Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы
Авторы: Чумак Наталья Владимировна, Асюченко Алина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2022)
Дата публикации: 05.12.2022
Статья просмотрена: 66 раз
Библиографическое описание:
Чумак, Н. В. Применение метода наглядного моделирования в коррекционной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы / Н. В. Чумак, А. А. Асюченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/469/17624/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последние годы число младших школьников с отклонениями в речевом развитие постоянно растет. В настоящее время образная и богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей младшего школьного возраста встречается очень редко. В речи детей существуют множество проблем, в связи с этим идет активный поиск и внедрение в практическую коррекционную деятельность учителя-логопеда новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность речевого развития детей с ТНР в образовательной организации.
Анализ результатов диагностики речевого развития детей младшего школьного возраста позволил выявить следующие недостатки: у них наблюдается бедность речи, недостаточный активный словарный запас. Слабо развита способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, который состоит лишь из простых предложений, наблюдаются проблемы в грамматически правильном построении распространенных предложений. Отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов, высказывания короткие, отличаются непоследовательностью. Передача содержания знакомого текста состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
Один из факторов, влияющих на развитие связного высказывания по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — это наглядность [6]. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания, где каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим [2].
Таким образом, два основных фактора, облегчающие процесс развития связной речи: наглядность и план высказывания, соединяются в методе наглядного моделирования. Применение метода наглядного моделирования позволяет отказаться от навязывания школьнику готовых знаний, предоставляет самостоятельный поиск способа познания, что соответствует требованиям ФГОС НОО.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Данный метод помогает ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, предложение, текст [3].
Моделирование состоит из следующих этапов: усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью. В процессе использования приема наглядного моделирования младшие школьники знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера.
В своей коррекционной деятельности применяем следующие приемы работы: на подгрупповых и индивидуальных занятиях используем различные пиктограммы. Пиктограммы — символическое изображение, заменяющее слова. Например: пиктограмма к составлению рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», «Как помочь птицам зимой» и т. д. Пользуясь такими пиктограммами, мы побуждаем ребенка к речевой активности, ребенок соблюдает последовательность своего рассказа.
Следующий вид моделирования, который так же используем в своей работе — это замещение, вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели. В начале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки [4].
Эффективно влияет на развитие связной речи применение не изображения предметов, а символов. Поэтому очень часто в своей работе применяем мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация. В мнемотаблицах можно изображать практически все, т. е. производится графическое или частичное графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитает нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно-схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: дается предметно-схематическая модель. Мнемотаблицы применяются для: заучивания стихов, загадок, пословиц; пересказа текстов; составления описательных рассказов; составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине [5].
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Составление предметных описательных рассказов при помощи пиктограмм. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик. Например, тема «Дикие животные», младший школьник составляет рассказ по плану: 1. Особенности жизни в разные времена года; 2. Строение и цвет; 3. Чем покрыто тело? 4. Чем питается? 5. Как называется детеныш? 6. Где находится укрытие? 7. Какую пользу приносит в природе?
Когда ребенок научится составлять рассказ-описание по предложенной схеме, можно предоставить ему возможность самостоятельно составлять план из отдельных карточек. Так как у детей возникают проблемы в придумывание и воображение, то можно использовать такие пиктограммы, которые побуждают ребенка воображать какие-либо события. Например, тема «Волшебная планета». Детям предлагается отправиться в необычное путешествие, закрыть глаза и представить, что они на ракете отправились в космос и увидели там много новых и незнакомых планет. Им необходимо придумать, какие неизвестные планеты они могут там увидеть. Рассказ составляется по пиктограммам: как вы назвали новую планету? как выглядит это планета из космоса? кого вы увидели на этой планете? что они любят делать? как они к вам отнеслись? что вы рассказывали им о своей планете? как выглядят ее жители? чем закончилась ваша встреча? [5].
Моделирование повышает у детей чувство заинтересованности и ответственности, у каждого ребенка появляется удовлетворенность в результатах своего труда. Также данная работа совершенствует такие психические процессы: память, мышление, внимание, что положительно сказывается на результативности обучения ребенка в школе.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод наглядного моделирования можно использовать в коррекционной деятельности учителя-логопеда в работе с младшими школьниками. Так как он является важным учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и коррекционные цели и задачи.
Литература:
- Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н. Г. Андреева // под ред. Р. И. Лалаевой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. — 182 с.
- Выготский, Л. С. Анализ знаковых операций ребенка. — М., 2000.
- Корчуганова, Е.Ю., Смышляева Т. Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи детей. //Логопед. — 2005. –о № 1. — С. 7–12.
- Лукьянова, Л.А., Пятница Т. В. Наглядно-игровые модели для развития речи. — М., 2013.
- Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед 2008. — № 4. — С. 102–115.
- Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. — М.: Издательство Академия педагогических наук РСФСР, 1962. — 28