Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Современное российское общество констатирует критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения, его оторванности от традиций и ценностей своего народа.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития ребенка. У детей формируются нормы поведения, направленность личности, закладывается характер. Именно, ввиду своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Н. С. Капринская, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, А. М. Виноградова, Б. Т. Лихачев и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеют гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Одним из важнейших средств нравственного воспитания дошкольников, по мнению М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. Ф. Луниной, Л. Б. Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: они все больше времени проводят за компьютерными играми, книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры.
Воспитание художественным словом способствует проявлению у ребенка живого отклика на различные события жизни. Моральные нормы и правила приобретают в художественном произведении живое содержание. Дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Нравственность в форме поучения уступает место личностно прочувствованному, пережитому, и, следовательно, прочно усвоенному «социокультурному» опыту ребенка. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребенок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которая преподносит ему книга. А, поскольку книга — это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная этическая оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому. Валерий Брюсов писал: «Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное». Художественное чтение — это один из самых доступных средств и методов формирования достойной человеческой личности с колыбели ребенка в детском саду и в семье.
В художественной литературе моральная оценка хорошего поступка не навязывается ребенку — он сам с помощью событий литературного произведения начинает разбираться в поступке героя.
Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрывают лучшие черты и качества людей, осуждаются отрицательные поступки и явления, — все это находит живой отклик у детей, способствует формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.
Советские писатели создали много прекрасных произведений для детей. Дошкольники хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка — добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой), добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова), осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова), не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федрино горе» К. Чуковского) и т. д.
Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, знакомят с жизнью народов нашей Родины, воспитывают любовь к ней.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: загадки, дразнилки, кричалки, песенки, заклички, потешки, пословицы, поговорки.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят, и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушка идет на речку за водичкой — цыпляток поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашу варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пиржок; заинька горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца.
Пословица, по определению В. И. Даля, «это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый». В пословицах и поговорках метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всем ее многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношения людей («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Друзья познаются в беде», «Семеро одного не ждут», «Глаза боятся, а руки делают», «Хлеб всему голова», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Нет такого дружка, как родная матушка»).
Сказка — сокровищница народной мудрости.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.
Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что он Буратино (С. Г. Якобсон).
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Например, сказка «Репка» или «Теремок», учит малышей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя — можно попасть в беду, а уж, если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказка «Зимовье зверей» показывает, как дружба помогает победить зло. Добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных — в сказке «Волк и семеро козлят». Зло наказуемо в сказках «Кот, петух и лиса» и «Заюшкина избушка».
Народная сказка не ограничивается обьективным изображением плохих и хороших сторон характера и поведения героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали. Последовательное развитие фабулы показывает, как то, или иное поведение приводит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, плохие нередко приводят героя к трагическим для него последствиям. Так, в сказке «Морозко» дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Девочка-привередница в сказке «Гуси-лебеди» не выполнила наказ родителей беречь братца, и гуси унесли его к Бабе Яге, чтобы спасти братца девочке пришлось преодолеть много трудностей.
Именно поэтому возник интерес поиска эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы с художественной литературой, содействующих формированию нравственных представлений дошкольников. Работа с детьми с использованием детской художественной литературы как средства воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных форм и методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные чувства. Прочитать детям произведение нужно так, чтобы они поняли основное содержание, идею и, эмоционально пережили прослушанное. Только тогда можно ожидать определенного результата в восприятии и продвижении нравственных представлений.
Основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной литературой являются следующие:
- Выставки книг (уголок книг), создание библиотеки в группе. Форма работы, улучшающая восприятие детьми литературных произведений. Рассматривание и обсуждение книг, разбор книг их систематизация, установка картинок, починка книжек может происходить на групповой выставке книг, подготовленной заранее. Например, ко Дню рождения писателя, сказочника или поэта.
- Чтение детям. Этот метод включает чтение литературных произведений по книге и наизусть. В основном это дословная передача текста. Педагог, сохраняя язык автора, передает оттенки мыслей писателя, воздействует на ум, и чувства детей. Значительная часть литературных произведений читается по книге, большие произведения читаются в сокращении. Процесс слушания и понимания заключается в запоминании произведения, в умении глубже его пережить. Этим же целям соответствует такой прием, как выразительность чтения. Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым заключена в его эмоциональной насыщенности. Существует прием повторности чтение. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще, а из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие, ценные в воспитательном отношении. После первого чтения рассказа (стихотворения) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят прочитать еще. Педагог поддерживает их непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, рассматривает иллюстрации, читает повторно. Большое значение имеет этот метод при чтении книг с моральным содержанием.
- Рассказывание педагога. Этот метод — относительно свободная передача текста, поэтому возможны перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание дает большие возможности для привлечения детей и усвоения ими нравственных представлений. План рассказа — это 2–3 основных пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами.
- Инсценирование. Это форма работы является средством вторичного ознакомления детей с художественным произведением, средством закрепления нравственных представлений, формирования чувств. Можно сопровождать повторный рассказ или чтение действиями с игрушками, фигурками настольного или кукольного театра.
- Инсценирование (как спектакль) произведений литературы детьми с самостоятельным разучиванием ролей возможно лишь при условии хорошего знания текста. Существует довольно много видов инсценировок: спектакль или игра драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек в полном исполнении детей. Действие происходит согласно тексту произведения, но педагогом готовится сценарий или методическая разработка.
- Заучивание наизусть. Этот метод представляет собой выбор способа передачи произведения на занятии — чтение педагогом или рассказывание (стихотворения или рассказа) и зависит от жанра произведения и возраста детей. Эта работа направлена на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений после его прочтения педагогом — это средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. К тому же, выразительное чтение — самостоятельная, сложная, художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка и его нравственные представления, а в дальнейшем и чувства.
- Беседа по произведению. Детский пересказ. Эти приемы комплексные, включающие целый ряд разных словесных и наглядных приемов. Беседа состоит в основном по вопросам, позволяющим узнать эмоциональное отношение детей событиям и героям: «Кто вам больше понравился? Почему? Кто самый главный герой? Нравится ли тебе этот герой или нет?». Вопросы, направленные на выявление основного смысла произведения, вопросы, направленные на выяснение мотива поступков, вопросы, позволяющие понять настроение героя или его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно? Почему им было весело?». Вопросы, подводящие к выводам. Беседа позволяет выявить, осознали ли дети основную проблему рассказа или сказки. В беседах дети учатся строить логичный пересказ, передавать произведения близко к тексту.
- Рассматривание иллюстраций к литературному произведению. И беседа по иллюстрациям. Рассматривание иллюстраций и картин широко применяемый прием, идущий в дополнение к методам чтения или рассказывания литературных произведений. После чтения произведения можно проводить обзор иллюстраций. Для понимания детьми содержания иллюстраций необходимо: помочь им выделить главное в сложном сюжетном рисунке. Опорой понимания основного в иллюстрации является выделение детьми главных персонажей в их существенных связях. Для вычленения детьми существенного в рисунке в соответствии с основной мыслью текста им следует задавать вопросы: «Что я читала об этой картинке? Что автор книги написал об…» В этом случае рассматривание иллюстрации будет представлять собой мыслительный процесс. Вопросы воспитателя должны требовать от детей анализа, сравнения и обобщения основного содержания текста и иллюстраций к нему. Это приводит к формированию у дошкольников новых образов, новых понятий, т. е. нужных знаний, нравственных и социально значимых представлений.
Иллюстрация статична. Она изображает отдельные эпизоды, портреты героев, обстановку и действия, картины природы. Даже при детальном иллюстрировании наглядные образы не заменяют в полной мере художественного текста. Дети получают полное представление о содержании произведения, о действиях и переживаниях героев только после того, как оно будет им прочитано.
- Рассматривание картины. Прием, помогающий детям уточнять свои представления о различных образах и углублять свое понимание событий и явлений жизни. Дается время для первоначального созерцания, затем предлагается рассмотреть все части картины, устанавливая смысловую связь между ними. Основной прием — вопрос. Употребляются разные формы вопросов: для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы назовем ее? И т. д.
Существуют и другие формы работы с использованием литературных произведений в разных видах деятельности, которые применяются в дошкольном учреждении. Дети передают свое отношение к сказкам, рассказам, басням, стихам в рисунке, поэтому сюжеты и героев литературных произведений можно предлагать им как темы для рисования или лепки.
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и представленных в данной статье, дает огромные возможности для формирования нравственных представлений детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.