Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам.
Ключевые слова: речевая деятельность, язык, речь, сериация, словотворчество.
Владение и понимание речи представляет собой важную составляющую социализации ребенка — приобщение его к человеческому обществу. Умение как общаться, так и рассказывать помогает дошкольнику становиться контактным, преодолевать застенчивость, развивать уверенность в своих силах.
Речевая деятельность рассматривается как особенное средство для самореализации ребенка в его жизнедеятельности, выделение его индивидуальных способностей, качеств.
Основополагающими понятиями методики являются «язык», «речь».
Язык представляет собой систему словесных знаков, которые вырабатываются человеком и предназначены для общения.
Речь — это индивидуальный психический процесс, следовательно, темп речи зависит от индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка и развития его психических функций.
В старшем дошкольном возрасте основополагающей задачей является выявление и развитие индивидуальных способностей в речевой деятельности. Эта задача предусматривает развитие речевого творчества детей в разных формах речи: в ведении и построении диалога, придумывании творческих рассказов, сочинительстве, обсуждении игрового сюжета. Творческие проявления выявляются как в содержании, так и в средствах передачи. Например, когда ребенок сочиняет сказки, используя за основу события из личного и литературного опыта, он может творчески воображать, создавать собственные образы героев, событий, выстраивать сюжетную линию.
Важное значение в развитии речи отводится пополнению словаря детей. Так в старшем дошкольном возрасте дети упражняются в объединении в одну группу предметов, обладающих общими внутренними признаками. Главное, ребенку необходимо абстрагироваться от внешнего вида и сосредоточиться на единстве предметов, объединенных в группу. В дошкольном возрасте это возможно в процессе формирования общих понятий таких как транспорт, животные, мебель, игрушки, овощи, фрукты.
В старшей группе воспитатель работает с детьми над артикуляцией, дикцией, одновременно не забывая о выразительности речи.
В дошкольном возрасте детей знакомят с различными способами мотивированного словообразования: префиксальный, суффиксальный способы, образования сложных слов с помощью слияния основ.
Префиксальный способ образования слов осуществляется посредством приставок: «Гриб, который растет под осиной, называется…» (подосиновик); «Оля сначала пойдет в раздевалку, а обратно в группу…» (войдет). Суффиксальный способ помогает образовывать слова детенышей животных: у кошки — котенок, у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок. Активно суффиксальный способ используется в дидактической игре «Назови ласково».
Образование сложных слов возможно в упражнении: мальчик с голубыми глазами — он какой? (голубоглазый); девочка со светлыми волосами — она какая? (светловолосая). Такие упражнения в словообразовании способствуют появлению интереса у детей к самостоятельному конструированию слов — словотворчеству.
В старшей группе дети обучаются различать значение слов, отражающих характер движения (бежать — мчаться, пришел — приплелся), значения прилагательных оценочного характера (робкий — трусливый, умный — рассудительный).
Важное место отводится работе над антонимами, в ходе которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, величине, цвету, весу (старая мебель — новая, старый человек — молодой), к нейтральным словам (холодный — горячий, тяжелый — легкий).
От упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов дошкольники переходят к составлению связных высказываний, в которых используются все названные характеристики предмета, явления, героя.
Старшие дошкольники продолжают изучать грамматические формы, усвоение которых вызывает наибольшие трудности: согласование прилагательных и существительных (в особенности среднего рода), образование трудных форм глагола в повелительном наклонении.
У детей развиваются умения из ряда слов выбирать словообразовательные пары (слова, имеющие общую часть): учит, карандаш, учитель, рассказ, увлекательный, рассказывать; образовывать слово по образцу: грустно — грустный, звонко…(звонкий), светло…(светлый).
При пересказе литературных произведений ребенок обучается связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, используя интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.
Умение интересно, понятно, складно рассказывать истории — одно из важнейших достижений дошкольников. Особое место здесь занимает способность к установлению сериационных отношений, с помощью которой ребенок выстраивает последовательную картину событий произошедших с ним или героем произведения.
Сериация рассматривается как построение направленной последовательности от большего к меньшему, от простого к сложному, от начала рассказа к концу. Для составления описательного рассказа детям старшего дошкольного возраста предлагается большее количество картинок.
Умение самостоятельно составлять рассказ по содержанию картинок предполагает отображение места и времени действий, предшествующих и последовательных событий.
Составление рассказа по сериям сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказа, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказываний в связный по содержанию повествовательный текст.
В старшей группе дети придумывают рассказы, сказки об игрушках, описывают и дают им характеристики, при этом придерживаются композиции и выразительности речи. На занятиях по описанию игрушек дети предварительно рассматривают объект (какая игрушка, как называется, что можно с ней делать, как с ней играть). Вначале воспитатель дает образец рассказа. В дальнейшем он постепенно подводит детей к самостоятельному рассказыванию.
Дети учатся сочинять рассказы из личного опыта как описательные, так и повествовательные и контаминированные (смешанные). В результате работы у дошкольников формируются элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать средства связи, которые обеспечивают его целостность. Важно научить ребенка осмысливать тему высказывания, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его. Для закрепления структуры рассказа можно использовать модель круга, разделенного на три части: зеленую (начало), красную (середина), синюю (конец). Согласно этой структуре дети смогут самостоятельно составлять текст.
В пересказах могут участвовать три ребенка. Дети самостоятельно выбирают себе товарищей для совместного рассказывания, распределяют кто будет рассказывать первым — начало, вторым — середину, третьим — конец. Коллективное рассказывание повышает ответственность каждого, кто в нем участвует. Внимание слушающих постоянно концентрируется на рассказчике, что создает наиболее благоприятную обстановку для оценки. Этот методический прием особенно удобен для начала учебного года. Дети пересказывают небольшими фрагментами, и на одном занятии можно спросить до 12 человек, остальные участвуют в оценке их рассказов.
Старшие дошкольники учатся понимать и правильно употреблять термины «слово», «звук», «слог», «ударение»; выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание; самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавая звуки и слоги как его элементы.
Некоторые игры («Назови конец слова», «Отгадай слово» и др.) знакомят детей с тем, что в слове есть начало и конец; с их помощью дети учатся самостоятельно находить слова, начинающиеся со слога, которым предложенное слово заканчивается.
Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе.
В заключении, важно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок в достаточной мере владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, выделяет звуки в словах. Так, речевое развитие становится одним из приоритетных направлений полноценного развития дошкольника.
Литература:
- Веракса, Н. Е. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Ред.- сост. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.-560с.
- Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Уебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2019. — 464с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).
- Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5–6 лет. Старшая группа/ Под ред. Ушаковой О. С.- М.: ТЦ Сфера, 2021. — 288с. — (Развиваем речь).