Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.12.2014

Статья просмотрена: 3692 раза

Библиографическое описание:

Чигирева, Е. В. Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет) / Е. В. Чигирева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 643-645. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14040/ (дата обращения: 17.12.2024).

Одним из важных разделов работы детского сада является речевое воспитание детей, так как неуклонно растёт объём знаний, который нужно передать детям. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о полноценном формировании у них речи. Это условие успешного обучения. Поэтому педагог должен придавать большое значение развитию речи в целом и связной речи в частности. Связное высказывание отражает уровень умственного и эмоционального развития ребёнка, показывает, насколько он владеет словарным богатством языка, может свободно общаться, выражая свои мысли.

Проблема развития связной речи детей является актуальной вследствие того, что с каждым годом появляется всё больше детей с различными речевыми нарушениями. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего посредством диалога — основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребёнка появляется сложная форма связной речи — «сообщения в виде монолога». Именно в этом возрасте в детских садах проводится работа по обучению рассказыванию. Разумнее начинать обучение рассказыванию с работы по описанию игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Анализ методической литературы и практика показывают, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки, приобретённые при описании одной группы предметов (например, посуды), дети не могут перенести в деятельность описания иной группы предметов (например, одежды). Воспитатели занятия по обучению детей умению описывать предметы относят к наиболее сложным. Проблема заключается в том, что дети с трудом самостоятельно строят связный текст. Дети не знают, как начать и закончить описание, не умеют создавать внутренний план текста. В описаниях нет чёткого образа предмета, существенных признаков. Высказывания представляют собой набор однотипных предложений, которые прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отбирать необходимые слова, строить предложения. Порой необходимое слово заменяется действием, жестом. Многие высказывания непоследовательны, одна мысль вклинивается в другую, то есть отсутствует определённый порядок описания признаков. Всё это говорит о том, что дети нуждаются в помощи со стороны взрослых, в их указаниях.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения связной речи был для детей интересным, занимательным, развивающим. Чтобы повысить качество связной речи детей, мною были проанализированы средства развития речи и выделено наиболее эффективное. Таким средством является метод наглядного моделирования (МНМ). В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). Наглядность помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Кроме того, благодаря наглядности у детей создаётся план высказывания, на значимость которого указывал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Наглядные модели служат дидактическим материалом в работе с детьми по развитию связной речи и используются мною:

-          для обогащения словарного запаса;

-          при обучении составлению описательных рассказов;

-          в процессе ознакомления с художественными произведениями и обучению детей пересказу;

-          при отгадывании и загадывании загадок;

-          при заучивании стихов.

Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование МНМ вызывает интерес и помогает решить эту проблему. МНМ облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. МНМ учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания. МНМ развивает психические процессы — память, внимание, воображение, мышление — ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

С детьми младшего дошкольного возраста я использую самый простой вид модели — предметную (предметно-схематическую). Этот вид модели помогает детям в составлении элементарных описательных рассказов о животных. Как правило, это набор картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например, чтобы составить описательный рассказ о кошке, можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, умывается, мышка, человек. Предлагаю детям отобрать любые картинки на эту тему. Каждый ребёнок выбирает картинки по собственной инициативе и составляет небольшой рассказ. Так при помощи предметных моделей, малыши отбирают факты для рассказа, мысленно представляют их взаимосвязь. В средней группе с детьми начинаю использовать более схематичные изображения, имеющие обобщённые значения (предметно-схематическая модель). Тем самым предоставляется большая возможность для творчества детей. Так, выставляются картинки следующего содержания: тарелка, картинка, изображающая человека с кошкой, кошка, радуга. По первой картинке можно рассказать о том, чем питается кошка, как она ест, где находит еду; по второй — кошка живёт в доме у человека, человек любит её, ухаживает за ней, заботиться; по третьей — какая кошка, что она умеет делать; и последняя картинка обозначает, как выглядит кошка. Такие модели я использую для рассказов о разных животных.

Все занятия сопровождаются сюрпризными моментами — появлением игрушки — животного (загадки). Конечно, таким занятиям предшествует огромная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картин, картинок; упражнения в наблюдательности, обогащение словаря и т. д. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Сказки и рассказы открывают перед ребенком жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают воображение ребенка, обогащают эмоции. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. В младшем дошкольном возрасте много времени отводится чтению сказок.

Сказки состоят из коротких эпизодов, содержание и последовательность которых маленький ребёнок и сам в состоянии удержать в памяти. Однако, как правило, мы удовлетворяемся тем, что ребёнок запомнил содержание, и мало обращаем его внимание на характерные признаки персонажей, логику изложения. Восприятие художественного произведения зависит от того, как мы преподнесём его ребенку. Если мы прочитаем сказку, не обсуждая поступки героев, не обратив внимания на внешний вид героев, на их речь, то такая сказка очень быстро забудется ребенком, не вызовет у него никаких переживаний, впечатлений. Ребенку будет намного интересней не только послушать сказку, но и поиграть в нее. Этому, мы, взрослые, должны научить его. И в этом мне опять помогает МНМ. Для пересказа сказок я подбираю набор сюжетных изображений, книжных иллюстраций или предлагаю детям самим нарисовать, смоделировать сказку, на что дети соглашаются с большим желанием.

