Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 09.12.2019

Статья просмотрена: 1643 раза

Библиографическое описание:

Мосолова, В. А. Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр / В. А. Мосолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 509-512. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64997/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: связная речь, старший дошкольный возраст, обучение детей.

Дошкольный возраст является сензитивным для речевого развития ребенка. В этот возрастной период наблюдается интенсивное развитие всех сторон речи: активного и пассивного словаря, звуковой и интонационной культурой речи, грамматического строя речи, связной речи. Ребенок к концу дошкольного возраста овладевает речью как средством общения и культуры.

Согласно ФГОС ДО в дошкольном возрасте необходимо развивать речь ребенка по всем основным компонентам речевого развития: обогащать активный словарь ребенка; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; познакомить ребенка с книжной культурой, детской литературой; научить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; формировать у ребенка звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.

Одним из важных показателей уровня развития интеллектуальных способностей ребенка является высокий уровень его речевого развития, способность строить связное и развернутое высказывание, то есть развитие связной речи: речи логичной, содержательной. Для того, чтобы ребенку связно рассказать о чем-либо, ему необходимо четко представить себе предмет, событие рассказа, проанализировать основные свойства и качества предметов, а так же установить различные взаимоотношения между событиями и явлениями.

Благодаря высокому уровню развития связной речи ребенок может развернуто отвечать на поставленные вопросы, логично излагать свои суждения, аргументировано делать умозаключения, последовательно воспроизводить произведения художественной литературы, составлять творческие рассказы. Поэтому развитие связной речи является актуальным в подготовке детей к обучению в школе. Традиционно развитие речи в дошкольных образовательных учреждениях реализуется с помощью следующих средств, методов и приемов: рассматривание картины, составление рассказа по картине, составление описательного рассказа по игрушке, пересказ художественного произведения, словесные дидактические игры, речевые упражнения и другие. Однако в меньшей степени для обучения детей рассказыванию используются творческие задания.

Данная проблема определила цель нашего научного исследования: изучение эффективности применения творческих заданий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Научное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения г. о. Самара. В экспериментальном исследовании приняли участие 46 детей старшего дошкольного возраста.

Уровень развития связной речи у старших дошкольников определялся с помощью критериев детских рассказов, которые были разработаны О. С. Ушаковой. К ним она отнесла: содержательность, логическую последовательность, грамматическую правильность речи, точность речи, богатство языковых средств. Детям предлагалось составлять разные виды рассказов: описательный рассказ (описание игрушки), повествовательный рассказ (серия сюжетных картинок, которые следует разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ), творческий рассказ (придумать сказку без опоры на наглядность), пересказ рассказа. Рассказы детей анализировались по выше перечисленным критериям, тем самым определялся уровень развития связной речи: высокий, достаточный, средний, низкий [2].

Результаты проведенной диагностики показали, что у большинства обследованных старших дошкольников 43,5 % выявлен средний уровень развития связной речи. Эти дети способны пересказать небольшой рассказ, составлять короткий рассказ, используя наглядную основу. Лексический запас у детей немного ниже нормы, они допускают грамматические ошибки в половине употребляемых ими слов. В рассказах используют чаще всего однотипные предложения. Речь в воспроизведении рассказов не выразительна.

У 24 % детей старшего дошкольного возраста определен низкий уровень развития связной речи. Такие дошкольники пересказывают рассказ и составляют рассказ только с помощью взрослого. У детей лексический запас ниже возрастной нормы. Они допускают много грамматических ошибок.

Достаточный уровень развития связной речи выявлен у 21,7 % старших дошкольников. У детей наблюдаются трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Дети могут допускать некоторые грамматические ошибки в согласовании слов, или в построении сложных предложений. Речь детей в процессе рассказывания не отличается яркой выразительностью.

У 10,8 % детей старшего дошкольного возраста выявлен высокий уровень развития связной речи. Такие дошкольники способны самостоятельно пересказывать рассказы, составлять рассказы с помощью наглядной основы (по картине), описывать самостоятельно и подробно игрушку, составлять рассказы о событиях из личного опыта. У детей достаточный запас слов, редко встречаются неточности в употреблении лексических средств. Дети допускают грамматические ошибки, но чаще в сложных словоформах. Они владеют навыками интонационной выразительности речи.

Для дошкольников с низким и средним уровнем развития связной речи была разработана экспериментальная программа занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению разных типов рассказов (рассказов — описаний и рассказов — фантазий). При составлении экспериментальной программы были использованы практические разработки творческих заданий и речевых игр Сидорчук Т. А., Кузнецовой А. Б., Ушаковой О. С., Юртайкиной Т. М., Мурашковской И. Н., Нестеренко А. А. и других.

Целью экспериментальной программы стало развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, формирование умений составления рассказов по картине с помощью творческих заданий.

Задачи экспериментальной программы:

– обучить детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с общедидактическими требованиями;

– учить детей составлять творческие рассказы по картине фантастического плана по мотивам изображенного;

– развитие творческого воображения и диалектического мышления.

Экспериментальная программа была направлена на обучение детей двум типам рассказов по картине: описательный рассказ по картине, творческое рассказывание по картине. Данная программа включает 14 занятий по 30–35 минут. Программа реализовывалась во второй половине дня с подгруппой детей 10–12 человек, 2 раза в неделю. В целом экспериментальная программа была рассчитана на 2,5 месяца. Первые 5 занятий были нацелены на обучение детей составлению описательных рассказов по картине. Другие 9 занятий были нацелены на обучение детей составлению творческих рассказов по картине фантастического плана.

Обучение детей составлению описательных рассказов по картине включали различные творческие задания и игры. Например, для обучения детей умению выделять конкретные объекты, изображенные на картине, применялись творческие задания: «Подзорная труба», «Кружок, в котором живет…» и др. Для установления взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, по различным параметрам использовались творческие задания «Ищу друзей», «Живые картинки», «На что это похоже» и др. Для описания картины с помощью восприятия изображенного объекта различными анализаторами детям были предложены творческие задания «К нам пришел волшебник», «Я слышу», «Я ощущаю лицом и руками», «Я пробую на вкус» и др. Для обогащения активного словаря детей образными выражениями были использованы творческие задания «Составь загадку о…», «На что похоже?» и др. [1].

На занятиях по обучению детей составлению творческих рассказов по картине фантастического плана были так же применены различные творческие задания. Например, для создания рассказа по картине с использованием перемещения объектов во времени детям предлагались следующие творческие задания: «Расскажи, что было с данным объектом вчера вечером», «Расскажи, что было бы с изображенными объектами весной», «Перемещение объекта в будущее» и др. Для составления творческого рассказа от имени какого- либо героя, изображенного на картине, детям нужно было превратиться в кого-нибудь или во что-нибудь, и с точки зрения героя, описать картину.

Кроме творческих заданий на занятиях применялись различные игры и игровые упражнения для развития всех сторон речи дошкольников: образование смысловых оттенков значений существительных с помощью суффиксов увеличительности, уменьшительности, ласкательности, подбор антонимов, подбор эпитетов к существительным, подбор слов-действий. А так же речевые игры: «Узнай по описанию», «Что делает Буратино?», «Кто больше вспомнит», «Помоги выбрать слово», «Как сказать по-другому?» и др.

После реализации экспериментальной программы с детьми повторно была проведена диагностика по определению уровня развития связной речи О. С. Ушаковой.

Результаты повторной диагностики свидетельствуют о том, что после реализации экспериментальной программы значительно увеличилось количество дошкольников (39,2 %), у которых был определен достаточный уровень развития связной речи и количество дошкольников (19,6 %), у которых был выявлен высокий уровень развития связной речи. После проведения экспериментальной программы снизилось количество дошкольников (6,5 %), у которых был определен низкий уровень развития речи, и количество дошкольников (34,7 %), имеющих средний уровень развития.

С нашей точки зрения, включение в экспериментальную программу различные творческие задания и игры, речевые упражнения помогли сформировать у дошкольников не только связную речь: умение содержательно, логично, последовательно, развернуто строить высказывание, составлять описательные и творческие рассказы, но и другие компоненты речевого развития. Повторная диагностика свидетельствует о том, что увеличился активный словарь детей, участвующих в экспериментальной программе. Дети стали чаще использовать в своих высказываниях эпитеты, синонимы, антонимы, слова-действия. Рассказы детей стали более развернутыми. Дети в рассказах стали чаще использовать прямую речь, называть героев придуманными именами, в своем повествовании выходить за пределы изображения картины, передавать настроение героев, более точно описывать природные явления и др.

Итак, средства и методы развития активного творческого воображения и диалектического мышления, которые были использованы в экспериментальной программе в работе со старшими дошкольниками, оказывают значимое влияние на развитие связной речи дошкольников, и на речевое развитие в целом.

Таким образом, результаты диагностики и сравнительный анализ результатов исследования до и после реализации экспериментальной программы показали положительную динамику в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте по сравнению с дошкольниками, с которыми данный эксперимент не проводился.

Литература:

  1. Кузнецова А. Б., Сидорчук Т. А., Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. — Ульяновск: УмГТУ, 1997. — 74 с.
  2. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, экспериментальная программа, обучение детей, старший дошкольный возраст, ребенок, уровень развития, картина, рассказ, дошкольник, речевое развитие.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, связная речь, обучение детей

Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...

Применение художественной литературы в процессе развития связной речи дошкольников

Раскрывается педагогический опыт работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Приводятся примеры применения разнообразных форм работы с художественными произведениями в речевом развитии детей.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе работы над речевыми жанрами

В статье поднимается актуальная в настоящее время проблема формирования грамотной устной речи ребенка. Авторы предлагают различные подходы к формированию у школьников умений правильно строить высказывания с учетом литературной нормы русского языка.

Задать вопрос