В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников через призму использования малых жанров русского фольклора. Исследование включает в себя теоретический обзор основ патриотического воспитания в контексте возрастной психологии и педагогики, а также практическую часть, представляющую собой опытно-экспериментальную работу по внедрению малых жанров русского фольклора в образовательный процесс.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьный возраст, малые жанры русского фольклора, духовно-нравственное развитие, культурные ценности, воспитание чувства патриотизма.
В соответствии с «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» большое значение придаётся воспитанию у детей любви к Родине и чувства гордости за неё, а также формированию готовности встать на защиту интересов страны и принимать ответственность за её будущее. Для достижения этих целей проводятся программы патриотического воспитания, в том числе военно-патриотического, а также мероприятия, направленные на развитие у подрастающего поколения чувства принадлежности к историко-культурной общности российского народа и его судьбе [3].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования патриотическое воспитание определяется как «целенаправленная деятельность по формированию качеств, норм поведения гражданина и патриота своего Отечества» [3].
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что одной из главных задач образования является воспитание уважения к другим людям, любви к своей стране, а также ответственного отношения к природе и окружающей среде [2].
Патриотизм — это многогранное понятие, которое можно интерпретировать по-разному. В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет патриота как человека, который любит свою родину и стремится сделать её лучше. Д. Н. Ушаков считает, что патриотизм — это любовь, преданность и привязанность к своей стране и народу. Педагогический терминологический словарь расширяет понимание патриотизма, связывая его с культурой и традициями. Т. Ф. Ефремова определяет патриотизм как «любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [4].
Работы русских педагогов и философов подчёркивают, что развитие патриотизма как важного свойства личности должно осуществляться систематически и представлять собой комплексное воздействие, именуемое как патриотическое воспитание.
Воспитание патриотизма играет значительную роль в формировании личности, поэтому настоящая тема привлекает внимание многих российских общественных деятелей и просветителей. Например, Н. А. Добролюбов, В. Я. Стоюнин и Н. Г. Чернышевский считали, что результатом патриотического воспитания должно стать формирование активной гражданской позиции и стремления укреплять государство. По мнению Н. Ф. Бунакова, Д. И. Писарева и К. Д. Ушинского, народные и национальные ценности должны быть определяющими при воспитании патриотизма. М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков и А. Н. Радищев полагали, что основой патриотического воспитания является образование, а также изучение русского языка, географии и истории России [5].
Современная педагогическая наука выделяет несколько направлений патриотического воспитания (рис. 1):
Рис. 1. Направления патриотического воспитания [3]
В эпоху глобализации и активного информационного обмена существует опасность потери культурной самобытности, поэтому необходимо с детства воспитывать в детях гордость за свою страну и уважение к её истории и традициям. Фольклор — это воплощение национального духа, которое помогает сохранить культурное наследие и воспитать патриотов.
Также фольклор — это часть культурного наследия, которая хранит в себе память о важных исторических событиях и выдающихся личностях, отражает философские взгляды, этические нормы и эстетические идеалы народа. В связи с чем, исследователи считают, что «фольклор может выступать эффективным инструментом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, помогая обучать, воспитывать и развлекать одновременно» [4].
С учетом вышеизложенной информации была организована опытно-экспериментальная деятельность, нацеленная на выявление степени развития патриотических чувств у обучающихся 2 «Б» класса Елабужской Университетской школы, в которой приняли участие по 11 учеников из экспериментальной и контрольной групп.
Результаты по методике «С чего начинается Родина?» В. М. Хлыстовой, целью которой являлось определение уровня когнитивной составляющей патриотических чувств у младших школьников, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты первичной диагностики по методике «С чего начинается Родина?» В. М. Хлыстовой
Данные, представленные на рисунке, показывают, что большинство детей имеют средний уровень патриотического воспитания (ЭК — 55 %; КГ — 61 %), то есть обладают базовыми знаниями о Родине, но им ещё предстоит углубить свои знания и развить более глубокое понимание патриотизма. Однако, важно заметить, что такие школьники заинтересованы в изучении истории и культуры своей страны, но требуется дополнительная мотивация и поддержка.