Для начала прочитайте выразительно сказку, рассмотрите все иллюстрации, а затем предложите ребенку нарисовать ее. Так дети легче могут усвоить ее содержание, а нарисовать помогут простые кружочки. Детям раздаю листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагаю превратить их в героев сказки. Если к кружочку сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы — дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. А когда будете рисовать, то проговаривайте и внешний вид героев (зайчик — маленький, серенький, длинные ушки; дедушка — старый, усатый; у мышки тоненький, длинный хвостик и т. д.).

На следующий день можно поиграть в эту сказку, но уже с помощью геометрических фигур, например кружочков. Вы обговариваете цвет кружка-заместителя персонажа: Колобок — круглый, желтый, аппетитный, вкусный; зайчик — серый, маленький; волк — серый, только он большой и т. д. Можно использовать кружки одного цвета, но разного размера; одного размера, но разного цвета; разного цвета и разного размера; можно вместо кружков использовать полоски разной длины. Главное, научить ребенка видеть в каждом предмете-заместителе тот или иной персонаж, не боятся высказывать свое мнение.

Как показывает практика, рассказывание по нарисованной модели развивает у детей логику, расширяет их словарь, развивает связную речь. Очень нравится детям игра (с элементами моделирования, которую мы придумали сами) «Расскажи о любимом сказочном герое». Суть игры заключается в том, что дети по желанию выбирают схематическое изображение сказочного героя и опираясь на картинки символы («вопрос» -кто это, «книга» — из какой сказки, «рожица» — какой он, «человечек с с поднятыми вверх руками и разведенными в сторону ногами» — ребенок должен сказать, что умеет делать этот сказочный герой) рассказывают о своем сказочном герое.

Начиная со второй младшей группы, ввожу дидактические игры на развитие воображения детей: «На что похоже?», «Кто бы это мог быть?» и др., «Кто это и что с ним могло случиться?» (средняя группа). Используются геометрические фигуры разного цвета, нарисованные палочки разной длины. Эти задания помогают мне развивать не только воображение детей, но и творческие речевые способности. МНМ использую и при работе по заучиванию стихотворений.

Этапы работы над стихотворением:

1.      Выразительное чтение стиха.

2.      Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Повторное чтение с опорой на наглядность.

3.      Вопросы по содержанию стихотворения. Цель-помочь детям уяснить основную мысль.

4.      Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной форме).

5.      Чтение отдельных строчек стихотворения (с опорой на наглядность).

6.      Рассказывание детьми стихотворения с опорой на наглядность.

7.      (Не обязательно). Зарисовывание детьми стихотворения по памяти.

Незаменим МНМ и при обучении детей отгадыванию и загадыванию загадок, например, об овощах, фруктах и ягодах. Взрослый сообщает детям, что сегодня они будут учиться отгадывать необычные загадки. Загадки нарисованы, а вместо картинок — значки-символы. Чтобы отгадать загадку или придумать ее, нужно знать, что обозначают разные символы. За основу я беру символы, которые были представлены в методическом пособии для воспитателей, учителей и родителей «Здравствуй, мир» группой авторов: А. А. Вахрушевым; Е. Е. Кочемасовой; Ю. А. Акимовой; И. К. Беловой.

Таким образом, метод наглядного моделирования представляет собой современный, творческий метод развития и совершенствования разнообразных речевых способностей детей 4–5 лет. Он учит ребёнка выражать мысли последовательно, логично, придерживаясь определённого плана высказывания. Данный метод развивает восприятие ребёнка, его сенсорную культуру, активизирует память, воображение, стимулирует речевую деятельность.

 

Литература:

 

1.                            Базик И. Развитие способностей к наглядному предметному моделированию. Дошкольное воспитание, № 11, 1984г.

2.                            Вахрушев А. А.; Кочемасова Е. Е.; Акимова Ю. А.; Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. — М.: «Баласс», 2001. — 304 с.

3.                            Дьяченко О. М. Воображение дошкольников. М. Знание, 1986.

4.                            Ткаченко О. Использование схем в составлении описательных рассказов, Дошкольное воспитание, № 10, 1990 г.

5.                            Усенко Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника. Дошкольная педагогика, сентябрь, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, картинка, кошка, младший дошкольный возраст, обучение детей, сказка, сказочный герой, художественная литература, наглядное моделирование.


Похожие статьи

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Применение дидактического пособия «Поварёнок» для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста 4–7 лет

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Похожие статьи

Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Применение дидактического пособия «Поварёнок» для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста 4–7 лет

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий

Формирование мелкой моторики у детей 3–4 лет с помощью разнообразных дидактических игр в ДОУ

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие речевой деятельности детей в возрасте 4–5 лет посредством лего-конструирования

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Задать вопрос