Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы)
Автор: Морозова Татьяна Алексеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 09.11.2018
Статья просмотрена: 1285 раз
Библиографическое описание:
Морозова, Т. А. Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы) / Т. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3674/ (дата обращения: 21.11.2024).
Одной из важнейших образовательных задач является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Истоками воспитания является детство.
Дошкольное детство — это возможность первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. Первая информация об окружающем мире идет от родителей, воспитателей через сказку, игру. Именно так, а не в назидательной форме ребенок усваивает азы социализации. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В. А. Сухомлинский. Сказка — один из первых словесных жанров, с которым он встречается в своей жизни. «Сказка — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее созвучны мироощущению ребенка. В то же время они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью, раскрывают существенные явления и закономерности действительности. Обогащая социальный опыт ребенка, сказки воспитывают эстетическое отношение к природе, к человеку, к труду и творчеству. Сказка предостерегает от дурных поступков. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Надо не только читать сказки с детьми, но и обязательно обсуждать прочитанное, разговаривать с ними на важные темы: как поступил главный герой, хорошо ли так делать, а как бы сделал он сам. Например, сказка про Колобка позволяет педагогу проанализировать с детьми правила поведения, нормы этикета. Колобок оказался на редкость невежливым и невоспитанным героем: он ни разу ни с кем не поздоровался и не попрощался. Укатился от дедушки и бабушки без разрешения, не отблагодарив их за то, что потратили последние припасы, чтобы испечь его. Можно ли после этого жалеть невоспитанного, хвастливого Колобка?
Сказка для ребенка становится учебником жизни. В период дошкольного детства у детей пробуждаются и развиваются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Сказки отлично воздействуют на детскую психику, поскольку нравоучения в них завуалированы. Волшебные истории восстанавливают душевное спокойствие, дают силы, с ними ребенок переживает те эмоции, которые развивают в нем фантазию, мышление, воображение.
В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также идет приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа является эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение. Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Именно через сказку сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка — это педагогический опыт и творческий гений народа. Благодаря использованию музейной педагогики в дошкольном возрасте мы можем создать еще одну среду общения родителей с детьми. Например, создавая экспозицию в нашем мини-музее «В гостях у сказки» мы создаем и условия взаимного сотрудничества родителей в создании развивающей среды — совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты из своих любимых сказок, созданные руками детей и родителей. Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Сказки позволяют ребенку реализовать свои потребности в активности, независимости. Равняясь на героев, которые всегда в действии, стремятся к цели, преодолевая препятствия на своем пути, дети учатся понимать, что успеха можно добиться, лишь приложив усилия, волю, проявив настойчивость и целеустремленность. Научиться различать плохие и хорошие поступки, бороться со страхами, стать отзывчивым и уверенным в своих силах — всё это могут сказки через своих героев, которые для детей являются реальными персонажами, потому что «жили-были…».
Сказки можно использовать для коррекции поведения ребенка, проводя индивидуальные занятия Сказка является одним из эффективных методов коррекции и здоровьесберегающей технологией, широко применяемой психологами давая ребенку возможность самостоятельно выбрать пути решения. Задача таких сказок — создать проблему и научить искать решения. Так, для особо хвастливых — «Заяц-хвастун»; для склонных к жадности — «О рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка», «Жадная собака»; для непослушных — «Колобок», «Семеро козлят»; для ленивых — «Золушка», «Морозко»; для робких и от страха — «О трусливом зайце», «Как лисёнок победил страх».
Сказки могут по-разному помогать педагогу, ведь и сами сказки разные. Дидактические, или обучающие сказки помогают знакомить с окружающим миром. Диагностические сказки помогают проанализировать эмоциональное развитие и нервно-психическое состояние ребёнка. Психологи считают, что по увлеченности тем или иным сказочным персонажам можно подобрать золотой ключик к скрытому от глаз внутреннему миру малыша, а список предпочитаемых ребёнком сказок может стать лакмусовой бумажкой для определения характера и условий его жизни. Психокоррекционные сказки. Они создаются для мягкой коррекции поведенческих функций детей, заменяя непродуктивный стиль на эффективный и формируют теплоту и равновесие в душевном состоянии ребенка.
Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, воспитывает чувство гордости за достижения своих земляков. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например- ложка или самодельная елочная игрушка из бабушкиной коробки с елочными игрушками. Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается инициативность и самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества, многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке, сказке. Играя с экспонатами, дети сами придумывают сказку о прошлом этого предмета, о том, как он попал в музей и стал экспонатом. Педагогами школы № 41 г. Тольятти была сочинена сказка о капельке воды. Детям в детском саду она очень понравилась. Сказка стала основой исследования наших детей по свойствам воды. Это было увлекательное путешествие в физические законы природы. Педагог, собирая сказки, рисунки и поделки детей может оформить целый сборник детского творчества.
Все виды воспитательной работы со сказкой, в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка. А музейное пространство позволяет эту сказку осознать, «прожить» ее, выработать определенные правила поведения.