Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г. И. Панфиленко, Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. Е. Лагоша. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7514/ (дата обращения: 16.12.2024).

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое. Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в группах компенсирующей направленности. Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников заставляет педагогов находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования.

Наглядность — один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи дошкольников, позволяют определить в качестве средства оптимизации этого процесса — метод наглядного моделирования.

Актуальность использования этого метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики — принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

Следовательно, технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения:

-          Развивающий и воспитывающий характер обучения;

-          Научность содержания и методов образовательного процесса;

-          Систематичность и последовательность;

-          Сознательность, творческая активность и самостоятельность;

-          Наглядность;

-          Доступность;

-          Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:

-          Усвоение и анализ сенсорного материала;

-          Перевод его на знаково-символический язык;

-          Работа с моделью.

Эти этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

-          Знакомство с графическим способом представления информации.

-          Формирование навыка дешифровки модели.

-          Формирование навыка самостоятельного моделирования.

-          Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

силуэтные и предметные картинки; планы и условные обозначения, используемые в них.

На начальных этапах работы по внедрению моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям — анализу, классификации. На последующих этапах можно использовать более сложные мыслительные операции — обобщение, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т. е. слово, речевой образец.

В старшей и подготовительной группе способы наглядного моделирования включают:

-          обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей,

-          использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;

-          умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т. д.);

-          умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению;

-          умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.);

-          умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов;

-          самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности — источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток — речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому представляется такая возможность не только использовать наглядное моделирование как метод или приём для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность.

 

Литература:

 

1.         Давьшова Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1

2.         Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985

3.         Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. Логопед в детском саду 2007 № 4

4.         Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№ 6.

5.         Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007

6.         Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Логопед 2002 № 2 с.50–53

7.         Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. Логопед 2005 № 1 с. 7–12

8.         Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997

9.         Сапогова Е. Е., «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников».

10.     Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, вид деятельности, модель, ребенок, связная речь, детский сад, использование заместителей, коррекционная педагогика, коррекционный процесс, наглядно-образное мышление.

Похожие статьи

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Компьютерные технологии как инструментарий обучения физике на лабораторной работе

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР

Нейропсихологический подход в развитии речи у детей

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Групповое мыследеятельностное взаимодействие как одно из условий развития креативности перспективных детей

Математические игры как инструмент обучения и развития интеллекта

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Похожие статьи

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Компьютерные технологии как инструментарий обучения физике на лабораторной работе

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР

Нейропсихологический подход в развитии речи у детей

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Групповое мыследеятельностное взаимодействие как одно из условий развития креативности перспективных детей

Математические игры как инструмент обучения и развития интеллекта

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков