Статья посвящена изучению метода наглядного моделирования, используемого в развитии связной речи у старших дошкольников.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком его звуковым строем словарным составом, грамматическим строем.
Н. Алексеева
Формирование и развитие связной речи традиционно относится к числу важнейших задач дошкольной педагогики. ФГОС ДО выделяет «развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи» в качестве одной из приоритетных задач речевого развития старших дошкольников.
В последнее время вопросы развития речи детей дошкольного возраста все чаще рассматриваются в аспекте коррекции речевого развития. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовые группы ДОО, в той или иной степени нуждаются в специальной коррекционно-логопедической помощи.
Вопросы развития связной речи являются предметом изучения как в общей, так и в специальной дошкольной педагогике. В традиционной методике обучения основное внимание уделяется языковым — лексическим, фонетическим и грамматическим — недостаткам развернутой фразовой речи. Метод формирования описательно-повествовательной речи заключается в развитии навыка связного изложения через усвоение образцов связной речи путем имитации, интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения.
Выстаивая собственную систему работы по развитию речи у старших дошкольников, изучая теоретическую и практическую учебно-методическую литературу по проблеме, я обратила внимание на активное использование авторами приемов наглядного моделирования. Наглядное моделирование как инструмент речемыслительной деятельности в последнее время приобрело широкую популярность в среде практикующих педагогов, учителей логопедов Т. В. Пятница, Т. В. Солоухина-Башинская и ряд других авторов рассматривают его как самостоятельный метод «сообщения детям разнообразных знаний, развития их умственных и речевых способностей». В основе метода лежит использование заменителя (модели) в роли которого могут выступать предметы, условные изображения пиктограммы, чертежи, схемы, планы. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойством предметов и может служить применительно к связной речи наглядным отражением как ее внутренней стороны языка.
В целях формирования моделирования, более целесообразен обратный порядок, при котором дети овладевают сначала применением моделей, а потом уже построением.
Поэтому свою работу по развитию навыков связной речи у старших дошкольников я строю с учетом современных представлений о связной речи как речемыслительной деятельности в рамках традиционных практических, наглядных, словесных методов активно использую в работе наглядное моделирование. Основные этапы работы построены на базе инновационной методики В. К. Воробьевой как наиболее прогрессивной, отражающей суть процесса программирования связного высказывания, и проходят в рамках единого тематического плана, рассчитанного на два года. Основная форма обучения — индивидуально — подгрупповая, первичные речевые (произносительные) умения и навыки, полученные на занятиях, закрепляются, и дальнейшая работа по развитию самостоятельной развернутой фразовой речи. Особое внимание традиционно уделяется развитию связной монологической речи, на систему которая включает в себя три этапа:
Первый этап — подготовительный, или ориентировочный.
Второй этап — основной — формирование навыков связного говорения по правилам смысловой и языковой организации связной монологической речи.
Третий этап — закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи в различных речевых условиях.
Для адекватной передачи смысловой программы текстов детьми активно использую метод наглядного моделирования. В целях формирования моделирования дети овладевают сначала применением моделей, а затем их построением, поэтому для пересказа я использую готовую модель событий. На начальном этапе обучения служит реалистическое изображение предмета или события, в дальнейшем используется схематическое. Далее обучение рассказыванию провожу на линейную временную модель — серию картин по готовым и с установлением порядка серии. Они также способствуют формированию смысловой части связной повествовании речи. Параллельно применяю ассоциативные словесные игры с мнемотаблицами, которые помогают развивать у детей восприятие условно — символических изображений структурировать смысловую сторону — так называемые семантические поля.
На этапе закрепления правил смысловой и языковой организации связной речи использую:
‒ составление повествовательных рассказов цепной структуры по заданной предметно — графической модели на заданную тему.
‒ придумывание недостающего элемента предметно-графической программы с последующим составлением рассказов с элементами творчества,
‒ составление описательных рассказов лучевой структуры в условиях проблемной ситуации.
Помимо применения видов работы, предложенных В. К. Воробьевой, я параллельно развиваю у детей навыки линейного пиктографирования связных высказываний — готовых (загадки, стихи, рассказы) так и собственных. Создание детьми собственных условно — символических моделей можно считать основным результатом в овладении наглядным моделированием как основой общих умственных способностей и средством интеллектуальной и речевой деятельности.
Обязательно преобразована предметно-пространственная среда: наборы для моделирования русских народных сказок — аналог настольного театра, наборы предметных и сюжетных картинок, схем, таблицы, пиктограммы, наряду с маркерной и магнитной появилась интерактивная доска.
Спланирован и проводится цикл семинаров, практикумов для педагогов по вопросам использования метода наглядного моделирования. Проведены открытые занятия, развлечение педагогов и родителей, которые показали результативность работы с использованием наглядного моделирования.
Литература:
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии. 2009
- Венгер А. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания 1986
- Воробьева В. К. Воображение и творчество в детском возрасте. 2006.
- Левина Р. Е. Изучение неговорящих детей.1997.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник не говарит.1999.
- Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста 1999.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. 2008.