Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами.

Сказка и ее влияния на развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников стала предметом исследования многих отечественных педагогов и психологов (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. А. Езикеева и другие).

В. М. Фадеева и М. М. Конина выявили следующие особенности народной сказки: последовательное развитие фабулы показывает, как то или иное поведение приводит к определенным результатам, т. е. прослеживается прямая связь между поступком и следствием — хорошие поступки награждаются, плохие приводят к трагическим последствиям.

Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка. [3,с.109]

«Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема. [7,с.154]

В сказке отражаются и нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его, выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преображая его.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра. [2,с.29]

Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные знания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал (привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев). «Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.

Воспитатель должен акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше на своих ошибках, а не на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других. Необходимо донести до детей следующие положения, подтвердив их примерами из сказок: для того, чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь понимать и ценить доброе отношение к себе и т. д. [6,с.29]

Воспитателю следует учитывать, что большое количество сказок и их многообразие позволяют найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для подражания — героя сказки. Весьма важно не только найти пример, но и поддержать выбор дошкольника. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребенку, особенно перед всей группой. Отобранную сказку могут читать ребенку родители или воспитатель. Ребенок может рассказать о том, чем нравится ему герой и чему он хотел бы научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности дошкольников.

Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эта работа может проводиться и на уровне подгруппы, т. е. дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой. Очень важно, чтобы задания, которые получит каждый участник группы, были различны, а их основой было развитие индивидуальных способностей, т. е. кто-то рисует «портрет» героя сказки, кто-то придумывает за «героя» загадки, которые потом будут отгадывать дети на занятии, кто-то готовит ему «новый наряд» и т. д. Безусловно, что подобные группы имеют временный характер, т. е. они распадаются, когда будет решена поставленная цель.

Одним из основных требований к воспитателю в работе со сказкой является ее выразительное чтение, чтобы дошкольники могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит занятие. В работе с дошкольниками, на наш взгляд, сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Рассказывая сказку, можно видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно-образную значимость. [4,с.35]

Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.

Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того, чтобы дошкольники усвоили новые слова, например: ухват, скарб, веретено, пастбище и др., нужно дать должное пояснение, обязательно нужно познакомить при возможности с их изображением; предложить составить несколько предложений с этими словами. Можно попросить детей вспомнить другие сказки, где используются эти слова, и наконец, можно попробовать нарисовать самим данные предметы.

Для лучшего восприятия сказки правомерно использовать музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей и даже детей, владеющих инструментами. Позже уместно провести викторину не только по тем или иным репликам героев, но и по музыкальным образам.

Дети должны все время включаться в активные формы работы со сказкой. Они могут подготовить кукольный спектакль по сказке и выступить перед родителями. Очень важно, чтобы в подготовке спектакля принимали участие все дети. Это дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело»: кто-то поет песенки, играет, читает текст, готовит пригласительные билеты, встречает гостей, готовит «выставку картин» ребят по мотивам сказки и т. д. Ничто так не стимулирует учебную деятельность детского коллектива, как успех. Его никогда не бывает много.

Слово, дело, коллектив, успех — это слагаемые, без которых нет и не может быть работы педагога. Педагог обязан найти слова благодарности и поощрения действиям каждого ребенка, принявшего участие в празднике сказки, отметить не только значимость вложенного труда в общее дело, но и раскрыть дальнейшие перспективы их совместной работы, добрых и полезных дел.

Воспитателю необходимо подробно рассказать о проведенной работе на родительском собрании, отметив общий успех, помощь взрослых, а также развивающую и воспитывающую роль сказки, ее роль при приобщении детей к народной культуре. [5,с.28]

Владимир Солоухин очень образно сказал: «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потому они начинают прорастать. Биографии человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие и большие… растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, а некоторые — чертополохом».

Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т. е. выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих, воспитательных), которые решает педагог в каждом конкретном случае.

Формы использования сказки в ДОУ весьма разнообразны. Ее можно прочитать ребенку, не обсуждая, чтобы дошкольник еще какое-то время побыл в мире сказки и сам подумал о том, что услышал. Даже мимолетное соприкосновение со сказкой дает повод поразмыслить и через некоторое время попытаться «попробовать» себя в той или иной роли, т. е. «примерить» на себя роль героя.

