Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 27.06.2019

Статья просмотрена: 1377 раз

Библиографическое описание:

Леонтьева, Л. В. Развитие связной речи в детском саду / Л. В. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4324/ (дата обращения: 15.11.2024).



С давних времён речь человека была его визитной карточкой.Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи дошкольников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других.

Сегодня необходимо формирование такой личности, которая могла бы сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с конкретной речевой ситуацией, со своим замыслом, коммуникативным намерением и т. д. Этим умениям необходимо целенаправленно учить детей на разных этапах обучения. Многолетний опыт работы словесников убеждает в том, что обучению полноценному общению нужно уделять особое внимание и время.

Следовательно, для формирования важнейших коммуникативных умений необходима целенаправленная и систематическая работа на ранних этапах обучения в детском саду.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных ϲпоϲобноϲтей. Развитие речи в игре и обучении — это единый процеϲϲ, протекающий в многообразии познавательной деятельности дошкольника ϲпецифичеϲкая структура занятий по развитию связной монологической речи, предполагает осмысление ϲредϲтв, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла ребенка. Кроме этого, беседа ϲ малышами, ϲоϲтавление раϲϲказа по картинкам, пересказы историй и сказок, направлены на осознание лингвистических особенностей руϲϲкого языка, умению грамотно использовать возможности построения ϲобϲтвенной речи. соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе ϲ монологической речью на занятиях в детском саду и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

И хотя развитие речи воспитанников на занятиях и в игровой деятельности предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности, но говорению отводится особое место.

Монологическая речь — это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий.

Обучение монологической речи — чрезвычайно сложное дело. По утверждению психологов, в частности А. А. Леонтьева, она сложнее и труднее диалогической речи, т. к. требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня: парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано,

Чаще всего при общении со взрослыми и друг с другом обучающиеся испытывают следующие трудности:

– неверное построение предложений;

– небогатый словарный запас;

– неправильное произношение;

– речь характеризуется однообразием синтаксических конструкций;

– неудачный порядок слов и т. д.

Основными задачами воспитателя по развитию речи являются-

– Учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

– Тренировать детей в обучении рассказыванию с помощью игрушек и предметов.

– Обучать детей подгруппами составлять творческий рассказ.

– Учить составлять описательные рассказы. (по игрушкам, по комнатным растениям и т. д.)

– Учить составлять творческий рассказ по заданной серии картинок, а также по одной картине

– Учить детей пересказывать небольшие текст по цепочке, а затем целого рассказа.

– Методы и приемы обучению творческому рассказыванию (СХЕМА)

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых сведений о языке, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Именно коммуникативная компетенции способствует формированию умений и навыков речевого общения.

Работа по развитию монологической речи требует разнообразных приемов и методов. Так уже в младшей группе дети учатся отвечать на вопросы не однозначным ответом, а полным, учатся правильно строить предложения, пополняют свой словарный запас. И уже к концу старшей группы они способны выполнять задания творческого характера.

На прогулках дети под руководством воспитателя рассматривают деревья и подмечают, что рябина тонкоствольное дерево с коричневым стволом, с кудрявой кроной и резными листьями. В итоге составляем устный рассказ-описание.

Картина — это один из источников обогащения речи детей, поэтому беседы по картине занимают особое место в моей работе. Цель работы при составлении текста-описания по пейзажной картине — это научить ребенка читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для описания; создавать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей. Восприятие картины требует определенной аналитической работы. Важнейшим условием для правильного и глубокого восприятия картины является организация личных наблюдений детей за природными явлениями близкими или созвучными содержанию картины. С этой целью организуют наблюдения во время прогулок за явлением природы, за повадками животных и птиц.

Вместо пересказа сюжета картины можно создать поисковую ситуацию при помощи вопросов: «Что изображено? Как это сделано? Почему?», отвечая на которые воспитанники внимательнее рассматривают подробности и детали картины. Предлагаются опорные слова, в результате чего дети имеют возможность выбирать самые точные и яркие для выражения своих мыслей; предлагается ответить на вопросы, что позволяет им опереться на личные наблюдения. Даётся задание озаглавить картину по-своему, мотивируя свой вариант. Проводится работу над понятиями «тема», «цвет», «композиция», «фон», «свет», «пейзаж».

Процесс обучения языку и развитию речи должен идти непрерывно, не только на занятии, но и во время всего нахождения детей в детском саду, все режимные моменты нужно обговаривать.

Для этого необходимо, прежде всего, «разговорить» детей.

С младшего дошкольного возраста мы обучаем умению связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, рассказывать не торопясь, находить нужные слова и выражения, использовать точные названия предметов, действий, качества. Рассказывать образно, живо, и выразительно.

В младшей группе нет специального раздела об обучении рассказыванию. С детьми этого возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу.

Дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы воспитателя, ребенок может описать игрушку, предмет, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

В средней, старшей и подготовительной группе на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать монологической речью. С ними нужно проводить специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы -по рассказыванию на тему из личного опыта.

В подготовительной группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет.

В начале учебного года при. обследовании детей выявили очень низкий словарный запас. Преобладали существительные, меньше глаголов и значительно меньше прилагательных. Дети с трудом подбирали определения, не понимали значения многозначных слов, переносного смысла, сравнения. С трудом подбирали антонимы и синонимы. Фразовая речь у детей была бедная, невыразительная, без использования сравнений, эпитетов.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.

После диагностики детей стали проводить работу по обучения ответам на вопросы полными предложениями. Обучаем рассказыванию с помощью игрушек и предметов. Используем наборы и комплекты игрушек и предметов. Дети группировали игрушки и предметы по общим признакам, описывали их на основе сравнения. Задание рассказать об игрушке побуждало ребенка внимательно рассмотреть её детали, отметить цвет, величину и т. д. Для обучения детей рассказыванию брали растения. Использовали рассказывание по демонстрации действий. Составляли с детьми коллективные рассказы. Рассказывали по серии картин, а затем и по картине. Давали детям пересказ небольших текстов сначала по цепочке, а затем давали пересказ целого рассказа. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность детей. Они приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои рассказы — на тему из личного опыта, на предложенный сюжет.

Показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий мы создаем такие ситуации, в которых дети проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом. Речевыми навыками и умениями.

В обучении детей связной речи значительное место мы отводим рассказыванию из личного опыта. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

В рассказывании из личного опыта мы упражняем детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними, (в сюжетно-ролевых играх, в играх драматизациях, в разных видах театрализованной деятельности)

В младшей и средней группах мы только подготавливаем детей к самостоятельному речевому творчеству, — занятия по рассказыванию на тему из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах. Успех этого вида обучения рассказыванию зависит в значительной степени от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

Много времени уделяем словарной работе. Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в тоже время посильным для детей данного возраста.

Необходимо постоянно закреплять приобретенные детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи детей оказывает художественная литература, поэтому мы часто читаем детям книги и на занятиях, и в повседневной жизни. Также большую роль играет эмоциональная речь воспитателя.

На занятиях по развитию речи мы используем различные приемы: вопросы, объяснения, речевой образец, демонстрацию наглядного материала (материал должен быть ярким, крупным). Также используем упражнения, оценку речевой деятельности ребенка и т. д.

Мы учим детей строить свою речь так, чтобы она была понятна слушателям.

Использование разных форм и приемов обучения детей связному рассказыванию на занятиях и в повседневной жизни-беседы, работа в книжном уголке, речевые игры, различные виды театрализованной деятельности, по 2–3 игрушкам, по закрытой картинке, по серии картинок, где картинки открыты частично, где ребенку нужно додумывать сюжет- дали положительные результаты. В итоге получен высокий уровень речевой мотивации детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого обучающегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, сделать процесс обучения интересным, увлекательным, полезным и эффективным.

При развитии речи в процессе пребывания детей в детском саду необходимо привить правила речевого поведения для улучшения формирования монологической речи:

– Обсуждение должно проходить в доброжелательной обстановке, необходимо показать собеседнику свою заинтересованность.

– Нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам. Следует высказываться по очереди.

– Следует правильно выбирать вежливые формы обращения «ты» или «вы».

