Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Развитие речи у детей старше дошкольного возраста в совместной работе воспитателя и педагога-психолога / А. А. Токарев, В. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 518-520. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4737/ (дата обращения: 16.12.2024).

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор, прежде всего, такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?)

Большую роль играют в работе также словарные упражнения, т. к. не только активизируют умственную и речевую деятельность ребенка, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук». При выполнении упражнений термины « слово» и «звук» употребляются неоднократно, но главным остается поиск слов при рассматривании картинок, игрушек или предметов. Например: Проводя упражнение «Кто я?» воспитатель предлагает каждому ребенку подумать и ответить про себя, кто он. Высказываться можно только один раз, сказав про себя одно лишь слово, наиболее значимое и подходящее (ребенок, сын, дочь, мальчик, девочка…). Все данные записываются, затем воспитатель зачитывает их. Можно предложить детям подумать, какие слова сказать про воспитателя (про помощника воспитателя, заведующую). По-прежнему каждый должен сказать лишь одно слово (воспитатель, мама, тетя, женщина…). Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи. Очень эффективный способ объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах, и т.д. Речь у детей формируется в социальной среде. В зависимости от того, какой средой окружен ребенок. (Речь взрослого, самих детей, радио, кино, информация средств массовой информации).

Какие же требования должны быть к речи взрослых в детском саду?

Речь должна быть грамотна и литературна.

Этика речи (культура, безупречно вежлив).

Точность, ясность, простота речи.

Регулировать темп речи.

Регулировать силу своего голоса.

Речь должна быть эмоциональна, образно-выразительна.

Лица с ярко выраженными недостатками не должны допускаться к детям.

Жесты, мимика помогают общению. Моторно-сенсорное внимание ребенка в области звукопроизношения наилучшим образом развивается в игре. В играх ребенок получает удовлетворение своего интереса и одновременно практикует различные свои функции и способности в области правильного образования речевых навыков. Мы знаем, как распространены игры: кто кого перетянет голосом, кто кого перекричит, кто дольше сможет не дышать, кто не собьется на скороговорках, и т. д. Все это есть речевая игра. Кроме того, игры как нельзя лучше согласуются с коллективными занятиями: нигде лучше, как в игре, не выявляется момент коллективности, столь важный в педагогической работе.

В работе с детьми по развитию речи воспитатель широко использует различные приемы: точное название – обозначение предмета, соотнесение названного слова с предметом; объяснение; связь слова с предметом; объяснение связь слова с действием (Проведите рукой по шероховатому столу. Побегайте по опавшим листьям и послушайте, как они шуршат); составление загадок, рассказов; сравнение предметов (нахождение общего и различного в них); заимствование слов и оборотов из произведений народного творчества и художественной литературы.

Диалог как форма речевого развития имеет чрезвычайно большое значение, т. к. способствует развитию социальных отношений у детей.

Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают между собой контакт. Некоторые дети не умеют поддержать разговор сверстника или взрослого. В таких случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей.

Исследования, проведенное белорусским психологом Р.И. Водейко, показывает, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов. Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков.

Важнейшее качество звучащей речи – ее выразительность. Дошкольный возраст – благодатная пора для выработки речевых привычек и способностей.

Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходима правильная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли. Эти умения целенаправленно формируются у детей подготовительной к школе группах. Наряду с этими детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух-четырех слов и т. д.

В повседневной работе с детьми мы обратили внимание на то, что дети испытывают определенные трудности при пересказе художественных произведений или сочинении собственных историй. Им трудно составить план текста, чтобы последовательно передать объективное содержание, воспроизводя наиболее значимые по смыслу эпизоды.

У детей 6-7 лет можно сформировать умение связно пересказывать текст и сочинять собственную историю. Сочинение историй основывается на специальном предварительном речевом планировании. Обучение предварительному планированию можно осуществить на основе пересказа детьми различных текстов, что существенно поможет произвольности функции воображения.

Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Когда игра представляет собой ведущую деятельность ребенка, характеризуется бурным развитием процессов воображения. Необходимый элемент игры – воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто». Воображая себя космонавтом, ребенок строит соответственно свое поведение и поведение играющих с ним сверстников: «прощается с близкими», «отдает рапорт» главному конструктору», изображает ракету на старте и одновременно себя в ракете и т. д. Ролевые игры, позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность).

Далее дети могут научиться самостоятельно, выражать свой замысел в виде модели, т. е. составлять вначале наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь таким планом, сочинять полное детализированное произведение. Освоив эту деятельность, они смогут составлять подобный план в уме.

Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно использовать модели, как для последовательного и осмысленного произведения, так и для сочинения собственных историй. В работе с детьми удобнее использовать сказки.

Сказка – один из наиболее доступных для дошкольников жанров детской художественной литературы. Сегодня, когда дошкольник вынужден воспринимать огромный поток информации, ему необходимо систематизировать ее, не менее важно – научиться правильно ею пользоваться. Впрочем, подобная задача не под силу иному взрослому. Ведь не секрет, что подчас нам требуется помощник, чтобы разрядить накопившуюся энергию. И мы вызываем врача, стремимся сменить обстановку, принимаем таблетки. А как же быть ребенку?

Проанализировав рабочий график дошкольника, психологи пришли к мнению, что максимальная физическая и эмоциональная нагрузка ложится на детей во время основных занятий. Дети утомляются и перевозбуждаются, внимание слабеет и рассеивается. В связи с этим мы используем методы релаксации и психогимнастики, которые помогут снять напряжение, зарядиться положительными эмоциями, получив при этом познавательный материал. В течение года 1 раз в неделю проводим совместные занятия психолога и воспитателя.

Группа разбивалась на 2 подгруппы, одна занималась с педагогом-психологом, другая – с воспитателем, после этого подгруппы менялись.


Дети старше-дошкольного возраста (5-6 лет)

Деятельность воспитателя

Деятельность педагога-психолога

Цель: закрепить знания детей о профессиях: расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям, формировать уважение к труду взрослых разных профессий, учить составлять описательные рассказы.
Воспитатель: Какие профессии вы знаете, кем работают ваши родители?
Отгадывание загадок о профессиях.
Составление рассказа “Дары природы”.
Вопросы воспитателя: О каких профессиях вы узнали?
Какие дары природы вы запомнили?
Психодиагностические этапы.
“Танец снежинок”. Дети танцуют, кружатся под музыку, «Снежинки».
Психолог: Снежинки такие легкие, пушистые, из зимних тучек они падают и ложатся нам на плечи. Ребята встаньте в круг, вы будете снежинками, а ребенок встает в центр круга, и “Снежинки” нежно будут гладить ребенка и говорить: “Мы любим тебя!!!” (В процессе игры все дети обязательно должны побывать в центре круга). “Снежинки тают”.
Психолог: Выглянуло солнышко, стало тепло, снежинки начинают таять. Дети медленно опускаются и ложатся на пол. (Подготовка к релаксации)
Психолог подходит и проверяет, как дети расслаблялись, снежинка тает, стали мягкими ручки, ножки, живот, тает, превращаемся в водичку.
Дети закрывают глаза и лежат, слушая соответствующую музыку (Волшебные голоса природы) 3-5 минут.

Данная работа показала высокую результативность в педагогическом воспитании детей, при этом занятия с педагогом-психологом способствовали профилактике переутомления и напряжения детей.


Литература:
  1. Л.С. Выготский. Мышление и речь. Изд.5, исп.– издательство “Лабиринт”,М.,1999.
  2. М.А. Видель. Речь и проблемы общения у детей.
  3. М.:В.Секачев, 2005.
  4. Г.А. Широкова. Справочник дошкольного психолога. Серия “Справочники”.– Ростов Н/Д: “Феликс”, 2003.
  5. М.А. Абрамова. Справочник психолога ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2007. Управление. Научно-практический журнал ДОУ, 2005, №2.
  6. Г.А. Туманова. Ознакомление дошкольника со звучащими словами: Пособие для воспитателей детского сада /под редакцией Ф.А.Сохина.– М: Просвещение, 1991.
  7. Логопедия: Учебник для студентов дефектологов. Под редакцией Л.С. Волновой, С.Н. Шоховеновой. 3-е изд.,– М.: центр ВЛАДОС, 2002.
  8. А.И. Максимов. Воспитание звуковой речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.– 2-е изд.–.М.: Мозайка-Синтез, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, воспитатель, игра, слово, педагогическая работа, предмет, развитие речи, связь слова, центр круга.


Похожие статьи

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 6-7 лет

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме

Интеграция предметов начального обучения как важное условие развития речи младшеклассников

Основные направления работы по психомоторному развитию детей в Домах ребенка

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя и педагога-психолога с молодыми специалистами

Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала

Похожие статьи

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми 6-7 лет

Опыт работы педагога-психолога в системе дошкольного образования

Развитие познавательной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающем процессе

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме

Интеграция предметов начального обучения как важное условие развития речи младшеклассников

Основные направления работы по психомоторному развитию детей в Домах ребенка

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя и педагога-психолога с молодыми специалистами

Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала

Задать вопрос