Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, С. С. Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста / С. С. Хаустова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1498/ (дата обращения: 16.12.2024).

Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве и сложнейшая задача дошкольного воспитания. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А.Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общением с окружающими людьми.

Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Ребёнку надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приёмов, помогающих в овладении связной речью, самым эффективным оказался приём моделирования.

Поставила перед собой следующие задачи:

  1. Развивать у детей простейших формы символизации.

  2. Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей.

  3. Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме.

  4. Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.

  5. Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.

В работе с детьми использовала заместители-кружки по заданным признакам (величина и цвет) и картинно-схематические планы, которые содержали последовательность высказывания. В схеме отображалось детальное содержание текста, с помощью которого малыши учились составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети самостоятельно подбирали кружки к каждому сказочному герою и объясняли свой выбор. С помощью схем и заместителей дети легко и без пропусков рассказывали сказки, составляли описательные рассказы по сказочным персонажам.

В младшей группе к концу года дети активно стали отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, занятия проходили в более живой форме, где каждый ребёнок принимал участие в нем: если не рассказывал, то читал схему, проговаривая строки из текста в соответствии с картинкой. Дети научились сопереживать, оценивать действия и поступки сказочных героев, большинство детей стали с легкостью использовать схемы вне занятий.

Таким образом, систематически применяя на занятиях по развитию речи модели (схемы), добились важных результатов в речевом развитии детей. Программа средней группы предполагает продолжение работы, начатой во второй младшей группе.

Главная задача развития умственных способностей, начиная со средней группы, определяется авторами программы как развитие способностей к наглядному моделированию. Для того чтобы правильно выстроить свою работу в средней группе, провела диагностику детей по развитию речи на начало года по следующим критериям:

  1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения.

  2. Умение составлять описательные рассказы, опираясь на наглядный материал.

  3. Умение рассказывать из личного опыта.

  4. Участие в играх, инсценировках по литературным произведениям.

Проанализировав результаты диагностики, поставили перед собой следующие развивающие задачи:

  • Освоение действий замещения персонажей сказки.

  • Развитие действий построения двигательной и сериационной моделей сказки как основы для её пересказа.

  • Освоение действий моделирования игрового пространства при проведении игры-драматизации.

  • Освоение действий передачи отношения к персонажам сказок с помощью самостоятельно придуманных символических средств.

В средней группе дети передают своё эмоциональное отношение к сказке не только с помощью таких элементарных средств, как цвет и форма, но и используют характерные атрибуты персонажей, их действия, т. е. происходит усложнение осваиваемых символических средств. При этом в качестве средства, помогающего ребёнку при пересказе, выступает наглядная пространственная модель сериационного или двигательного типа.

Занятия по пересказу русских народных сказок строю по определённой структуре:

  • Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.

  • Беседа по содержанию произведения, в которой дети давали характеристику сказочным персонажам, их действиям и поступкам.

  • Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).

  • Пересказ сказки, опираясь на наглядно-пространственную модель.

При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показала детям большой фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком - «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для её пересказа.

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек».

Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает».

Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Очень интересно проходили занятия по развитию речи, где дети сочиняли свои истории с опорой на заместители и передавали своё отношение к придуманному персонажу при помощи символических средств. На такие занятия приносила чудесную шкатулку со сказками: дети получали из шкатулки героев своей сказки - кружки разного цвета и придумывали интересные истории про них. В процессе этих занятий у детей развивалось воображение, совершенствовалось действие «опредмечивания» заданных элементов действительности.

Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод, что использование наглядных схем при пересказе и составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты сказки при пересказах.

Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, сказка, двигательный тип, заместитель, развитие речи, младшая группа, наглядная пространственная модель, наглядное моделирование, родной язык.

Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей

Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста

Применение мультимедиатехнологий при создании программы развития речи

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников

Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей

Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста

Применение мультимедиатехнологий при создании программы развития речи

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников

Формирование фонематического восприятия как залог успешного обучения в школе

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Этапы формирования связной речи как залог результативного обучения

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья