В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи, как правильная структура речи, точность словообразования, выразительность языка.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, развитие речи, русское народное творчество, качества речи.
В речи детей на сегодняшний день существует множество проблем: скудность языка, отсутствие навыков культуры речи. Мы развиваем детскую речь, исправляя ошибки (неправильное ударение в слове, ошибки).
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития. Дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Задача детского учреждения — научить ребенка связной, правильной речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речевой культуре. Структура речи у воспитателя должна быть ярка, выразительна и демонстрировать внимание, искренность к ребёнку, заботу о нём.
Также в процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства, которые выполняют одни из главных функций.
Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка-дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Через введение в культуру, ее осмысление и познание у ребенка развивается не только духовно-нравственная сфера, но и его творческие способности, а главное — речь.
Сделать нахождение ребенка в детском саду благополучным помогают пестушки, веселые народные песенки, яркие изделия декоративно-прикладного искусства. Все эти прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг и помогают детям понять, что они — часть великого народа России.
Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям.
Работа по ознакомлению дошкольников с традиционной народной культурой реализуется через:
– постижение основных пластов народной культуры: фольклора; прикладного искусства и т. п.;
– введение ребенка в мир народной культуры посредством народных праздников;
– знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
– знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
– знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой;
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, мы систематически проводим работу над оснащением предметно-развивающей среды в группе, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей. В книжном уголке оформлена выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам. Подобраны дидактические и настольно-печатные игры: «Подбери картинку», «Собери любимую сказку», «Мои любимые сказки», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет». В центре театральной деятельности представлены: кукольный, настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе. В группе создан и действует «Уголок ряженья» с элементами русских народных костюмов.
Также для развития речи, внимания, общей и мелкой моторики используем игры со словами. Народные игры являются важно частью нравственного, патриотического и эстетического развития детей. Радость движения сочетается с их духовным обогащением. У детей формируется заинтересованное, доброжелательное отношение к людям своей культуры и создается положительная основа для развития чувства патриотизма.
Такая форма работы как сказка является одновременно источником мудрости, результатом жизненного опыта многих поколений. Она учит детей доброте, смелости, честности.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более объемно, положительные герои наделены смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Дети любят не только слушать, но и проживать сказки. Они с удовольствием принимают участие в инсценировке. Это служит воспитанию чувства дружбы, внимания и заботы об окружающих.
Безусловно, усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не будут единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Поэтому необходимо сделать родителей участниками образовательно-воспитательного процесса. Для этого апробированы различные формы сотрудничества: собрания, консультации, совместные праздники, беседы. На родительском собрании «Развиваем речь ребенка» знакомим родителей с задачами и способами обучения. Включение родителей в работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры является важным условием ее успешной реализации. В группе оформлен уголок для родителей, где помещается информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную куклу. Рекомендуем родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываем на примерах, как это можно сделать. Для родительского уголка подготовлены материалы, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания, например «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для детей». Также провела для родителей консультацию «Роль семьи в возрождении русских традиций», анкетирование «Приобщение детей к народным традициям». Родители принимают активное участие в различных конкурсах поделок, помогают готовить костюмы для сказочных персонажей, принимали активное участие в подготовке и проведении развлечений, праздников. Активное участие принимали родители и при проведении творческого проекта «Профессии и ремёсла Древней Руси».
На сегодняшний день результаты проводимой работы дают положительную динамику. Дети научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Появилось желание самостоятельно сочинять загадки, сказки. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки; умеют играть в русские народные подвижные игры; знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. В дальнейшем планируем продолжать стимулировать речевую активность детей, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения; активно применять в работе с детьми образцы устного народного творчества с использованием эффективных, занимательных методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать увеличению интереса у дошкольников к этому виду речевой деятельности.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений / М.М Алексеева, Б. И. Яшина — 3-е издание, — М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Акулова, О. В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О. В. Акулова// Воспитание дошкольников — 2000. — № 7
- Бурлачко Т. С., Градусова Л. В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т. С. Бурлачко, Л. В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7
- Гурович М. Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая — СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000