Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Богатенкова Яна Анатольевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.
Дата публикации: 25.03.2020
Статья просмотрена: 2682 раза
Библиографическое описание:
Богатенкова, Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения / Я. А. Богатенкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5035/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Автор описывает опыт работ по использованию художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе в патриотическом воспитании детей.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, литературно чтение, младший школьный возраст.
На современном этапе развития нашего общества чрезвычайно актуальной проблемой выступает патриотическое воспитание подрастающего поколения. Последние годы характеризуются утратой социумом традиционного российского патриотического сознания. Также сегодня широкое распространение получают равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам и др.
Патриотизм является сложным многогранным явлением. Он выступает одной из наиболее значимых ценностей общества, которая объединяет в своем содержании совокупность социальных, политических, духовно-нравственных, культурных, исторических и других составляющих, в первую очередь, он проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству. Патриотизм — это важная составляющая духовного богатства личности, характеризуемая высокий уровень ее социальной значимости [4].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отражается проблема патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. В личностных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования выделяется важность формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценностей многонационального российского общества [5].
Патриотическое воспитание рассматривается М. Л. Афанасьевой как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, который способствует формированию патриотических убеждений, взглядов, чувств, становлению уважительного отношения к историческому прошлому своей страны и унаследованным от нее традициям Родины [1].
Как отмечает Е. А. Леванова, патриотическое воспитание представляет собой составную часть общего воспитательного процесса. По мнению автора, данный феномен определяется систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти и общественных организаций, которая формирует у граждан чувство верности своему Отечеству, высокое патриотическое сознание, готовность выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины [3].
Цель патриотического воспитания, как указывает А. Н. Вырщиков, заключается в том, чтобы развивать в нашем обществе гражданскую ответственность, высокую социальную активность, духовность, а также способствовать становлению граждан, обладающих рядом позитивных качеств и ценностей, способных проявлять их в созидательном процессе в интересах Отечества, укреплять государство, обеспечивать его устойчивое развитие и жизненно важные интересы [2].
Для формирования чувства патриотизма у младших школьников в условиях общеобразовательной школы необходимо знание не только его сущности и содержания, но и внутренних психолого-педагогических компонентов, выступающих в совокупности носителями указанного качества. К таким составляющим И. Ф. Харламов относит потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, деятельностный, волевой и рефлексивно-оценочный [6].
Уроки литературного чтения не только способствуют развитию всех названных компонентов, но и в большей степени, чем другие школьные предметы, воздействуют на эмоционально-чувственную сферу детей младшего школьного возраста.
Формирование потребностно-мотивационного компонента патриотизма осуществляется в ходе обучения при использовании разнообразных форм работы, основываясь на идеях и сюжетах произведений художественной литературы.
Когнитивно-интеллектуальный компонент — значит, углубленно осмысливать сущность патриотизма и способы его проявления в разных видах деятельности детей (беседа, сообщение, проведение литературно-музыкальных гостиных и т. д.).
Эмоционально-чувственный компонент заключается в формировании у младших школьников патриотических чувств, взглядов, убеждений. Важным аспектом является то, чтобы полученные знания о патриотизме учащимися приобретали личностный смысл, проходили через эмоциональные переживания, превращаясь в руководящие принципы их деятельности и поведения. Рекомендуется использовать задания при работе над художественным текстом с элементами дискуссий, что обеспечивает создание собственной позиции ребенка.
Поведенческий (деятельностный) и волевой компоненты связаны с формированием у детей способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Для создания благоприятного фона следует использовать богатство национальной художественной литературы.
Рефлексивно-оценочный компонент подразумевает осознание пройденного материала, сбор понятого, замеченного, обдуманного. Основной целью является построение смысловой цепочки и фиксирование результата.
Основными задачами, которые решаются на уроках литературного чтения являются ознакомление детей младшего школьного возраста с духовными традициями России, ее героическим прошлым; формирование у детей ответственности, правосознания, любви к Родине; воспитание готовности к защите своей Родины.