Высокий уровень патриотического воспитания показали 27 % детей в экспериментальной группе и 33 % в контрольной группе, то есть некоторые обучающиеся из 2 «Б» класса продемонстрировали глубокие знания о Родине, её истории, культуре и традициях, а также выразили готовность активно участвовать в жизни общества и вносить свой вклад в развитие страны.
Низкий уровень патриотического воспитания показали 18 % детей в экспериментальной группе и 6 % в контрольной группе, то есть дети имеют ограниченные знания о Родине и её истории. Они не заинтересованы в изучении культуры и традиций своей страны, им требуется дополнительная работа по формированию патриотических чувств и развитию интереса к истории и культуре своей Родины.
После этого была применена методика В. С. Горбунова, предполагающая проведение индивидуальных бесед с учениками. Целью было определить, как младшие школьники эмоционально относятся к своей семье, родному городу и стране (рис. 3).
Рис. 3. Результаты первичной диагностики по методике проведения индивидуальных бесед с обучающимися по предложенным ситуациям (В. С. Горбунов)
Итак, высокий уровень показали 23 % обучающихся экспериментальной группы и 37 % контрольной группы, которые проявляют активный интерес к истории своей семьи, города и страны, испытывают гордость за свою Родину и готовы активно участвовать в патриотической деятельности; осознают себя гражданами и патриотами своей страны, уважают традиции других народов и желают служить в армии.
Среди школьников экспериментальной группы 41 %, а среди обучающихся контрольной группы — 38 % продемонстрировали средний уровень знаний. Такие дети обладают определёнными знаниями об истории своей страны и родного края, однако их интерес к этой теме проявляется только тогда, когда задание связано с ней даёт учитель, однако, не всегда выражают постоянную гордость за свою Родину и участвуют в патриотических мероприятиях без особого энтузиазма.
Низкий уровень был установлен у 36 % школьников из экспериментальной группы и у 25 % школьников из контрольной группы. Именно им свойственно иметь имеют фрагментарные и поверхностные представления об истории своего отечества, при этом не проявляя стабильного интереса к истории родного края и страны, плохо разбираясь в эмоциях окружающих людей.
Так, на констатирующем этапе были получены результаты, которые показали, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития патриотических чувств, что стало причиной для разработки плана воспитательных мероприятий на повышение степени выраженности рассматриваемого чувства (табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент воспитательных мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников на основе малых жанров русского фольклора
№ |
Дата проведения |
Форма работы , тема мероприятия |
Цель |
Задачи |
Апрель |
||||
1 |
16.04.2024 |
Форма: литературно-музыкальная композиция. Тема: «Путешествие в мир русского фольклора». |
формирование знаний об устном народном творчестве и воспитание патриотизма у младших школьников через знакомство с малыми жанрами русского фольклора. |
Воспитательные: воспитывать уважение к истории и культуре своего народа; формировать чувство гордости за свою страну; способствовать развитию нравственных качеств личности. Развивающие: развивать интерес к изучению русского языка и литературы; стимулировать творческую активность обучающихся; развивать коммуникативные навыки. Общеобразовательные: расширить кругозор обучающихся; познакомить с разнообразием малых жанров русского фольклора; научить анализировать и интерпретировать тексты. |
2 |
19.04.2024 |
Форма: тематический урок-игра. Тема: «Фольклорная мозаика». |
формирование у младших школьников основ патриотизма через знакомство с малыми жанрами русского фольклора. |
Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа; формировать интерес к изучению истории и культуры своей страны; способствовать развитию чувства гордости за свою Родину. Развивающие: развивать творческие способности обучающихся; стимулировать интерес к чтению и изучению литературы; способствовать развитию коммуникативных навыков Общеобразовательные: познакомить обучающихся с понятием «фольклор» и его значением в русской культуре; рассказать о малых жанрах русского фольклора и их особенностях; научить различать разные виды малых жанров фольклора. |
3 |
25.04.2024 |
Форма: интерактивное занятие Тема: «Фольклорный калейдоскоп» |
