Формирование первичных представлений о нравственных нормах и правилах поведения у детей с тяжелым нарушением речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Прицина, В. А. Формирование первичных представлений о нравственных нормах и правилах поведения у детей с тяжелым нарушением речи / В. А. Прицина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 343-347. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50853/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является особенно актуальным в связи с тем, что мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, и к близким людям, и это приобрело глобальный характер.

Психологические особенности детей дошкольного возраста, их любознательность, несформированность эмоциональной и волевой сфер способствует тому, что ребёнок, оказавшись в агрессивной для него ситуации (жестокость, злоба окружающих и т. д.) подвергает опасности не только свое здоровья, но и перенимает образ поведения окружающих его людей. Уже в раннем детстве игры детей служат отголоском того, что ребёнок видел и слышал от взрослых. Игра ребёнка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка прежних впечатлений, комбинирование их.

Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполнения удивительными образами, тайной и волшебством часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребёнка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории наиболее доступна для восприятия ребёнка. Это делает её привлекательной для работы, направленной на воспитание у детей духовно — нравственных качеств. Жизнь рано или поздно поставит ребёнка перед определёнными задачами, и одна из наших целей подготовить ребёнка к успешному их решению. Одним из приёмов решения этих задач являются сказки, которые нам нравятся — они сплошь пронизаны преодолением каких-то препятствий. И не просто мановением волшебной палочки или другого волшебства, не требующего никакого ощутимого усилия от героев, а постоянная работа над преодолением препятствий, противоречий красивыми решениями. Воспитанников детского сада в ближайшем будущем ожидает школа, и у них должны быть сформированы духовно — нравственные качества: доброта, сочувствие, взаимопонимание, взаимопомощь друг к другу.

Для решения этой проблемы поставила цель: формирование духовно-нравственных основ у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, через ознакомление со сказкой.

Исходя из цели, сформулировала следующие задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Расширять и обогащать словарный запас детей;
  2. Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки;
  3. Учить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим;
  4. Закреплять и обобщать у детей полученные знания и навыки в повседневной жизни;
  5. Вызвать у детей эмоциональный отклик на появление знакомых героев.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Совершенствовать диалогическую форму речи детей;
  2. Развивать и корректировать у детей эмоциональную и волевую сферу, личностные качества ребёнка;
  3. Развивать у детей умение думать, сравнивать, сопереживать, анализировать поступки сказочных героев, используя методы РТВ;
  4. Продолжать формировать творческие способности детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к родному языку;
  2. Воспитывать умения сопереживать, сочувствовать героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем;
  3. Воспитывать коммуникативные навыки в общении.

Для реализации поставленных задач скоординировала свою работу: разработала перспективный план, в основе которого использовала русские народные и авторские сказки, план культурно — досуговой деятельности, продумала формы и методы работы (ТРИЗ и РТВ) по сказке на год, составила, совместную, авторскую анкету для родителей «Любите ли Вы сказки», составила совместный план взаимодействия с семьями воспитанников. Организовала предметно-развивающую среду в группе: «Играем в театр», «Здравствуй, книжка», изготовила мнематаблицы, сделала модели сказок, подобрала героев сказок (волшебники, сказочные гномы, герои и т. д.), оформила альбомы в работе по сказкам, составила ряд игр: «Шкатулка настроения», «Коробочка добрых дел» — это все помогало детям, погрузится в мир социальных ситуаций.

Для работы с детьми по ознакомлению с правилами поведения, через сказку разработала алгоритм работы с русской народной сказкой:

  1. Беседа по ее содержанию;
  2. Моделирование сказки;
  3. Пересказ сказки;
  4. Драматизация сказки;
  5. Творческая работа по мотивам сказки (изменение окончания сказки, введение нового героя, временные изменения);
  6. Художественное творчество по мотивам сказки.

Главное правило работы по данному алгоритму, соблюдать и не нарушать последовательность (от простого к сложному, от формирования словаря до развития связной речи)

Нетрадиционные методы– РТВ, позволяют научить оригинально, непривычно, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки сказки. Эти методы дают возможность ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо; создать новую ситуацию, где герой справился бы, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко. Например:

— В сказке «Колобок» — лиса не съела колобка, потому что она не ела колобков, а колобок пригласил всех зверей к себе в гости к дедушке и бабушке.

