Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)
Автор: Челышева Алёна Андреевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, октябрь 2013)
Дата публикации: 13.09.2013
Статья просмотрена: 4408 раз
Библиографическое описание:
Челышева, А. А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) / А. А. Челышева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 104-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4170/ (дата обращения: 16.12.2024).
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития; обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.
Научные и педагогические исследования выявили трудности детей с ОНР в развитии связной речи:
- отсутствие четкости и последовательности изложения;
- высказывания — набор однословных предложений — прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отображать необходимые слова, строить предложения;
- преобладают простые предложения, иногда с однородными членами;
- полное или частичное отсутствие двусоставных предложений.
- с трудом строится связный текст, так как дети не знают, как начать и закончить свое высказывание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения.
Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Дошкольный возраст — период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные наглядные модели, схемы.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Использование наглядного моделирования уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Применяя графическую аналогию, ребенок учится видеть главное, систематизировать полученные знания.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).
- коллаж.
В настоящее время используются следующие виды моделирования:
- сериационный;
- двигательный;
- временно-пространственный.
Работа начинается с простого — сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды. После этого этапа работы в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник — елочка, белый кружочек — зайчик.
Вначале важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), и он становится основанием для построения логики произведения, а затем детям предлагается уже более сложный признак — не наглядный, а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым, белым; а если злой — черным и т. д.
Второй вид моделирования более сложный — двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» пошел на охоту — поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика — значит, пришла лиса. И, наоборот, кот вернулся домой — к кружочку подставили квадратик.
Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.
Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.
Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.
Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.
Средства наглядного моделирования используют при обучении дошкольников:
- пересказу;
- составлению описательного рассказа о единичных предметах;
- составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
- составлению рассказов из личного опыта;
- рассказыванию (с элементами творчества);
- составлению сравнительного описательного рассказа;
- составлению рассказа по плану;
- составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям.
Применение наглядных моделей, схем в работе над связной речью в процессе целенаправленного обучения у детей с ОНР позволяет овладеть необходимыми речевыми умениями навыками при:
- составлении описательных рассказов;
- пересказе;
- составлении рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
- составлению рассказа по плану;
- составлении творческого рассказа.
Таким образом, использование метода наглядного моделирования является опорой для формирования связной речи, что в последующем облегчит овладение знаниями в период начального обучения в школе.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999. –159с.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:АРКТИ, 2004. — 168 с. (Биб-ка практикующего логопеда)
3. Глухов, В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу // Дефектология. — 1989. — № 1. — С. 69–76.
4. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5–6 лт. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе/О. С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 160 –. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
5. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.Л. С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью [Текст] /. — 480 с.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16–21.