Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки
Авторы: Берзлякова Марина Владимировна, Кайгородова Наталья Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 06.06.2018
Статья просмотрена: 1544 раза
Библиографическое описание:
Берзлякова, М. В. Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки / М. В. Берзлякова, Н. Н. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14302/ (дата обращения: 21.11.2024).
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочные действия из нравственно-поучительного в чисто развлекательные. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со с взрослыми и сверстниками, так и достигнутом уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.
Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих извечных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Герберта, И. П. Пестолоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.
По мнению большинства ученых именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр. Воспитание тех или иных качеств в личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительное или отрицательное отношения к действительности.
Сказка — неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики. И я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». — писал К. Д. Ушинский. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно- воспитательной работе детских садов.
Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста использованием сказок явно недостаточно.
Это позволяет сделать вывод о том, что в практике использование сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольников; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречия между необходимостью развития у дошкольников нравственной воспитанности и недостаточным использованием восприятия в понимании сказки в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности воспитания и понимания сказки в развитии у детей 6–7 лет нравственного воспитания?
Объект — процесс нравственного воспитания у детей 6–7 лет.
Предмет — процесс восприятия и понимания сказки как воспитательное средство.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность нравственного воспитания у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказки.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания у детей дошкольного возраста;
- Выявить уровень развития у детей 6–7лет нравственного воспитания;
- Обосновать и экспериментально проверить эффективность восприятия и понимания сказки в развитии у детей 6–7 лет уровня нравственного воспитания.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у детей 6–7 лет нравственного воспитания посредством восприятия и понимания сказки будет успешным, если разработать и апробировать модель нравственного воспитания у детей 6–7 лет.
Методологическая основа исследования:
– целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова);
– процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения (Д. И. Лодзинский. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова,В. Г. Нечаева);
– развитие и формирование нравственных качеств личности (М. В. Вениаминов. Е. В. Бондаровская, С. А. Козлова. Т. А. Куликова).
В соответствии с поставленными задачами исследования мы провели констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление уровня развития у детей 6–7 лет нравственности:
А. Осознание детьми нравственных норм.
Б. Эмоциональное отношение к нравственным нормам.
В эксперименте участвовало 20 человек подготовительной группы детей 6–7 лет в МБДОУ № 76 «Алые паруса» г. Мытищи.
Дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек составили экспериментальную группу. Дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек — контрольную группу.
Выявление уровня развития у детей 6–7 лет нравственности включено в следующие методики: «Закончи историю», где предложены примеры ситуаций для рассмотрения ребенком, и методика «Сюжетные картинки». Авторы методик Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина.
По результатам констатирующего этапа эксперимента нами была составлена диаграмма (рис.1) результаты изучения уровня развития нравственности у детей были разделены на три группы:
– 1я группа — высокий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 10 %, в контрольной группе 20 %);
– 2я группа — уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 40 %, в контрольной группе — 50 %);
– 3я группа — низкий уровень развития нравственности у детей 6–7лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной — 30 %).
Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента явилось развитие нравственности у детей посредством восприятия и понимания сказки. Исходя из этого мы разработали и апробировали перспективный план работы по развитию нравственности у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказок и составили рекомендации по реализации данного плана работы.
План содержал 10 сказок, направленных на развитие таких нравственных качеств. Как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. В день читали по одной сказке в соответствии с перспективным планом, образовательная деятельность проводилась со всей группой детей. Работали в кругу, чтобы мы могли отслеживать реакцию детей. По ходу чтения детям задавали вопросы, и обращалось внимание на те ситуации, в которых как раз и проявлялись качества, противоположные выбранным.
Таблица 1
Перспективный план работы по развитию удетей 6–7 лет нравственности
№п/п |
Автор |
Название сказки |
Цель |
Вопросы кдетям. |
1 |
В. Драгунский |
«Друг детства» |
Воспитание заботливого отношения к игрушкам, доброты, развитие терпимости. |
Зачем Дениске понадобилась груша? Почему Дениска не сделал себе боксерскую грушу, он ведь больше не играл с Мишкой? |
2 |
Л.П.Стрелкова |
«История отом, что такое хорошо ичто такое плохо» |
Воспитание внимательного заботливого отношения. Развитие понятия о морали, развитие умения понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. |
А что сделал бы ты на его месте? О чем думал Данилка? |
3 |
В. Катаев |
«Цветик-семицветик» |
Воспитание заботливого отношения к людям, любви. Развитие умения думать не только о себе, но и о тех, кто нуждается в помощи. Развитие умения отступать от своих решенийв угоду другим людям. |
Что бы ты загадал, если бы у тебя был последний лепесток? |
4 |
В. Осеева |
«Сыновья» |
Воспитание любви и заботы к маме, трудолюбия. |
Почему третья мама промолчала? Кто из мальчиков тебе понравился больше? Почему? |
Стремились вызвать оценочное суждение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовали развитию нравственных качеств.
В общении с детьми избегали повелительного тона, чаще выражали уверенность в возможностях, помогали выражать мысли детей.
В соответствии с поставленными задачами исследования мы провели контрольный эксперимент.
Целью контрольного эксперимента явилось выявление уровня развития нравственности у детей 6–7 лет.
Основные методики, показатели и оценочная система были представлены в констатирующем этапе эксперимента.
По результатам контрольного этапа эксперимента нами была составлена диаграмма (рис.2).
Результаты также были нами были разделены на три группы:
– 1я группа — высокий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе — 30 %);
– 2я группа — средний уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе — 60 %);
– 3я группа — низкий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 0 %, в контрольной группе 10 %).
Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов нами представлены в диаграмме (рис.3).
Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольных этапов.
Таким образом. Проведённое исследование доказало эффективность восприятия и понимания сказки в развитии у детей 6–7лет нравственности.