Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 09.11.2018

Статья просмотрена: 1285 раз

Библиографическое описание:

Морозова, Т. А. Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы) / Т. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3674/ (дата обращения: 21.11.2024).



Одной из важнейших образовательных задач является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Истоками воспитания является детство.

Дошкольное детство — это возможность первоначального раскрытия творческих и познавательных сил ребенка. Первая информация об окружающем мире идет от родителей, воспитателей через сказку, игру. Именно так, а не в назидательной форме ребенок усваивает азы социализации. «Жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» говорил В. А. Сухомлинский. Сказка — один из первых словесных жанров, с которым он встречается в своей жизни. «Сказка — писал В. А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее созвучны мироощущению ребенка. В то же время они знакомят ребенка со сложной и противоречивой жизнью, раскрывают существенные явления и закономерности действительности. Обогащая социальный опыт ребенка, сказки воспитывают эстетическое отношение к природе, к человеку, к труду и творчеству. Сказка предостерегает от дурных поступков. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Надо не только читать сказки с детьми, но и обязательно обсуждать прочитанное, разговаривать с ними на важные темы: как поступил главный герой, хорошо ли так делать, а как бы сделал он сам. Например, сказка про Колобка позволяет педагогу проанализировать с детьми правила поведения, нормы этикета. Колобок оказался на редкость невежливым и невоспитанным героем: он ни разу ни с кем не поздоровался и не попрощался. Укатился от дедушки и бабушки без разрешения, не отблагодарив их за то, что потратили последние припасы, чтобы испечь его. Можно ли после этого жалеть невоспитанного, хвастливого Колобка?

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1062/000874d1-bd140499/img14.jpg

Сказка для ребенка становится учебником жизни. В период дошкольного детства у детей пробуждаются и развиваются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Сказки отлично воздействуют на детскую психику, поскольку нравоучения в них завуалированы. Волшебные истории восстанавливают душевное спокойствие, дают силы, с ними ребенок переживает те эмоции, которые развивают в нем фантазию, мышление, воображение.

В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также идет приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа является эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение. Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Именно через сказку сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка — это педагогический опыт и творческий гений народа. Благодаря использованию музейной педагогики в дошкольном возрасте мы можем создать еще одну среду общения родителей с детьми. Например, создавая экспозицию в нашем мини-музее «В гостях у сказки» мы создаем и условия взаимного сотрудничества родителей в создании развивающей среды — совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты из своих любимых сказок, созданные руками детей и родителей. Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Сказки позволяют ребенку реализовать свои потребности в активности, независимости. Равняясь на героев, которые всегда в действии, стремятся к цели, преодолевая препятствия на своем пути, дети учатся понимать, что успеха можно добиться, лишь приложив усилия, волю, проявив настойчивость и целеустремленность. Научиться различать плохие и хорошие поступки, бороться со страхами, стать отзывчивым и уверенным в своих силах — всё это могут сказки через своих героев, которые для детей являются реальными персонажами, потому что «жили-были…».

Сказки можно использовать для коррекции поведения ребенка, проводя индивидуальные занятия Сказка является одним из эффективных методов коррекции и здоровьесберегающей технологией, широко применяемой психологами давая ребенку возможность самостоятельно выбрать пути решения. Задача таких сказок — создать проблему и научить искать решения. Так, для особо хвастливых — «Заяц-хвастун»; для склонных к жадности — «О рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка», «Жадная собака»; для непослушных — «Колобок», «Семеро козлят»; для ленивых — «Золушка», «Морозко»; для робких и от страха — «О трусливом зайце», «Как лисёнок победил страх».

http://cdn01.ru/files/users/images/7b/ee/7beeec1356f8725fa61c447b1264c358.jpg

Сказки могут по-разному помогать педагогу, ведь и сами сказки разные. Дидактические, или обучающие сказки помогают знакомить с окружающим миром. Диагностические сказки помогают проанализировать эмоциональное развитие и нервно-психическое состояние ребёнка. Психологи считают, что по увлеченности тем или иным сказочным персонажам можно подобрать золотой ключик к скрытому от глаз внутреннему миру малыша, а список предпочитаемых ребёнком сказок может стать лакмусовой бумажкой для определения характера и условий его жизни. Психокоррекционные сказки. Они создаются для мягкой коррекции поведенческих функций детей, заменяя непродуктивный стиль на эффективный и формируют теплоту и равновесие в душевном состоянии ребенка.

Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, воспитывает чувство гордости за достижения своих земляков. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например- ложка или самодельная елочная игрушка из бабушкиной коробки с елочными игрушками. Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается инициативность и самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества, многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке, сказке. Играя с экспонатами, дети сами придумывают сказку о прошлом этого предмета, о том, как он попал в музей и стал экспонатом. Педагогами школы № 41 г. Тольятти была сочинена сказка о капельке воды. Детям в детском саду она очень понравилась. Сказка стала основой исследования наших детей по свойствам воды. Это было увлекательное путешествие в физические законы природы. Педагог, собирая сказки, рисунки и поделки детей может оформить целый сборник детского творчества.

Все виды воспитательной работы со сказкой, в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка. А музейное пространство позволяет эту сказку осознать, «прожить» ее, выработать определенные правила поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, окружающий мир, дошкольное детство, русская культура, экспонат.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Представление опыта работы педагога «Сам себе режиссёр»

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Роль сказки в познании ребенком окружающего мира (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Игровые приемы в обучении детей звуковому анализу слова (из опыта работы)

Представление опыта работы педагога «Сам себе режиссёр»

Элементы фольклора в музыкальном образовании детей (из опыта работы)

Воспитательная система школы: пути и поиски развития (из опыта работы)

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Задать вопрос