлены вопросы перед учащимися таким образом, чтобы они выражали свою точку зрения, выражали свои мысли.

Таким образом, можно констатировать, что у учащихся старших классов в слабой форме сформировано понятие о патриотическом воспитании. В наше время для подрастающего поколения большую роль в процессе социализации играют сверстники и родители. Анализируя ответы на вопросы видно, что на данный момент у учащихся поменялся порядок важности таких компонентов сознания подростка, как принадлежность к государству, долг, обязанность, права.

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, класс, патриотическое воспитание учащихся, половина учащихся, сторона патриотизма, активная жизненная позиция, бескорыстная любовь, высокий уровень, национальное самосознание, патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Модель мониторинга учебных достижений и ее использование при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС

Исследовательская деятельность этнокультурного характера на уроках литературы и во внеурочной деятельности в 5–9 классах

Исследование физической подготовленности учащихся 5–6 классов

Особенности организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения мотивации к обучению у учащихся 5–6-х классов

Похожие статьи

Модель мониторинга учебных достижений и ее использование при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС

Исследовательская деятельность этнокультурного характера на уроках литературы и во внеурочной деятельности в 5–9 классах

Исследование физической подготовленности учащихся 5–6 классов

Особенности организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения мотивации к обучению у учащихся 5–6-х классов

Задать вопрос