Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Развитие дошкольника
17.09.2021
548
Поделиться
Библиографическое описание
Донских, Г. С. Влияние устного народного творчества на развитие речи / Г. С. Донских, Е. В. Скляр, М. Н. Лузина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6589/.


Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогического проекта «Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества».

Ключевые слова: устное народное творчество, дошкольники, ранний возраст, младшие дошкольники, речь.

Введение. Актуальность исследования в том, что, как и много лет назад, речь ребенка требует целенаправленного развития. Требования к развитию речи дошкольников отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Они формулируются следующим образом: речевое развитие ребенка включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; формирование диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие культуры речи и знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, в том числе, устного народного творчества. Реализация ФГОС ДО требует от воспитателя решения важнейших задач развития личности ребенка на основе культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками.

О влиянии устного народного творчества на развитие речи и личности ребенка в целом указывают ученые О. В. Акулова, Е. М. Беспаленко, М. Н. Братухина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. Н. Павлова, Б. М. Теплов и др.

Современное представление о развитии речи описано ученым Е. М. Беспаленко. Автор считает речь одним из средств, при помощи которого человек создает и регулирует свои отношения с окружающим миром. Владение человека языком для осуществления коммуникативного действия и достижения в результате этой коммуникации необходимого воздействия относится к предмету изучения прагмалингвистики [2].

О. В. Акулова спроектировала и апробировала методику, обеспечивающую становление у дошкольников двух основных позиций по отношению к произведениям устного народного творчества: слушателя и исполнителя и доказала, что произведения устного народного творчества являются эффективным средством развития у дошкольников выразительности речи [1].

М. Н. Братухина сделала заключение о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей не только как о способе овладения речью, но и о приобщении к культуре своего народа, формировании ощущений и первых впечатлений о ней. Являясь видом духовного освоения действительности, словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, творчески преображающим окружающий мир «по законам красоты» [3].

Учитывая современные тенденции образования, и в первую очередь, цифровизация образования, изменяют требования к содержанию дошкольного образования. В цифровом мире дети с рождения начинают использовать гаджеты, когда мама для отвлечения ребенка или привлечения внимания, включает на смартфоне мультфильм. Подрастая, ребенок сам может включить мультфильм или игру на смартфоне. У ребенка формируются цифровые компетенции, но не развиваются психические познавательные процессы, прежде всего, речь. Это становится проблемой еще и потому, что формируется цифровая зависимость. Чем можно заинтересовать ребенка? Как создать предметно-пространственную развивающую среду, которая была бы интересной и продуктивной. Это проблема, над которой мы начали работать, и из проблемы вышла цель исследования — создание педагогических условий развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества.

Для достижения цели была поставлена задача — разработка модели «Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества».

Предмет исследования — речь дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста.

Объект исследования — устное народное творчество и его влияние на развитие речи дошкольников раннего и младшего дошкольного возраста.

Методы исследования и исследуемые

Для решения поставленной задачи использовался констатирующий и формирующий эксперименты, обозначенные в Модели и программное обеспечение. Исследование проходило в 2020–2021 году. В связи с пандемией covid-19 исследование не было систематичным, однако удалось получить достоверные результаты эффективности реализации модели.

В исследовании приняли участие дошкольники раннего и младшего возраста Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 142» города Воронежа. Используемые методы мониторинга — сказки, четверостишья, потешки, прибаутки. Использовался метод сравнения, выражающийся в нахождении среднеарифметического значения. Бальная система от 0 до 3 баллов. Где, 0 — не запоминает и не может воспроизвести текст, не реагирует эмоционально. Если 1 балл — способен воспроизвести или рассказать текст до 20 слов, 2 балла — может рассказать мини сказку, спеть двустишье, повторить прибаутку. Если 3 балла — высокий уровень владения речью, соответствующей возрасту. Может воспроизвести мини-сказку, рассказать четверостишье, пословицу, поговорку или прибаутку.

Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества

Рис. 1. Педагогические условия развития речи дошкольников с использованием устного народного творчества

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер образовательно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень. В нашем случае педагогические условия составляют среду, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается целенаправленно средствами устного народного творчества.

В процессе реализации модели были получены результаты, при сравнении которых мы получили данные о действенности устного народного творчества в развитии речи дошкольников.

Таблица 1

Сравнительный анализ использования устного народного творчества для развития речи дошкольников раннего и младшего возраста

Методы

2020

2021

Проговаривание потешек, пословиц, поговорок

1,34

2,21

Подвижные игры с прибаутками

1,67

2,56

Загадки, сказки

1,56

2,43

Таким образом, мы выявили, что использование интегрированного подхода и создание педагогических условий для использования устного народного творчества в программе развития речи дошкольников раннего и младшего возраста является эффективным. Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что создание условий для речевого развития ребенка является очень важным аспектом в работе образовательной организации.

Литература:

  1. Акулова, О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников / О. В. Акулова.— Автореф. дис.... канд. пед. наук.— Москва: ПРОМЕДИА, 1999.— 18 с. — URL: https://rucont.ru/efd/297764 (дата обращения: 15.09.2021)
  2. Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 15.09.2021).
  3. Братухина, М. Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5–6 лет: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Москва, 2000, — 189 c.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
устное народное творчество
дошкольники
ранний возраст
младшие дошкольники
речь

Молодой учёный