– Надо стараться придерживаться нормального темпа речи, не замедляя и не убыстряя его.

– Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы ее услышали все присутствующие, но не более того.

– При высказывании своей мысли не следует сильно жестикулировать.

– Нельзя зевать или жевать во время разговора.

– Уметь, если необходимо, вежливо исправить «ошибку», использовать выражение «Я хочу помочь».

Именно монологическая речь активизирует познавательную деятельность воспитанников сада всех возрастов, развивает их логическое мышление и память, учит оформлять свои мысли в соответствии с замыслом, способствует реализации мотивов, ценностных ориентаций и интересов детей, обеспечивает развитие эмоциональной сферы и способствует индивидуализации процесса обучения.

На начальном этапе обучения этот вид представляет собой обычное и совсем короткое логически построенное высказывание, содержащее один либо несколько речевых образцов. Дети к окончанию детского сада должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в согласовании с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, предавать своими словами основное содержание прослушанного либо прочитанного лингвистического текста.

Вместо вывода, хочу предложить конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Урок России», который мы подготовили и провели к празднику «День России»12 июня.

Урок России

Предварительная работа:

  1. Беседа с детьми о том, что они являются частью народа огромной и богатой страны, гражданами России, россиянами. Обратить внимание на то, что наша страна большая и красивая. Мы любим и гордимся своей многонациональной страной. Каждый гражданин имеет право на образование, охрану здоровья, на труд, на отдых, (привести простые примеры). Кроме прав, есть и обязанности: беречь природу, защищать Родину. Все это записано в Основном законе — в Конституции. Поэтому все граждане нашей страны должны уважать наши законы и чтить символы нашего государства. На занятиях рассказать о символах государственной власти, о том, как они выглядят, когда применяются.
  2. Прослушивание Гимна России.
  3. Демонстрационный материал: плакаты «Герб России», «Флаг России».
  4. Настольная игра «Моя Москва»
  5. Рисование «Флаг России»
  6. Аппликация «Спасская башня».

Цель занятия:

Воспитывать любовь к нашей Родине и уважительное отношение к символам России, развивать у детей патриотические чувства.

Программное содержание:

– продолжать воспитывать осознанно положительное отношение к Родине

– развивать память, внимание, мышление, воображение

– обогащать и активировать словарь

– продолжать расширять представления о родной стране, знание государственной символики

– воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

Иллюстрации, макеты, магнитофон, запись гимна, флаг России (флагшток).

Ведущий: Дети, сегодня мы поговорим и нашей Родине. Все вы знаете, что мы живем в России. Наша страна очень большая и очень красивая. В ней проживает более 100 наций и народностей.

Дети:

На свете много разных стран, но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек раскинулась она!

На свете много разных стран, но есть одна страна.

Ее мы Родиной зовем, а Родина — одна!

Почему мы любим Родину — Россию?

Потому что, нет нигде Родины красивей!

Потому что, нет нигде лучше наших пашен,

Лучше наших синих рек и полянок наших.

Мы о Родине своей распеваем песни,

Потому что, нет нигде Родины чудесней!

Песня «Моя Россия» муз. Струве

Ведущий: Для того, чтобы люди в нашей стране могли работать, учиться, отдыхать нужны законы, т. е. правила. Главный закон нашей страны — это Конституция. Как и все страны в мире, Россия имеет свой флаг, герб и гимн — это и есть государственные символы. И когда мы почтительно, с уважением относимся к символам нашей страны, мы тем самым проявляем любовь к России и гордость за то, что мы граждане России.

Государственный флаг — важнейший символ государственной и национальной независимости. Назовите цвета Российского флага?

Дети: Белый, синий, красный.

Ребенок старшей группы читает стихотворение И. Г. Смирнова «Наш трехцветный флаг»

Белый — облако большое,

Синий — небо голубое,

Красный — солнышка восход,

Новый день Россию ждет.

Символ мира, чистоты -

Это флаг моей страны.

Песня «Флаг России» муз. Смирновой.

Ведущий: Во все времена цвету придавали особый смысл и значение. Кто ответит, что означают цвета на нашем флаге?

Дети подготовительной группы:

  1. Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
  2. Синий цвет — это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
  3. Красный цвет — огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.

Ведущий: Дети, очень важно не перепутать порядок цветов флага:

Верх — белый, середина — синий, низ — красный. Если кто-то перевернет флаг, то получится флаг другого государства. Поэтому надо быть очень внимательными. Нашему бело-сине-красному флагу больше трехсот лет. Дети, а вы знаете, где можно встретить государственный флаг России?

Дети старшей группы:

  1. Флаг поднят на зданиях.
  2. Флаг вывешивают в дни праздников.
  3. Флаг развевается на мачтах российских кораблей,
  4. Изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях.
  5. Дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники.

Ведущий: Молодцы, ребята, вы очень много рассказали о нашем флаге. А сейчас девочки исполнят упражнение с шарфами.

Танцевальная композиция с шарфами. (муз. Струве) Выполняют девочки подготовительной группы.

Ведущий: Второй символ нашего государства — это герб.

Герб — отличительный знак государства. Дети, расскажите, что изображено на гербе России?

Дети подготовительной группы:

  1. Золотой двуглавый орел на фоне красного щита означает силу и непобедимость нашей страны.
  2. У орла две головы, что означает — наше государство очень большое и единое. В нем живут люди разных национальностей.
  3. Над головами орла- короны. Это означает, Россия живет по своим Законам.
  4. Он держит скипетр — символ власти и державу — золотой шар, знак могущества, единства.
  5. На груди орла изображение всадника- это Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, с копьем в руке побеждает черного дракона. Черный дракон — это символ зла.

Ведущий: Верно, ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу Добра над злом.

Дети подготовительной группы читают стихотворение «ГЕРБ РОССИИ» (В. А. Смирнова)

  1. Герб страны — Орел двуглавый гордо крылья распустил,
  2. Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.
  3. На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне.
  4. Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
  5. Развевается плащ синий, и копье в руке блестит.
  6. Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит.
  7. Подтверждает герб старинный независимость страны.
  8. Для народов всей России наши символы важны.

Ведущий: Дети, расскажите, где можно встретить изображение герба?

Ответы детей старшей группы:

  1. На знаменах и печатях, на паспорте, на аттестате,
  2. На правительственных наградах, официальных документах.
  3. На денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.

Ведущий: Молодцы, очень много рассказали о нашем гербе. А сейчас мы поговорим о гимне. У каждого государства есть свой Гимн. ГИМН — это торжественная песня. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине-России, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее. Дети, а что вы можете рассказать о нашем гимне?

Дети подготовительной группы:

  1. Государственный гимн — один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
  2. При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
  3. Гимн всегда поют и слушают стоя.
  4. Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.

Ведущий: Дети, а сейчас мы встанем и послушаем главную песню нашей Родины.

Звучит «Государственный гимн» муз. А. Александрова слова С. Михалкова

Ведущий: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам государства надо относиться с уважением, чтить их как память прошлого и достояние современности. Дети, а как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы?

Дети подготовительной группы

  1. Потому что мы граждане большой, красивой и сильной страны.
  2. Мы гордимся ее заслугами и достижениями.
  3. Переживаем вместе с ней и горе радости.
  4. И будем стараться сделать ее еще богаче и сильнее.

Дети старшей группы

  1. Вот земля Россия, милые края,
  2. Светлая, большая Родина моя!
  3. Горы и долины, реки и моря,
  4. Пашни и плотины, мирные поля.
  5. Нет страны чудесней, нет земли милей!
  6. В самых лучших песнях мы поем о ней.

Песня «Вижу чудное приволье» русская народная песня

  1. Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля.
  1. Это русское раздолье, это русская земля.
  1. Вижу горы и долины, вижу степи и луга.
  1. Это русские картины, это Родина моя.
  1. Слышу пенье жаворонка, слышу трели соловья.

Это русская сторонка, это Родина моя.

Литература:

  1. Кончаловская Н. П. Славен град Москва. М., Детская литература. 1983г. 112с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Россия, подготовительная группа, монологическая речь, детский сад, развитие речи, старшая группа, занятие, личной опыт, Родина.
Задать вопрос