способствовать формированию у обучающихся интереса к изучению народной культуры и традиций, а также развитию патриотических чувств через приобщение к культурному наследию своей страны. |
Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа; формировать чувство гордости за свою страну и её наследие; способствовать развитию интереса к истории и культуре России. Развивающие: развивать творческие способности обучающихся; стимулировать познавательную активность и любознательность; способствовать развитию речи, памяти, внимания и мышления. Общеобразовательные: расширить кругозор обучающихся; способствовать формированию у обучающихся представления о богатстве и разнообразии русской культуры. |
Май |
||||
4 |
02.05.2024 |
Форма: викторина. Тема: «Устное народное творчество» |
воспитание у младших школьников любви к Родине и её культуре через знакомство с малыми жанрами русского фольклора. |
Воспитательные: воспитывать уважение к истории и культуре своей страны, формировать чувство гордости за свою Родину. Развивающие: развивать интерес к изучению русского языка и литературы, расширять кругозор обучающихся. Общеобразовательные: познакомить обучающихся с малыми жанрами русского фольклора, такими как пословицы, поговорки, загадки, сказки, песни. |
5 |
07.05.2024 |
Форма: проектная работа. Тема: «Сказки». |
формирование у младших школьников основ патриотизма через знакомство с малыми жанрами русского фольклора. |
Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа, формировать интерес к истории и литературе России. Развивающие: развивать творческие способности, воображение и фантазию обучающихся, способствовать развитию речи и коммуникативных навыков. Общеобразовательные: познакомить обучающихся с малыми жанрами русского фольклора, такими как пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, научить понимать их смысл и значение. |
6 |
13.05.2024 |
Форма: игры в хороводе. Тема: «Хоровод дружбы». |
формирование у младших школьников основ патриотизма через знакомство с малыми жанрами русского фольклора. |
Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и традициям своего народа, чувство гордости за свою страну. Развивающие: развивать интерес к изучению истории и культуры России, творческие способности и коммуникативные навыки. Общеобразовательные: познакомить младших школьников с малыми жанрами русского фольклора, их значением и ролью в жизни народа. |
В ходе реализации занятий в экспериментальной группе, дети узнали о культуре и традициях своего народа, познакомились с историей России, её героями и достижениями, научились ценить и уважать свою Родину, природу и культуру, что способствовало повышению уровня патриотического воспитания школьников (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов исследования по патриотическому воспитанию младших школьников на основе малых жанров русского фольклора
Уровень |
Первичная диагностика |
Контрольная диагностика |
||||||
Методика 1 |
Методика 2 |
Методика 1 |
Методика 2 |
|||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|
Высокий |
27 % |
33 % |
23 % |
37 % |
57 % |
40 % |
45 % |
41 % |
Средний |
55 % |
61 % |
41 % |
38 % |
38 % |
54 % |
39 % |
42 % |
Низкий |
18 % |
6 % |
36 % |
25 % |
5 % |
6 % |
16 % |
17 % |
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что использование малых жанров русского фольклора в воспитательной работе с младшими школьниками способствует формированию у них чувства патриотизма, любви к своей стране и уважения к её истории и культуре, поскольку после проведения мероприятий в экспериментальной группе значительно повысился интерес детей к изучению русской культуры, стало активное участие на занятиях патриотической направленности и ростом уровня их знаний о Родине.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. — 2012. — № 303.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р // Российская газета. — 2015. — № 122.
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 08.01.2021) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www. pravo.gov.ru, 20.04.2023.
- Калинина, С. А. Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности / С. А. Калинина, Р. Р. Никифорова, Л. Н. Савандеева. // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 242–245.
- Мелентьев, А. В. Этапы патриотического воспитания / А. В. Мелентьев // Образование и право. — 2020. — № 7. — С. 237–241.