Во внеучебное время у детей закрепляют знания, полученные на занятиях.
Дошкольников продолжают знакомить с родным городом, с его достопримечательностями. Если город является родиной известного писателя, художника и др., воспитатель рассказывает о его жизни, используя открытки, фотографии, иллюстрации, презентации.
Во время прогулок с детьми рассматривают ближайшие общественные здания, обращая внимание на особенности архитектуры (витрины с товарами у магазина, необычная форма у здания кинотеатра и т. п.)
Перед праздником целесообразно провести прогулку по нарядно украшенным улицам, поговорить с детьми о том, как бабушки и дедушки (советские люди) готовились к этому событию. Следует организовать прогулки в центр города, к памятникам героев и возложить цветы. Прочитать произведения художественной литературы, в которой рассказывается о нашей стране, предоставить возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации, книги. Педагог помогает воспитанникам отражать полученные впечатления в самостоятельной деятельности.
У детей продолжают воспитывать любовь к Родине. Они узнают, что наша страна многонациональная, что на ее территории проживают русские, белорусы, украинцы, грузины, армяне, татары и др. В дошкольном учреждении целесообразно иметь большую карту Российской Федерации. Ярким фломастером следует выделить Москву и примерное местонахождение города (поселка), в котором находится детский сад.
Рекомендуется знакомить детей с флагами нашей страны.
Воспитатель знакомит детей с иллюстрациями, открытками, фотографиями, на которых изображены героические сражения и мирные сегодняшние будни солдат. Рассказать, что наши солдаты проходят службу под руководством офицеров. Чтобы стать офицером, надо закончить специальное военное училище или ВУЗ, много знать, уметь, быть сильным, выносливым смелым, находчивым. Прочитать детям стихотворение А. Барто «На заставе»
Дети узнают о том, что в годы Великой Отечественной войны советские солдаты сражались и защищали нашу страну от врагов. Прочитать произведение А. Митяева «Почему Армия родная». Рассказывая старшим дошкольникам о нашей стране, о ее людях, необходимо показать патриотизм советских людей, их миролюбие. На одном из занятий прочитать произведение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Составить альбомы фотографий и детских рисунков.
Тема труда является стержневой при ознакомлении детей с явлениями окружающего мира. Знания ребенка о труде строителей, земледельцев, работников транспорта и связи и др. следует формировать в системе.
Необходимо чаще организовывать наблюдения. Предварительно педагог старается вызвать у воспитанников желание утвердиться в своих представлениях, проверить их. «Строители ремонтируют соседний дом,- рассказывает воспитатель.- Красят балконы. Дом многоэтажный. Как же они добираются до верхних этажей?» Выслушав ответы и отметив их противоречивость, он предлагает совершить экскурсию, чтобы понаблюдать труд строителей.
Целевые прогулки на почту, а ателье и др. помогают уточнить представления детей о труде взрослых. На почте, если позволяют условия, следует понаблюдать за работой оператора; побеседовать с почтальоном, дать детям возможность рассмотреть газеты, журналы, которые он доставляет в детский сад.
В целях закрепления у дошкольников знаний о труде работников швейной промышленности необходимо организовать экскурсию в ателье, но предварительно рассмотреть кукольную одежду, обратить внимание детей на фасон, отделку, ткань. В группе должны быть лоскутки различных тканей, пуговицы, иголки, нитки, самодельные альбомы с выкройками одежды. Наблюдая с дошкольниками отдельные трудовые операции(закройщик снимает мерку, кроит, примеряет), следует показать конечный результат труда, его значение. Осознать значимость труда, ребенку помогают беседы и дидактические игры: «Чей труд важнее?», и др.
Знания, полученные детьми на экскурсиях, в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы, рассматривания иллюстраций эффективно уточняются и систематизируются в беседах, например: «Легок ли путь хлеба к нашему столу?» «Транспорт нашего города», «Кто работает на стройке?» и др. У детей воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им.
Практика показывает, что, общаясь друг с другом, дети редко употребляют в речи глаголы и прилагательные, часто допускают ошибки в согласовании слов в предложении. Поэтому во внеучебное время следует проводить словесные дидактические игры и игровые упражнения на припоминание и называния слов, обобщающих действия, признаки, например «Что делает?» (мама –шьет, стирает, моет, работает, учит, лечит; море-бушует, плещется. Волны- бьются о берег, катятся и др.) «Какой, какое?» (снег- белый, хрустящий, пушистый, колючий, мокрый), «Узнай предмет по описанию»(Оранжевая, хрустящая, сладкая-морковь)
Эффективными приемами активизации речи во внеучебное время является:
Коллективное обсуждение плана той или иной работы. Например, появилась необходимость почитать книги. Дети договариваются, кто чем займется, предлагают свои варианты;
− помощь ребенка товарищу в объяснении правил игры;
− поручение детям познакомить новичка с группой и др.
Не все дети на 6-м году жизни произносят шипящие и сонорные звуки, умеют регулировать темп речи. Поэтому следует проводить индивидуальную работу, используя разнообразные игры, чтение ребенком наизусть стихотворений, проговаривание считалок, скороговорок; рассматривать предметные картинки, в названиях которых есть смешиваемые ребенком звуки. Для детей с ослабленным выдохом предусматриваются специальные упражнения: дуть на вертушки, на легкие лодочки в воде, на карандаш, заставлять его перемещаться по гладкой поверхности стола. Развитию фонематического восприятия способствуют дидактические игры типа «Закончи слово», «Радио», «Игры с картинками»
Общаясь с детьми в процессе их разнообразной деятельности, воспитатель должен следить за правильным построением предложений, употреблением слов в нужной грамматической форме, отмечать удачные ответы. Рекомендуется проводить и специальные упражнения, например «Один начинает — другой продолжает» и др.
На прогулках, во время наблюдений воспитателю следует чаще использовать художественное слово: пословицы, прибаутки, употребляя их в соответствии с конкретной ситуацией, помогая детям понять их смысл. Организуя самостоятельные игры детей, педагог должен использовать 3–4 варианта считалок.
Развитию связной речи способствуют игры- драматизации. Проказ детьми настольного и кукольного театров, инсценировки с игрушками, вечера досуга. Важно, чтобы в этих мероприятиях принимали участие дети малоразговорчивые, пассивные, застенчивые. Необходимо всячески поощрять успехи ребенка, это придает ему уверенности в своих силах.