Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

4. Дошкольная педагогика
28.04.2019
287
Поделиться
Библиографическое описание
Губайдуллина, Е. В. Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта / Е. В. Губайдуллина, Н. А. Трушина, И. А. Баширова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15043/.


Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Т. И. Гризик отмечает: «В целом уровень речевого развития современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. По данным обследования речи дошкольников в первых классах насчитывается до 65–70 % детей с различными речевыми отставаниями…»

Поэтому перед нами, педагогами, стоит главная задача — сформировать у детей к моменту поступления в школу умение выражать свои мысли, понимать других, реагировать на них адекватно. Если ребёнок — дошкольник научится объясняться просто и понятно, то это позволит ему легче освоиться в социуме, быть успешным в обществе сверстников.

Секрет успешного обучения детей коммуникативной деятельности заложен в формировании самой личности ребёнка, его коммуникативной компетентности, креативности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения. Необходимо направить усилия педагогов на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через разрешение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

От дошкольника пока не требуется многого. Уметь поприветствовать взрослого и сверстников, попрощаться, быть вежливым, уметь рассказать о себе, предмете, событии так, чтобы было интересно его слушать. Однако ребёнку порой бывает очень сложно справиться с этой задачей. Ребенку трудно построить развёрнутое высказывание: изложить свои мысли и соображения. «Мы гуляли. Я играл с Мишей», «Мы ходили в цирк» — это реальные примеры высказываний дошкольников. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, сложноподчиненными предложениями и деепричастными оборотами. При этом ребенок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развернутые высказывания, а в каких можно использовать простые предложения. Умение строить сложные предложения помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Опыт работы подсказывает основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников, в частности обучения рассказыванию:

– Создание психолого-педагогических условий для речевой практики детей;

– Организация психолого-педагогической работы с детьми в группе;

– Создание грамотной предметно-развивающей среды в группе;

– Совместная работа с родителями.

Следует отметить, что обучение рассказыванию начинается с младшего дошкольного возраста. Малышам всегда нужно предоставлять возможность самостоятельно высказаться. Воспитатель задает последовательность рассказа, дети наполняют её своим содержанием. В младшей группе дети могут рассказывать о красивой игрушке, кошке, которую видели на улице, птичке, которая прилетала на комушку. Коллективное рассказывание — наиболее подходящий способ организации деятельности в младшем возрасте.

Однако, наиболее эффективное обучение рассказам по памяти осуществляется в старшей группе. Легче детям дается составление рассказа из общего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому предлагайте детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. «Елка в детском саду», «Наша группа», «Как мы делаем игрушки малышам», «День смеха», «Моё лето», «Моё любимое время года», «Кто обедал в птичьей столовой» и др. Составлять рассказы из личного опыта рекомендуется не сразу после события. Впечатления детей закрепите в разговорах об увиденном, дидактических и сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности.

Дошкольников старшей группы учим рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы; правильно отражая в речи увиденное. Старшие дошкольники учатся рассказывать с достаточной полнотой и законченностью; указывая место и время описываемых событий; пользуясь точными названиями предметов, качеств, действий.

Обучая детей составлению рассказа из личного опыта, демонстрируйте детям свой образец рассказа, дайте план: Где это было? Когда? Кто участник события? С чего всё началось? Чем все закончилось?

Специфичной формой работы, где дошкольники встречаются с необходимостью достоверно, понятно и кратко рассказать о своем опыте, является составление письма. Переписка детей под руководством педагога — важное средство нравственного и умственного воспитания. Эту работу следует организовывать, как культурную практику. Текст коллективного письма представляет собой большой, развернутый рассказ детей об их жизни, составленный по частям, поэтому содержание и форму письма обсуждаем с детьми подробно.

Поводы для написания письма могут быть различные: проявить внимание к другу (заболевшему, уехавшему), к лесным зверушкам, птицам леса, обратиться к интересному человеку (мультипликатору, учителю), добрым волшебникам — Дедушке Морозу и Снегурочке, переписка с детьми из другого детского сада.

Перед составлением письма познакомьте детей с традиционными правилами его построения. Вспомните правила речевого этикета: обращение и приветствие (обсуждаются его варианты). Обсудите причину составления письма к адресату — желание узнать о его жизни, здоровье, новостях. В конце письма расскажите о собственной жизни.

Работая с детьми индивидуально, помогите ребенку составить письмо тому, с кем бы он хотел переписываться. Темы могут быть различны — «Как я готовился к Новому году», письмо на передачу «Эти забавные животные» «О моих котятах — шалунишках».

Для закрепления материала целесообразно включать в деятельность детей речевые минутки в виде словесных, дидактических игр, упражнений, тренингов. Они включают рассказы детей по памяти — «Что я видел», «Путешествие в лето», «Отгадай-ка», «Похож — не похож», их следует проводить после индивидуальной или подгрупповой работы, включающей описание предметов, игрушек, картинок по зрительному восприятию.

У детей подготовительной к школе группе в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи. Продолжайте развивать умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаях из жизни. Добивайтесь четкого, ясного изложения своих мыслей.

Необходимо заметить, что успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

В старшем возрасте подбирайте темы этического характера — «Мой друг», «С чего начинается утро или слово «Здравствуй», «Я хочу вас научить…», «Наши славные дела», «Хороший поступок моего друга». Находят место и темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений: «Наши любимые игрушки и игры», «Что нам осень подарила», «С кем я люблю играть».

Для успешной организации коммуникативной деятельности важное значение имеет эмоциональный настрой детей. Обеспечить его можно умелым, ярким, мотивирующим напоминанием детям воспринятого ими ранее. С этой целью продумайте заранее вопросы к детям, предложите небольшой рассказ или интересный наглядный материал: семейные фотографии, рисунки, которые дети приносят в группу, игрушки- самоделки.

Обучая детей рассказыванию на темы из личного опыта, заботьтесь о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учите пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следите за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

Каждый день, проведенный в детском саду, должен помогать совершенствовать формы монологической речи детей, развивать желание рассказывать об играх, прогулках, случаях из своей маленькой жизни. Успех этого вида деятельности будет напрямую зависеть от компетентности педагога и разнообразия событий детской жизни.

Литература:

  1. Березина Н. О., Бурлакова И. А. и др. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-М.:Просвещение, 2011. — С.3–5,16.
  2. Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ.-М.:МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2012.-С.12–15.
  3. Короткова Э. П. «Обучение рассказыванию в детском саду»,М.:Просвещение,1978.-С.128.
  4. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи — М.: Академия, 2004.-С.30–81.
  5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. — М., 2001.-С.3–32.
  6. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», — 1997. /
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный