Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта
Авторы: Губайдуллина Елена Витальевна, Трушина Наталья Анатольевна, Баширова Ирина Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 28.04.2019
Статья просмотрена: 254 раза
Библиографическое описание:
Губайдуллина, Е. В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта / Е. В. Губайдуллина, Н. А. Трушина, И. А. Баширова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15043/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Т. И. Гризик отмечает: «В целом уровень речевого развития современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. По данным обследования речи дошкольников в первых классах насчитывается до 65–70 % детей с различными речевыми отставаниями…»
Поэтому перед нами, педагогами, стоит главная задача — сформировать у детей к моменту поступления в школу умение выражать свои мысли, понимать других, реагировать на них адекватно. Если ребёнок — дошкольник научится объясняться просто и понятно, то это позволит ему легче освоиться в социуме, быть успешным в обществе сверстников.
Секрет успешного обучения детей коммуникативной деятельности заложен в формировании самой личности ребёнка, его коммуникативной компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения. Необходимо направить усилия педагогов на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через разрешение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
От дошкольника пока не требуется многого. Уметь поприветствовать взрослого и сверстников, попрощаться, быть вежливым, уметь рассказать о себе, предмете, событии так, чтобы было интересно его слушать. Однако ребёнку порой бывает очень сложно справиться с этой задачей. Ребенку трудно построить развёрнутое высказывание: изложить свои мысли и соображения. «Мы гуляли. Я играл с Мишей», «Мы ходили в цирк» — это реальные примеры высказываний дошкольников. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, сложноподчиненными предложениями и деепричастными оборотами. При этом ребенок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развернутые высказывания, а в каких можно использовать простые предложения. Умение строить сложные предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.
Опыт работы подсказывает основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников, в частности обучения рассказыванию:
– Создание психолого-педагогических условий для речевой практики детей;
– Организация психолого-педагогической работы с детьми в группе;
– Создание грамотной предметно-развивающей среды в группе;
– Совместная работа с родителями.
Следует отметить, что обучение рассказыванию начинается с младшего дошкольного возраста. Малышам всегда нужно предоставлять возможность самостоятельно высказаться. Воспитатель задает последовательность рассказа, дети наполняют её своим содержанием. В младшей группе дети могут рассказывать о красивой игрушке, кошке, которую видели на улице, птичке, которая прилетала на комушку. Коллективное рассказывание — наиболее подходящий способ организации деятельности в младшем возрасте.
Однако, наиболее эффективное обучение рассказам по памяти осуществляется в старшей группе. Легче детям дается составление рассказа из общего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому предлагайте детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. «Елка в детском саду», «Наша группа», «Как мы делаем игрушки малышам», «День смеха», «Моё лето», «Моё любимое время года», «Кто обедал в птичьей столовой» и др. Составлять рассказы из личного опыта рекомендуется не сразу после события. Впечатления детей закрепите в разговорах об увиденном, дидактических и сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности.
Дошкольников старшей группы учим рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы; правильно отражая в речи увиденное. Старшие дошкольники учатся рассказывать с достаточной полнотой и законченностью; указывая место и время описываемых событий; пользуясь точными названиями предметов, качеств, действий.
Обучая детей составлению рассказа из личного опыта, демонстрируйте детям свой образец рассказа, дайте план: Где это было? Когда? Кто участник события? С чего всё началось? Чем все закончилось?
Специфичной формой работы, где дошкольники встречаются с необходимостью достоверно, понятно и кратко рассказать о своем опыте, является составление письма. Переписка детей под руководством педагога — важное средство нравственного и умственного воспитания. Эту работу следует организовывать, как культурную практику. Текст коллективного письма представляет собой большой, развернутый рассказ детей об их жизни, составленный по частям, поэтому содержание и форму письма обсуждаем с детьми подробно.
Поводы для написания письма могут быть различные: проявить внимание к другу (заболевшему, уехавшему), к лесным зверушкам, птицам леса, обратиться к интересному человеку (мультипликатору, учителю), добрым волшебникам — Дедушке Морозу и Снегурочке, переписка с детьми из другого детского сада.
Перед составлением письма познакомьте детей с традиционными правилами его построения. Вспомните правила речевого этикета: обращение и приветствие (обсуждаются его варианты). Обсудите причину составления письма к адресату — желание узнать о его жизни, здоровье, новостях. В конце письма расскажите о собственной жизни.
Работая с детьми индивидуально, помогите ребенку составить письмо тому, с кем бы он хотел переписываться. Темы могут быть различны — «Как я готовился к Новому году», письмо на передачу «Эти забавные животные» «О моих котятах — шалунишках».
Для закрепления материала целесообразно включать в деятельность детей речевые минутки в виде словесных, дидактических игр, упражнений, тренингов. Они включают рассказы детей по памяти — «Что я видел», «Путешествие в лето», «Отгадай-ка», «Похож — не похож», их следует проводить после индивидуальной или подгрупповой работы, включающей описание предметов, игрушек, картинок по зрительному восприятию.
У детей подготовительной к школе группе в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи. Продолжайте развивать умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаях из жизни. Добивайтесь четкого, ясного изложения своих мыслей.
Необходимо заметить, что успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
В старшем возрасте подбирайте темы этического характера — «Мой друг», «С чего начинается утро или слово «Здравствуй», «Я хочу вас научить…», «Наши славные дела», «Хороший поступок моего друга». Находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что нам осень подарила», «С кем я люблю играть».
Для успешной организации коммуникативной деятельности важное значение имеет эмоциональный настрой детей. Обеспечить его можно умелым, ярким, мотивирующим напоминанием детям воспринятого ими ранее. С этой целью продумайте заранее вопросы к детям, предложите небольшой рассказ или интересный наглядный материал: семейные фотографии, рисунки, которые дети приносят в группу, игрушки- самоделки.
Обучая детей рассказыванию на темы из личного опыта, заботьтесь о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учите пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следите за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
Каждый день, проведенный в детском саду, должен помогать совершенствовать формы монологической речи детей, развивать желание рассказывать об играх, прогулках, случаях из своей маленькой жизни. Успех этого вида деятельности будет напрямую зависеть от компетентности педагога и разнообразия событий детской жизни.
Литература:
- Березина Н. О., Бурлакова И. А. и др. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.:Просвещение, 2011. — С.3–5,16.
- Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ.-М.:МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2012.-С.12–15.
- Короткова Э. П. «Обучение рассказыванию в детском саду»,М.:Просвещение,1978.-С.128.
- Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи — М.: Академия, 2004.-С.30–81.
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М., 2001.-С.3–32.
- Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», — 1997. /