Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Берзлякова, М. В. Нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия и понимания сказки / М. В. Берзлякова, Н. Н. Кайгородова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14302/ (дата обращения: 30.10.2024).



Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочные действия из нравственно-поучительного в чисто развлекательные. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Старший дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со с взрослыми и сверстниками, так и достигнутом уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих извечных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Герберта, И. П. Пестолоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр. Воспитание тех или иных качеств в личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Его народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирует устойчивые положительное или отрицательное отношения к действительности.

Сказка — неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики. И я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». — писал К. Д. Ушинский. Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно- воспитательной работе детских садов.

Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

За последние годы проведено немало научных исследований, посвященных рассмотрению возможностей сказки в воспитании детей дошкольного возраста, однако раскрывающих особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста использованием сказок явно недостаточно.

Это позволяет сделать вывод о том, что в практике использование сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольников; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречия между необходимостью развития у дошкольников нравственной воспитанности и недостаточным использованием восприятия в понимании сказки в данном процессе.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования: каковы потенциальные возможности воспитания и понимания сказки в развитии у детей 6–7 лет нравственного воспитания?

Объект — процесс нравственного воспитания у детей 6–7 лет.

Предмет — процесс восприятия и понимания сказки как воспитательное средство.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность нравственного воспитания у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказки.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме нравственного воспитания у детей дошкольного возраста;
  2. Выявить уровень развития у детей 6–7лет нравственного воспитания;
  3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность восприятия и понимания сказки в развитии у детей 6–7 лет уровня нравственного воспитания.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у детей 6–7 лет нравственного воспитания посредством восприятия и понимания сказки будет успешным, если разработать и апробировать модель нравственного воспитания у детей 6–7 лет.

Методологическая основа исследования:

– целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова);

– процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения (Д. И. Лодзинский. А. В. Запорожец, Т. А. Маркова,В. Г. Нечаева);

– развитие и формирование нравственных качеств личности (М. В. Вениаминов. Е. В. Бондаровская, С. А. Козлова. Т. А. Куликова).

В соответствии с поставленными задачами исследования мы провели констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление уровня развития у детей 6–7 лет нравственности:

А. Осознание детьми нравственных норм.

Б. Эмоциональное отношение к нравственным нормам.

В эксперименте участвовало 20 человек подготовительной группы детей 6–7 лет в МБДОУ № 76 «Алые паруса» г. Мытищи.

Дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек составили экспериментальную группу. Дети подготовительной к школе группы в количестве 10 человек — контрольную группу.

Выявление уровня развития у детей 6–7 лет нравственности включено в следующие методики: «Закончи историю», где предложены примеры ситуаций для рассмотрения ребенком, и методика «Сюжетные картинки». Авторы методик Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина.

По результатам констатирующего этапа эксперимента нами была составлена диаграмма (рис.1) результаты изучения уровня развития нравственности у детей были разделены на три группы:

– 1я группа — высокий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 10 %, в контрольной группе 20 %);

– 2я группа — уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 40 %, в контрольной группе — 50 %);

– 3я группа — низкий уровень развития нравственности у детей 6–7лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной — 30 %).

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента

Целью формирующего эксперимента явилось развитие нравственности у детей посредством восприятия и понимания сказки. Исходя из этого мы разработали и апробировали перспективный план работы по развитию нравственности у детей 6–7 лет посредством восприятия и понимания сказок и составили рекомендации по реализации данного плана работы.

План содержал 10 сказок, направленных на развитие таких нравственных качеств. Как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. В день читали по одной сказке в соответствии с перспективным планом, образовательная деятельность проводилась со всей группой детей. Работали в кругу, чтобы мы могли отслеживать реакцию детей. По ходу чтения детям задавали вопросы, и обращалось внимание на те ситуации, в которых как раз и проявлялись качества, противоположные выбранным.

Таблица 1

Перспективный план работы по развитию удетей 6–7 лет нравственности

п/п

Автор

Название сказки

Цель

Вопросы кдетям.

1

В. Драгунский

«Друг детства»

Воспитание заботливого отношения к игрушкам, доброты, развитие терпимости.

Зачем Дениске понадобилась груша? Почему Дениска не сделал себе боксерскую грушу, он ведь больше не играл с Мишкой?

2

Л.П.Стрелкова

«История отом, что такое хорошо ичто такое плохо»

Воспитание внимательного заботливого отношения. Развитие понятия о морали, развитие умения понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

А что сделал бы ты на его месте? О чем думал Данилка?

3

В. Катаев

«Цветик-семицветик»

Воспитание заботливого отношения к людям, любви. Развитие умения думать не только о себе, но и о тех, кто нуждается в помощи. Развитие умения отступать от своих решенийв угоду другим людям.

Что бы ты загадал, если бы у тебя был последний лепесток?

4

В. Осеева

«Сыновья»

Воспитание любви и заботы к маме, трудолюбия.

Почему третья мама промолчала? Кто из мальчиков тебе понравился больше? Почему?

Стремились вызвать оценочное суждение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовали развитию нравственных качеств.

В общении с детьми избегали повелительного тона, чаще выражали уверенность в возможностях, помогали выражать мысли детей.

В соответствии с поставленными задачами исследования мы провели контрольный эксперимент.

Целью контрольного эксперимента явилось выявление уровня развития нравственности у детей 6–7 лет.

Основные методики, показатели и оценочная система были представлены в констатирующем этапе эксперимента.

По результатам контрольного этапа эксперимента нами была составлена диаграмма (рис.2).

Результаты также были нами были разделены на три группы:

– 1я группа — высокий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе — 30 %);

– 2я группа — средний уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 50 %, в контрольной группе — 60 %);

– 3я группа — низкий уровень развития нравственности у детей 6–7 лет (в экспериментальной группе 0 %, в контрольной группе 10 %).

Рис. 2. Результаты контрольного эксперимента

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов нами представлены в диаграмме (рис.3).

Рис. 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольных этапов.

Таким образом. Проведённое исследование доказало эффективность восприятия и понимания сказки в развитии у детей 6–7лет нравственности.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, понимание сказки, ребенок, экспериментальная группа, контрольная группа, дошкольный возраст, уровень развития нравственности, использование сказок, контрольный эксперимент, нравственное воспитание детей.