Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евтухова, Л. Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников / Л. Н. Евтухова, М. В. Пронина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5576/ (дата обращения: 23.11.2024).

Установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно закладывает у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Сказка дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: легкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина, образный язык маленьких описаний КД. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы.

Проблему развития речи детей художественной литературой изучали Р. Е. Левина, В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, Е. В. Мальцева, Е. А. Логинова, Р. И. Лалаева и многие другие. Эта тема достаточно актуальна, так как в методике развития речи делается акцент на развитие речи средствами художественной литературы. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у младших дошкольников через художественную литературу.

Задачи детского сада в области родного языка многообразны. В процессе педагогической практики они тесно связаны между собой. Для осуществления каждой из этих задач имеются свои пути и средства, но нельзя решать их изолированно друг от друга.

Воспитатель реализует задачи речевого развития у младших дошкольников в комплексе, но именно образцы художественного текста подсказывают ребенку правильное название, заставляют его развить свою мысль и выразить ее более понятно и связно, исправить неправильное произнесение звука и т. п.

Нами была поставлена следующая цель:

-        определить место сказки в организации педагогического процесса с детьми;

-        изучить содержание и формы работы по развитию речи посредством сказки.

-        Для ее реализации определены задачи:

-        выявить факторы, влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста при чтении и пересказе сказки;

-        исследовать методические и практические аспекты применения сказки в младшей группе.

В результате изучения раздела «Художественная литература» по программе «От рождения до школы» [1] мы выяснили, что детей в этом возрасте знакомят со сказками как народными, так и литературными писателей разных стран.

Проведено анкетирование родителей: «Какие книги любит читать ребенок дома?». Выяснилось, что родители покупают книги детям, но не знают какие нужно покупать. Это значит, что в семьях недостаточно уделяют времени и внимания чтению детям художественных произведений.

Изучено состояние речи детей на начало учебного года.

Составлена диагностическая таблица с использованием следующих параметров:

-        звуковая культура речи,

-        словарь,

-        грамматический строй речи,

-        связная речь.

Определены уровни речевого развития:

НИЗКИЙ. Ребёнок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает.

СРЕДНИЙ. Ребёнок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

ВЫСОКИЙ. Ребёнок пользуется в речи простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.

Не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала;

во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, различные игры);

в-третьих, активного включения детей в деятельность;

в-четвертых, использования развивающего потенциала в создании речевой среды максимально.

Для использования сказки как средства речевого развития младших дошкольников подобраны следующие сказки: «Репка»; «Упрямые козлики» К. Д. Ушинского; «Колобок» в обр. К. Ушинского; «Волк и козлята» в обр. А. Н. Толстого; «Теремок» в обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса» в обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди» в обр. М. Булатова; «Бычок — черный бочок, белые копытца» в обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц» в обр. В. Даля; «У страха глаза велики» в обр. М. Серовой; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский «Приключения Мишки Ушастика».

Для ознакомления детей со сказкой мы использовали метод рассказывания с использованием показа разных видов театра: настольного, пальчикового, бибабо. При рассказывании сказок применялись такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь их новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

-        объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

-        введение слов — этических оценок поступков героев;

-        привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;

-        динамический акцент на фрагментах текста;

-        наглядность;

-        неоднократное повторение текста в игровой форме.

Дети лучше осмысливают начало сказки, действия героя и конец произведения. В произведении дети устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. Прерывание прямой последовательности событий в сюжете, появление в нем скрытого замысла, часто затрудняет восприятие младших дошкольников.

Содержание новой для детей лексики при чтении художественных произведений определялось тематикой данного произведения, и новые слова отражают ту область жизни, которая запечатлена в художественных образах. Закреплению прочитанного способствовала беседа о сказках, о произведениях писателя, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов.

Народные слова, встречающиеся в сказках, также представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения также использовали упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию,

После чтения сказок, мы проводили анализ, для того чтобы дети могли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказок надолго запомнились и полюбились детям. Например, после чтения сказки нами задавалась серия вопросов: «Что я вам рассказала? О чем в сказке рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился?» и т. д.

Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге. Таким образом, у воспитателя много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.

По повторному анкетированию родителей, мы определили, что родители детям стали больше читать сказки. В детском саду дети обсуждали, пересказывали сказки, которые читали им дома, что непосредственно, сказалось на развитии их речи.

Мы определили, что дети стали больше интересоваться книгами, внимательно слушать художественные тексты. Дети слушали и по вопросам воспитателя пересказывали много сказок. От последовательного и содержательного пересказа они уже постепенно переходили к более трудной форме уяснения смысла художественных произведений. В беседах о ранее прочитанных книгах им были заданы вопросы: «Кто в этой сказке понравился?», «Какой он?», «Как он кричит? ест? спит?» и т. д. Дети в свободном общении стали вспоминать слова из сказок, с удовольствием рассматривали знакомые иллюстрации, узнавая главных героев.

Все дети были активны. После повторного анкетирования родителей мы определили, какие книги больше любят дети. Оказалось, что они больше предпочитают народные сказки. Родители стали интересоваться у педагогов, какие книги можно детям еще почитать.

В результате целенаправленной деятельности по речевому развитию младших дошкольников с использованием сказки мы определили некоторые закономерности восприятия ими художественных произведений. К ним относятся зависимость понимания текста от личного опыта; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

После реализации поставленных задач нами проведена повторная речевая диагностика. Результаты диагностики показали, что речевое состояние детей значительно улучшилось. Разборчивость речи несколько повысилась, наблюдалось понимание обращенной речи, повысился словарный запас, улучшилась звуковая культура речи.

Как оказалось, по-прежнему дети лучше усваивают лексические и грамматические формы, и им труднее выполнять задания по связной речи и по звукопроизношению, что связано с их возрастными особенностями.

Нами разработаны рекомендации для родителей по ознакомлению детей со сказкой. Описанная педагогическая деятельность позволила улучшить результаты речевой работы с детьми.

Литература:

1.      От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 304 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, речевое развитие, развитие речи, художественная литература, книга, обр, детский сад, литературный язык, родной язык.