— В сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», лиса поделилась с волком рыбой, потому что она была доброй и не злой.

В каждом конкретном случае учила детей сравнивать, сопоставлять, доказывать, что это так, а не иначе, ставить себя на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая ребёнку возможность выбора собственной позиции. Задавала детям поисковые вопросы: «Как бы ты поступила на месте Гусей-лебедей?», из сказки «Гуси-лебеди», «Как бы ты поступил на месте волка?» из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Здесь использовала игру «Хорошо— плохо», с помощью которой дети могли оценивать поступки героев сказки.

Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка являлось моделирование, благодаря которому дети учились обобщенно представлять существенные признаки героев сказки, связи и отношения между ними. Последовательное пересказывание событий знакомых произведений с помощью модели способствует развитию у детей долговременной памяти, активизации речи, умению логически рассуждать. На первой стадии моделирования сказок дети «прятали» знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры. Так, в сказке «Заюшкина избушка» мы использовали кружки одинакового размера, но разного цвета. А в сказке «Теремок» каждый герой отличался величиной и цветом. С помощью условных заместителей дети быстро составляли модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказывали. В дальнейшем, по моделированию сказки использовала мнемотаблицы, в которых дети схематически изображали персонажи и последовательность событий. Постепенно дети научились выделять характерные особенности героев. У них сформировалось представление о логической последовательности сказки. Мнемотаблица не давала детям забыть сюжет сказки, дети старались полно передать её содержание, лучше запоминали повторы, образные сравнения.

Используя модель сказки, пришла к выводу, что детям это интересно, обучение рассказыванию проходило в более живой форме: дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу. Детям нравилось работать с моделями.

Для того чтобы работа со сказками была разнообразной, интересной, использовала в своей работе приемы развития творческого воображения, разработанные Страунинг А. М. (игра «Что в круге», метод «Каталога», метод «Фантастические гипотезы», метод «Перевирание сказки»).

Для расширения кругозора детей, формирования пространственного представления использовала игру «Что вкруге?». Например, в сказке «Колобок», главного героя обозначали символом и обводили в круг. Задавала вопрос: где стоит колобок? (на подоконнике), где находится подоконник? (в доме). Обвели второй круг чуть больше первого. Где находится дом? (деревне) и т. д. Затем предлагала каждому ребёнку, опираясь на данную схему самостоятельно рассказать, где же всё-таки живет колобок стимулирования тем сам связную речь ребёнка.

Для установления логической смысловой связи между предметами, построения смысловых конструкций, использовала метод «Каталога». Например, дети из сказки «Гуси-лебеди» выбрали двух героев девочку и Бабу- Ягу. Каждому герою дети давали определения, при этом схематически зарисовывали определения. Далее устанавливали логические и смысловые связи между героями. При этом у детей развивалось умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения, отражать через речь свои мысли.

Для развития воображения, умения рассуждать, фантазировать использовала метод «Фантастические гипотезы». Например: «Что было бы, если колобок съел лису?», «Что было бы, если, бабка не испекла колобка?», «Что было бы, если сестра не стала спасать братца?». У детей получались необычные, интересные версии ответов, активизировался и обогащался их словарь.

Для того чтоб знакомая сказка детям не надоела, как старая игрушка, была интересна, использовала метод «Перевирание сказки», тогда сказку превращала, как- бы в пародию — появлялся другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке. Например; жили-были дедушка и бабушка. Испекла бабушка бублик.

Дети: «Не бублик, а колобок!»

Педагог: «Ах, да, колобок! Побежал колобок по тропинке».

Дети: «Не побежал колобок по тропинке, а покатился по дорожке»… и т. д.

Дети вместе со сказочными героями стремятся объяснить их поведение, помогают им выйти из затруднительных ситуаций, переживают за них и учатся сами избегать по возможности такие ситуации в жизни. В процессе работы каждый ребенок имел возможность активно обсуждать сюжет сказки, высказывать свои мысли, слушать высказывания других детей, что способствовало развитию творческого воображения, формированию логического мышления, развитию коммуникативных способностей.

Для закрепления содержания сказки, уточнения ее сюжета использовала занятия по художественному творчеству детей, где применяла различные приемы изобразительной деятельности. В лепке дети свободно пользовались умениями выделять и передавать характерные особенности героя, обязательно проговаривая их. Предоставляла детям возможность самостоятельно выбрать тему сказки, подобрать материал для творчества. Так, например, из картона дети конструировали зайца из сказки «Колобок», в аппликации методом обрывания бумаги создавали образ лисы из сказки «Рукавичка», иллюстрировали знакомую сказку или сказку с измененным концом. Во время рисования дети иллюстрировали как знакомую сказку, так и авторские сказки. По окончании работы, они рассказывали о своем замысле, о характерных чертах персонажа, проговаривали сюжет, обменивались между собой готовыми поделками, играли с ними, сопереживая героям сказки.

Признак настоящейсказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!

Работа по формированию у детей духовно — нравственных основ невозможна без участия родителей. На первом родительском собрании познакомила их с системой работы, ее актуальностью в подготовке детей к обучению в школе, целью и задачами. Дала перечень сказок, по которому будет вестись работа в течение года, чтобы родители могли обговорить с детьми и побеседовать о содержании сказки.

На очередном собрании провела для родителей мастер-класс по теме: «Формирование у детей основ духовно — нравственных качеств, через сказку», в процессе, которого родители имели возможность научиться создавать модели слов, подбирать определения к словам, устанавливать логические смысловые связи между предметами и строить смысловые конструкции для того, чтобы уже дома грамотно закреплять с детьми пройденный материал.

Продемонстрировала родителям материалы своей работы: сказки, которые сочинили их дети за прошедшее время; иллюстрации, созданные руками детей; мнемотаблицы, на которые дети опирались при составлении описательных рассказов и сказок. Родители были приятно удивлены результатами работы, отметили, насколько интересны сказки, придуманные их детьми, необычен сюжет, как творчески дети подошли к иллюстрированию своих произведений. Они единогласно пришли к выводу о том, что работа, построенная по такой системе, дает хорошие результаты не только в развитии речи детей, но и в развитии их нравственных качеств. Подготовила серию консультаций для родителей: «Ваш ребёнок не говорит?», «Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР». Провела анкетирование, которое помогло мне убедиться в том, что родители заинтересованы и увлечены работой по сказке. Они видят результат деятельности детей.

В подтверждение правильности выбранных мною и представленных выше методов и приемов работы наблюдается положительная динамика.

Таким образом, опыт моей работы по формированию у детей дошкольного возраста духовно — нравственных правил поведения посредством погружения их в сказку и оказание посильной помощи сказочным персонажам с использованием методики моделирования, игры «Хорошо — плохо», решение проблемных ситуаций и изменение сюжета сказки, дает реальную возможность привить элементарные правила поведения, доброту, взаимовыручку, сопереживание. Дети получили представления о правилах поведения, об окружающем мире. Умеют переносить сказочные ситуации в реальную жизнь, что дает им возможность различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Ветохина А. Я. «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
  3. Богат В. Ф. «Метод, направленный на достижение идеального конечного результата. ТРИЗ в детском саду». Журнал «Ребёнок в детском саду» № 2, 2008 г.
  4. Дмитриева Н. В. «Сказка — ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок». Обнинск, 1997 г.
  5. Заика Е. В. «Комплекс игр для развития воображения». Журнал «Вопросы психологии», № 6, 1990 г., № 2, 1993 г.
  6. Микляева Н. В. «Читаем и обыгрываем сказки». Журнал «Ребёнок в детском саду», № 2, 2011 г
  7. Писарева Н. Е. «Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР». Журнал «Дошкольная педагогика»,№ 5,2010г.
  8. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Лелюх С. В. «Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ» Журнал «Ребёнок в детском саду», № 2, 3, 4, 5, 6, 2006 г.
  9. Страунинг А. М., Страунинг М. А., «Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика Фантазии»». Обнинск, 1996 г.
  10. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой». Фирма «Издательство АСТ». Харьков: Фалио, 2.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, герой, знакомая сказка, работа, задача, колобок, волевая сфера, дошкольный возраст, серый волк.


Похожие статьи

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста

Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников

Похожие статьи

Введение элементов экологического воспитания в процесс формирования социально-адаптивных навыков у детей-сирот с нарушением интеллекта

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Особенности эмоциональной лексики у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста

Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях

Формирование представлений о человеке и его здоровье у дошкольников

Задать вопрос