Влияние устного народного творчества на развитие речи
Авторы: Донских Галина Сергеевна, Скляр Елена Вячеславовна, Лузина Марфа Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (46) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 17.09.2021
Статья просмотрена: 446 раз
Библиографическое описание:
Донских, Г. С. Влияние устного народного творчества на развитие речи / Г. С. Донских, Е. В. Скляр, М. Н. Лузина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6589/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогического проекта «Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества».
Ключевые слова: устное народное творчество, дошкольники, ранний возраст, младшие дошкольники, речь.
Введение. Актуальность исследования в том, что, как и много лет назад, речь ребенка требует целенаправленного развития. Требования к развитию речи дошкольников отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Они формулируются следующим образом: речевое развитие ребенка включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; формирование диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие культуры речи и знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, в том числе, устного народного творчества. Реализация ФГОС ДО требует от воспитателя решения важнейших задач развития личности ребенка на основе культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками.
О влиянии устного народного творчества на развитие речи и личности ребенка в целом указывают ученые О. В. Акулова, Е. М. Беспаленко, М. Н. Братухина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Н. Павлова, Б. М. Теплов и др.
Современное представление о развитии речи описано ученым Е. М. Беспаленко. Автор считает речь одним из средств, при помощи которого человек создает и регулирует свои отношения с окружающим миром. Владение человека языком для осуществления коммуникативного действия и достижения в результате этой коммуникации необходимого воздействия относится к предмету изучения прагмалингвистики [2].
О. В. Акулова спроектировала и апробировала методику, обеспечивающую становление у дошкольников двух основных позиций по отношению к произведениям устного народного творчества: слушателя и исполнителя и доказала, что произведения устного народного творчества являются эффективным средством развития у дошкольников выразительности речи [1].
М. Н. Братухина сделала заключение о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей не только как о способе овладения речью, но и о приобщении к культуре своего народа, формировании ощущений и первых впечатлений о ней. Являясь видом духовного освоения действительности, словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, творчески преображающим окружающий мир «по законам красоты» [3].
Учитывая современные тенденции образования, и в первую очередь, цифровизация образования, изменяют требования к содержанию дошкольного образования. В цифровом мире дети с рождения начинают использовать гаджеты, когда мама для отвлечения ребенка или привлечения внимания, включает на смартфоне мультфильм. Подрастая, ребенок сам может включить мультфильм или игру на смартфоне. У ребенка формируются цифровые компетенции, но не развиваются психические познавательные процессы, прежде всего, речь. Это становится проблемой еще и потому, что формируется цифровая зависимость. Чем можно заинтересовать ребенка? Как создать предметно-пространственную развивающую среду, которая была бы интересной и продуктивной. Это проблема, над которой мы начали работать, и из проблемы вышла цель исследования — создание педагогических условий развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества.
Для достижения цели была поставлена задача — разработка модели «Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества».
Предмет исследования — речь дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста.
Объект исследования — устное народное творчество и его влияние на развитие речи дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста.
Методы исследования и исследуемые
Для решения поставленной задачи использовался констатирующий и формирующий эксперименты, обозначенные в Модели и программное обеспечение. Исследование проходило в 2020–2021 году. В связи с пандемией covid-19 исследование не было систематичным, однако удалось получить достоверные результаты эффективности реализации модели.
В исследовании приняли участие дошкольники раннего и младшего возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 142» города Воронежа. Используемые методы мониторинга — сказки, четверостишья, потешки, прибаутки. Использовался метод сравнения, выражающийся в нахождении среднеарифметического значения. Бальная система от 0 до 3 баллов. Где, 0 — не запоминает и не может воспроизвести текст, не реагирует эмоционально. Если 1 балл — способен воспроизвести или рассказать текст до 20 слов, 2 балла — может рассказать мини сказку, спеть двустишье, повторить прибаутку. Если 3 балла — высокий уровень владения речью, соответствующей возрасту. Может воспроизвести мини-сказку, рассказать четверостишье, пословицу, поговорку или прибаутку.
Рис. 1. Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер образовательно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень. В нашем случае педагогические условия составляют среду, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается целенаправленно средствами устного народного творчества.
В процессе реализации модели были получены результаты, при сравнении которых мы получили данные о действенности устного народного творчества в развитии речи дошкольников.
Таблица 1
Сравнительный анализ использования устного народного творчества для развития речи дошкольников раннего и младшего возраста
Методы |
2020 |
2021 |
Проговаривание потешек, пословиц, поговорок |
1,34 |
2,21 |
Подвижные игры с прибаутками |
1,67 |
2,56 |
Загадки, сказки |
1,56 |
2,43 |
Таким образом, мы выявили, что использование интегрированного подхода и создание педагогических условий для использования устного народного творчества в программе развития речи дошкольников раннего и младшего возраста является эффективным. Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе образовательной организации.
Литература:
- Акулова, О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников / О. В. Акулова.— Автореф. дис.... канд. пед. наук.— Москва: ПРОМЕДИА, 1999.— 18 с. — URL: https://rucont.ru/efd/297764 (дата обращения: 15.09.2021)
- Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 15.09.2021).
- Братухина, М. Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Москва, 2000, — 189 c.
Похожие статьи
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.
Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр
В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы
В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...
Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки)
В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей; характеризуются этапы работы по обучению старших дошкольников сочинению з...
Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются основные аспекты определения творческого потенциала и развития непосредственно песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Похожие статьи
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.
Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр
В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы
В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...
Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки)
В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей; характеризуются этапы работы по обучению старших дошкольников сочинению з...
Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются основные аспекты определения творческого потенциала и развития непосредственно песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста.