Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Берзлякова, М. В. Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки / М. В. Берзлякова, Н. Н. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14302/ (дата обращения: 21.11.2024).



Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочные действия из нравственно-поучительного в чисто развлекательные. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со с взрослыми и сверстниками, так и достигнутом уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих извечных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Герберта, И. П. Пестолоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр. Воспитание тех или иных качеств в личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительное или отрицательное отношения к действительности.

Сказка — неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики. И я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». — писал К. Д. Ушинский. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно- воспитательной работе детских садов.

Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста использованием сказок явно недостаточно.

Это позволяет сделать вывод о том, что в практике использование сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольников; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречия между необходимостью развития у дошкольников нравственной воспитанности и недостаточным использованием восприятия в понимании сказки в данном процессе.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности воспитания и понимания сказки в развитии у детей 6–7 лет нравственного воспитания?

Объект — процесс нравственного воспитания у детей 6–7 лет.

Предмет — процесс восприятия и понимания сказки как воспитательное средство.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность нравственного воспитания у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказки.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания у детей дошкольного возраста;
  2. Выявить уровень развития у детей 6–7лет нравственного воспитания;
  3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность восприятия и понимания сказки в развитии у детей 6–7 лет уровня нравственного воспитания.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у детей 6–7 лет нравственного воспитания посредством восприятия и понимания сказки будет успешным, если разработать и апробировать модель нравственного воспитания у детей 6–7 лет.

Методологическая основа исследования:

– целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова);

– процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения (Д. И. Лодзинский. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова,В. Г. Нечаева);

– развитие и формирование нравственных качеств личности (М. В. Вениаминов. Е. В. Бондаровская, С. А. Козлова. Т. А. Куликова).

В соответствии с поставленными задачами исследования мы провели констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление уровня развития у детей 6–7 лет нравственности:

А. Осознание детьми нравственных норм.

Б. Эмоциональное отношение к нравственным нормам.

В эксперименте участвовало 20 человек подготовительной группы детей 6–7 лет в МБДОУ № 76 «Алые паруса» г. Мытищи.

Дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек составили экспериментальную группу. Дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек — контрольную группу.

Выявление уровня развития у детей 6–7 лет нравственности включено в следующие методики: «Закончи историю», где предложены примеры ситуаций для рассмотрения ребенком, и методика «Сюжетные картинки». Авторы методик Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина.

По результатам констатирующего этапа эксперимента нами была составлена диаграмма (рис.1) результаты изучения уровня развития нравственности у детей были разделены на три группы:

– 1я группа — высокий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 10 %, в контрольной группе 20 %);

– 2я группа — уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 40 %, в контрольной группе — 50 %);

– 3я группа — низкий уровень развития нравственности у детей 6–7лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной — 30 %).

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента

Целью формирующего эксперимента явилось развитие нравственности у детей посредством восприятия и понимания сказки. Исходя из этого мы разработали и апробировали перспективный план работы по развитию нравственности у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказок и составили рекомендации по реализации данного плана работы.

План содержал 10 сказок, направленных на развитие таких нравственных качеств. Как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. В день читали по одной сказке в соответствии с перспективным планом, образовательная деятельность проводилась со всей группой детей. Работали в кругу, чтобы мы могли отслеживать реакцию детей. По ходу чтения детям задавали вопросы, и обращалось внимание на те ситуации, в которых как раз и проявлялись качества, противоположные выбранным.

Таблица 1

Перспективный план работы по развитию удетей 6–7 лет нравственности

п/п

Автор

Название сказки

Цель

Вопросы кдетям.

1

В. Драгунский

«Друг детства»

Воспитание заботливого отношения к игрушкам, доброты, развитие терпимости.

Зачем Дениске понадобилась груша? Почему Дениска не сделал себе боксерскую грушу, он ведь больше не играл с Мишкой?

2

Л.П.Стрелкова

«История отом, что такое хорошо ичто такое плохо»

Воспитание внимательного заботливого отношения. Развитие понятия о морали, развитие умения понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

А что сделал бы ты на его месте? О чем думал Данилка?

3

В. Катаев

«Цветик-семицветик»

Воспитание заботливого отношения к людям, любви. Развитие умения думать не только о себе, но и о тех, кто нуждается в помощи. Развитие умения отступать от своих решенийв угоду другим людям.

Что бы ты загадал, если бы у тебя был последний лепесток?

4

В. Осеева

«Сыновья»

Воспитание любви и заботы к маме, трудолюбия.

Почему третья мама промолчала? Кто из мальчиков тебе понравился больше? Почему?

Стремились вызвать оценочное суждение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовали развитию нравственных качеств.

В общении с детьми избегали повелительного тона, чаще выражали уверенность в возможностях, помогали выражать мысли детей.

В соответствии с поставленными задачами исследования мы провели контрольный эксперимент.

Целью контрольного эксперимента явилось выявление уровня развития нравственности у детей 6–7 лет.

Основные методики, показатели и оценочная система были представлены в констатирующем этапе эксперимента.

По результатам контрольного этапа эксперимента нами была составлена диаграмма (рис.2).

Результаты также были нами были разделены на три группы:

– 1я группа — высокий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе — 30 %);

– 2я группа — средний уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе — 60 %);

– 3я группа — низкий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 0 %, в контрольной группе 10 %).

Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов нами представлены в диаграмме (рис.3).

Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольных этапов.

Таким образом. Проведённое исследование доказало эффективность восприятия и понимания сказки в развитии у детей 6–7лет нравственности.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, понимание сказки, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, дошкольный возраст, уровень развития нравственности, использование сказок, контрольный эксперимент, нравственное воспитание детей.

Похожие статьи

Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр

Похожие статьи

Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия музыки

Воспитание патриотизма старших дошкольников средствами музыкального фольклора

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества

Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр