Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кубышкина, Н. Д. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы / Н. Д. Кубышкина, Н. Л. Будякова, Л. И. Скарга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51068/ (дата обращения: 18.11.2024).



Тема духовно-нравственного воспитания детей всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Для патриотического воспитания детей необходим личный пример жертвенно служащих Родине взрослых, поэтому одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения состоит в воспитании любви к Родине, своему краю, в формировании у воспитанников высоких патриотических чувств, начиная с младшего возраста.

Здесь особая роль принадлежит знакомству с художественными произведениями, посвященным теме Великой Отечественной войны. Знакомство с произведениями о Родине, о подвигах нашего народа позволяет сформировать у детей представления о славных делах наших предков, как в годы Великой Отечественной войны, так и в мирное время; воспитывать чувство уважения к соотечественникам, отстоявших нашу Родину в годы тяжелых испытаний; знакомить детей с традициями нашей страны, родного края, с жизнью современного общества. Большое значение в решении воспитательных задач имеет выбор правильного направления работы над произведением. Прежде всего важным является определение воспитательной цели и тех задач, которые должны быть реализованы. Например, перед чтением произведений о Великой Отечественной войне, педагог ставит цель раскрыть силу патриотизма русского народа в борьбе с врагом, вызвать у детей уважение к людям, отстоявшим Россию в годы тяжелых испытаний. Представления о Родине, о героических свершениях возникают у детей на основе ярких конкретных образов. Созданию у детей наглядного образа защитника Отечества способствует иллюстративная наглядность, репродукции с картин. Использование картины при прочтении художественного произведения позволяет детям ярче представить себе облик солдата, его одежду, лицо, торжественную позу со знаменем в руках. В результате в сознании ребенка должен сложиться обобщенный образ солдата — подлинного патриота, беззаветно преданного делу своих отцов и дедов, смелого, отважного, находчивого, доброго, готового в любую минуту прийти на помощь людям. Важно связывать материал для чтения с тем опытом, который ими уже был накоплен на основе просмотра телепередач, кинофильмов, воспоминаний и рассказов ветеранов. В процессе чтения и анализа произведения педагог помогает детям точнее и ярче представить те картины и образы, которые созданы автором. Анализируя события, сопереживая героям произведения, дети как бы живут, действуют вместе с ними. Однако они не всегда могут самостоятельно раскрыть смысл поступка, почувствовать, осознать его эмоциональный, гражданский подтекст. Следовательно, при работе над текстом нужно выделять такие задачи: помочь детям воспроизвести место действия, определить наиболее характерные черты героя, осмыслить его поступки. Очень важно, чтобы дети осознали в чем проявляется героизм, поняли мотивы поступка — во имя чего совершались героические поступки, какие качества проявились в этом поступке, как поступок характеризует бойца.

Отвечая на эти вопросы, а также раскрывая причины, побудившие совершать героические поступки, дети приходят к выводу об исключительной смелости, бесстрашии и находчивости русских солдат, их беззаветном служении своему делу. Дети приходят к выводу: если каждый человек будет предан своей Родине, то такую силу победить невозможно. Знакомство с произведениями, в которых прославляются подвиги наших людей в суровые годы Великой Отечественной войны (С. Михалков «Быль для детей», А. Кононов «Памятник» и другие) позволяет расширить представление старших дошкольников о том, какие качества нужны человеку, чтобы выполнить священный долг защитника Отечества, как связаны между собой долг перед Родиной и личное счастье.

Вся работа должна быть направлена на то, чтобы воспитывать в детях активную жизненную позицию, активизируя их сопереживания, вызывая у них чувство сопричастности к описываемым событиям. Поскольку дети получают представления о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны, и, следовательно, далеких от их опыта, педагог продумывает приемы подготовки детей к восприятию произведений, раскрывающих эти события. С этой целью предварительно родителям воспитанников предлагается собрать фотографии родственников, участвовавших в боевых действиях, иллюстрации, репродукции с картин, совместные с детьми рисунки на эту тему. Весь собранный материал педагог использует в беседе с детьми. Задача такой беседы — подготовить детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне, создать представление о том, с каким злым и сильным врагом сражалась наша армия, кому она помогла избавиться от фашистских захватчиков, чем закончилась эта война. Во время беседы педагог подчеркивает значение нашей победы. Уже первое знакомство с тем или иным произведением о Великой Отечественной войне вызывает у детей непосредственное эмоциональное отношение. Важным моментом является беседа, помогающая детям выразить свои мысли и чувства на основе прочитанного текста. Дети отвечают на вопросы: о чем вы думали, слушая произведение? Что особенно понравилось и запомнилось? Какое настроение создает это произведение? Возникающие у детей в процессе знакомства с произведениями о Великой Отечественной войне сопереживания воспитывают чувство гордости за наших героев, которые не жалеют своей жизни ради мира и справедливости в отношениях между людьми. Красный флаг дети воспринимают как символ тяжелой борьбы, пролитой крови нашего народа. Переживая вместе с героями их страдания, надежды, радости, являясь свидетелями достижения большой цели, которую они ставят перед собой, дети как бы проходят путь мужества, воли, горячей любви к Отечеству, осознавая ответственность за его судьбу, и это, несомненно способствует развитию у дошкольников чувства патриотизма, глубокой веры в победу добра и справедливости на земле, положительных идеалов.

Воспитание патриотизма — это духовный ориентир и важнейший ресурс развития современного российского общества. Этот духовный ориентир предполагает возрождение героического прошлого России, обладающего богатейшим воспитательным потенциалом, основанным на познании боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость Отчизны, многогранных исторических, этнографических и культурных корней исторического развития российского общества, опыта участников Великой Отечественной войны и военных конфликтов. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Литература:

  1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.- М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013
  2. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011
  3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, ребенок, произведение, Родина, Россия, духовный ориентир, задача, педагог, поступок.


Задать вопрос