В практической деятельности мы активно используем следующие формы работы на уроках литературного чтения, направленные на патриотическое воспитание младших школьников: беседа, проектная деятельность, творческий отчет, акция, конкурс сочинений, рисунков и чтецов, литературная гостиная, читательская конференция, встреча с поэтом (писателем) и пр.
В таблице 1 представлен фрагмент тематического планирования для 3 класса по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения.
Таблица 1
Фрагмент тематического планирования для 3 класса по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения
Тема |
Форма работы |
Содержание |
«Богатыри земли русской» |
Проектная деятельность |
Изучение жизни богатырей, рассмотрение поступков не с точки зрения нравственного составляющего, а с точки зрения патриотического сознания. |
«А. С. Пушкин –величайшее национальное достояние» |
Беседа |
Рассказ о А. С. Пушкине, как патриоте своего Отечества. Объяснение чувств, испытываемых поэтом к русской земле. |
«Мораль сей басни такова»... |
Конкурс на лучший рисунок героев басни И.А Крылова |
Просмотр и анализ детских рисунков. |
«Сочинение о героях» |
Конкурс сочинений |
Написание сочинения, анализируя поступки героев с точки нравственно-моральных норм, присутствия или отсутствия патриотизма в действиях героев прочитанных сказок. |
«Мир вокруг нас» |
Читательская конференция по изученным произведениям А.И Куприна |
Обсуждение прочитанных произведений А.И Куприна с целью пробуждения чувств сопереживания животным. |
«Мини-книга о герое» |
Творческий отчет по произведениям С.Я Маршак, А.П Гайдара |
Выставка книг о Родине, о героях. Представление своей «мини-книги» с рассказами о патриотических поступках героев. |
«Это праздник со слезами на глазах. День Победы» |
Литературная гостиная |
Чтение стихотворений о Великой Отечественной Войне. |
Работа над художественными произведениями на уроках литературного чтения осуществляется согласно нескольким этапам: первичный синтез, анализ, вторичный синтез.
Таким образом, уроки литературного чтения способствуют становлению собственного отношения у младших школьников к жизненным явлениям, пробуждению интереса к книгам и художественным произведениям, закладыванию основ читательской культуры личности и воспитанию общечеловеческих и национальных нравственно-этических ценностей, формированию патриотического сознания и т. д. Через различные формы работы с детьми на уроках литературного чтения, активизируя с их помощью деятельность учащихся, решаются основные задачи патриотического воспитания.
Литература:
- Афанасьева, М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф.дисс.... канд. пед. наук / М. Л. Афанасьева. — М.: Просвещение, 2008. — 198
- Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе: монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград: Авторское перо, 2006. — 27
- Леванова Е. А. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика: методическое пособие / Е. А. Леванова. — М.: Просвещение, 2013. — 64 с.
- Морозов С. И., Чемерилова И. А. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука. — 2016. — № 12. — С.119–121.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
- Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
Похожие статьи
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников
В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности
В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.
Русский фольклор как средство воспитания патриотизма кадет на уроках литературы
В статье автор раскрывает методологический аспект организации воспитательного процесса при изучении русского фольклора на уроках литературы.
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...
О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы
В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...
Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...
Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Формирование патриотического сознания школьников через организацию краеведческой работы
В статье рассматривается проблема формирования патриотического воспитания школьников через организацию краеведческой работы на уроках и во внеурочной деятельности.
Похожие статьи
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
В статье авторы делятся опытом работы по формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников в учебной деятельности на уроках литературного чтения.
Современные подходы к патриотическому воспитанию младших школьников
В статье автор исследует современные направления, формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности
В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.
Русский фольклор как средство воспитания патриотизма кадет на уроках литературы
В статье автор раскрывает методологический аспект организации воспитательного процесса при изучении русского фольклора на уроках литературы.
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...
О патриотическом воспитании старшеклассников на уроках литературы
В статье автор говорит о важности воспитания любви к родине, становлению гражданственности на уроках литературы через содержание изучаемого материала, рассматривает вопрос формирования гражданского воспитания старшеклассников в современном образовате...
Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...
Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Формирование патриотического сознания школьников через организацию краеведческой работы
В статье рассматривается проблема формирования патриотического воспитания школьников через организацию краеведческой работы на уроках и во внеурочной деятельности.