Педагогом может быть использован алгоритм психокоррекционной сказки:

-          подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру;

-        описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью;

-        герой «помещается» в проблемную ситуацию, переживаемую ребенком;

-        герой начинает искать выход из создавшегося положения. Здесь важно раскрыть создавшуюся ситуацию в нескольких ракурсах, т. е. предложить альтернативные модели поведения — герой осознает ошибочность своей позиции, изменяет ее, т. е. становится на путь изменения. [8,с.23]

Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций.

Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти автоматически. Исходя из того, что в основе взаимоотношений лежит психическое явление «заражение», то «… через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом», со стороны воспитателя или педагога можно как бы переключить внимание и деятельность детей на иной объект. Например, вышел спор между детьми из-за спортивной машинки и уже дошел до выяснения отношений, а воспитатель вдруг просит разгоряченных мальчишек починить пару других машин, которые по какой-то причине оказались без колес и руля. Ребята тут же начинают починку, забыв о причине ссоры. [9, с.40]

Педагог должен помочь детям понять, что сказка, по определению М.Горького, — «образец национального искусства». Сказки в зависимости от содержания и темы заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

По мнению А. В. Запорожца, сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь [1,с.98]

В современных педагогических теориях отмечается, что в дошкольнике формируется мир нравственно-эстетических представлений, закладывается базис личной культуры, включающей ценностные переживания. Все это определяет необходимость использования художественной литературы, специфического вида искусства в котором выделяется приоритет гуманного отношения ко всему живому над безразличием и безнравственностью. А именно сказки эти положения раскрывают в доступной для детей форме. Познавая через сказку нравственно-гуманную модель поведения, ребенок стремиться перенести ее в реальную жизнь и руководствоваться ею.

Лучшему пониманию сказок дошкольниками помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках» О. Высотской и «Больная кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить ее песенкой, адресованной больной кукле. Можно инсценировать ряд произведений из хрестоматии: «Мой мишка» З. Александровой, «Аленушка» Е.Балагиной, «Маша обедает» С. Капутикян и т. д. Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, он сначала может видеть в театре игрушек. [6,с.52]

Чем лучше будет знать каждый взрослый содержание всей хрестоматии, чем свободнее и естественнее он сможет соединять чтение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями, тем интереснее, ближе и понятнее станет для ребенка смысл произведения.

Начинать знакомство со сказкой лучше с показа цветной иллюстрации к уже знакомому детям произведению.

С раннего возраста дети знают потешку «Сорока-белобока», а в два-два с половиной года узнают и ее вариант — «Сорока, сорока». К обоим вариантам в хрестоматии есть рисунки Ю.Васнецова. Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета. Вначале следует показать детям оба рисунка в тексте и пояснить, что филин, утка, заяц и белка — гости сороки. В подробностях рассмотреть этих персонажей лучше при использовании настольного театра. Во время одного из повторных рассматриваний персонажей следует показать детям спектакль, сопровождая показ пояснениями. [10,с.17]

Рассматривая вопрос о традиционном использовании сказки в воспитании детей можно сделать следующий вывод: сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

 

Литература:

 

1.                  Аникин В. П. Русская народная сказка, М., 1977г.С.98

2.                  Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. М., 2003. С.144.

3.                  Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.,1999.

4.                  Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2–5 лет. М.,2007 с.256

5.                  Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005 № 5 с.28

6.                  Киселева И. Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка — дошкольника в театрализованной деятельности. Ростов-на-Дону,2005г

7.                  Померанцева Э. В. Судьба русской сказки. М.,1979

8.                  Сидловская О. А. Сказка в развитии дошкольника //Дошкольное воспитание № 6,2002. С.23

9.                  Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М.,2007.с.96

10.              Хрестоматия по фольклору. М.2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, герой, жизненный смысл, взаимоотношение людей, настольный театр, Педагог, подрастающее поколение, ранний возраст, художественная литература.

Похожие статьи

Роль народной сказки в обучении учащихся начальной школы немецкому языку

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Специфика организации физического воспитания дошкольников посредством использования народной игры

Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста

Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Похожие статьи

Роль народной сказки в обучении учащихся начальной школы немецкому языку

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Специфика организации физического воспитания дошкольников посредством использования народной игры

Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста

Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе