Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона
Авторы: Максимова Ирина Владимировна, Дорошенко Ольга Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 7733 раза
Библиографическое описание:
Максимова, И. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона / И. В. Максимова, О. В. Дорошенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4132/ (дата обращения: 16.12.2024).
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Как национальная государственная идея, он формируется на всем протяжении истории Отечества, и в то же время, опираясь на прошлое, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Исследованию проблемы формирования чувства патриотизма у дошкольников были посвящены работы современных ученых — С. Адаменко, Н. В. Алешиной, З. Т. Гасанова, Л. В. Кокуевой, В. А. Неволиной, А. Ю. Тихоновой и др.
Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе — что составляет содержание патриотического воспитания, какие средства являются эффективными в воспитании патриотизма у дошкольников и др. Цель нашего исследования заключается в поиске педагогических условий формирования патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона.
В качестве объекта исследования рассматривается процесс формирования патриотических чувств у старших дошкольников. Предметом исследования являются педагогические условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой региона.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи:
1. Выяснить сущность и особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень сформированности патриотических чувствустарших дошкольников.
3. Определить и экспериментально апробировать педагогические условия формирования патриотических чувствустарших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона.
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок» поселка Борисовка Белгородской области. В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы. Педагогический эксперимент состоял из трех этапов — констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента нами были определены следующие критерии исследования патриотических чувств у старших дошкольников: знания о стране, родном городе, поселке; знание символики страны, города, поселка; наличие представлений об истории народной культуры и традиций; определение личностного отношения детей к родному краю.
В соответствии с выделенными критериями мы подобрали контрольные задания, разработанные Л. А. Добринец и представленные в региональной программе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников «Я и мой поселок» []:
- Задание 1. Родной город. Цель: определить уровень знаний о родном городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, парков).
- Задание 2. Символика родного города. Цель: определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе страны, родного города, поселка.
- Задание 3. История народной культуры и традиций. Цель: определить уровень сформированности знаний о культуре, народных праздниках и традициях русского народа.
В процессе проведения диагностики были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности представлений о родном крае показали 7 детей (35 %). Дети продемонстрировали знания о родном поселке, его основателе, достопримечательностях. Также дети показали хорошие знания символики областного центра и своего поселка. Десять детей (50 %) показали средний уровень. В ответах детей были допущены незначительные ошибки, неточности. Три ребенка (15 %) показали низкий уровень. Дети продемонстрировали поверхностные знания о родном крае.
В диагностике приняли участие родители воспитанников. Им было предложено ответить на вопросы анкеты. Цель анкеты — выяснить отношение ребенка к родному краю — его истории, культуре, достопримечательностям.
По данным проведенного опроса мы выяснили, что дети, показавшие средний и высокий уровень знаний о родном поселке, крае, проявляют достаточно высокий интерес к истории своего поселка, с желанием посещают краеведческий музей, бывают вместе с родителями на выставках, праздничных мероприятиях. Дети с низким уровнем представлений о родном крае показали и низкий уровень отношения к жизни поселка, его истории. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости усиления воспитательной работы с дошкольниками в области патриотического воспитания.
На втором этапе эксперимента (формирующем) нами были апробированы условия гипотезы, согласно которой успешное формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона возможно, если:
- способствовать обогащению и дополнению развивающей среды в детском саду и в семье;
- использовать возможности музейной педагогики и достопримечательностей родного поселка;
- осуществлять сотрудничество воспитателей детского сада с семьей по вопросам патриотического воспитания.
Нами была разработана программа воспитательно-образовательной работы с детьми, направленная на обогащение представлений дошкольников о родном крае и формированию у них патриотических чувств.
Таблица
Перспективный план ознакомления старших дошкольников с историей и культурой региона
№ п/п |
Тема занятия |
Цель занятия |
1. |
«Путешествие по России» |
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. |
2. |
«Большая и малая Родина» |
Расширить представление детей о Родине малой и большой. |
3. |
«Символика родной страны» |
Познакомить детей с гербом, флагом, дать понятие об обозначениях символики на гербах, флагах |
4. |
«Борисовка — частица земли Белгородской» |
Обогащение знаний детей о родном поселке, его достопримечательностях. |
5. |
«23 февраля — праздник мужества» совместное мероприятие с родителями. |
Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине, прививать любовь к родному краю; воспитывать толерантность, культуру поведения. |
6. |
Знаменитые люди поселка |
Расширить знания детей о родном крае, воспитывать любовь, чувство привязанности к нему. |
7. |
«Защитники земли Борисовской». |
Формировать у детей чувство гордости за односельчан, знакомить с боевыми победами нашего народа и памятниками боевой славы. |
8. |
«Семейные обычаи на Руси». Открытое комплексное занятие. |
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Вызвать желание быть участниками праздников. |
Уровень представлений детей о родном крае во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в дошкольном образовательном учреждении.
При воспитании у детей чувства любви к родному поселку, мы старались подвести их к пониманию, что их поселок — это часть их большой Родины. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну мы сочетали с формированием толерантного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Так, на занятии «Путешествие по России» дети узнали, какая большая наша Родина, ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Дети узнали, что когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом — припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде, надо ехать 7 дней — неделю, а на самолете лететь — почти сутки. Узнали, какие национальности проживают в России, какое количество культур живут и соприкасаются с друг другом на территории одной страны. Ребята познакомились с названиями городов, рек, гор, совершив заочное путешествие по карте России.
Дети совершали экскурсии в Михайловский храм, заповедник «Белогорье», к достопримечательным местам посёлка. Стало традицией проведение в «Теремке» Рождественских встреч, Масленицы, праздника Пасхи. Все эти мероприятия помогали нам воспитывать у детей уважение к нравственным нормам, формировать чувство любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций, а также ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. В ДОУ и групповых помещениях детей старшего дошкольного возраста оснащены уголки с государственной символикой. В течение года организовывались встречи с ветеранами ВОВ, проводились музейные уроки в историко-краеведческом музее ДОУ. Девятого мая — в день Победы и 7 августа в день освобождения Борисовки от фашистских захватчиков в детском саду проводились тематические занятия, праздничные концерты с приглашением ветеранов войны. В рамках сотрудничества с историко-краеведческим музеем, музеем народной культуры, центром народных ремёсел в детском саду реализуется парциальная программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Для выявления динамики в развитии патриотических чувств у старших дошкольников нами была проведена контрольная диагностика. Сопоставление полученных результатов с данными стартовой диагностики позволили выявить положительную динамику в формировании патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона. На 6 детей (30 %) увеличился показатель высокого уровня, на 2 ребенка (10 %) уменьшились показатели низкого уровня. Таким образом, нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу о позитивном влиянии на формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста ознакомления их с родным краем.
Подводя итоги исследования, можно утверждать, что любовь к Отчизне у детей начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, поселком, страной, его достопримечательностями, дети учатся осознавать себя живущими в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Литература:
1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –2005. — № 4. — С. 23.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2003.
3. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. — 2005. — № 6. — С. 59.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». — М., 2001. — 56 с.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы». — М., 2006. — 65 с.