Нравственное воспитание является важным аспектом в формировании и развитии личности. В современном обществе оно является актуальной проблемой и занимает одно из первых мест в формировании и развитии личности ребенка. Воспитывая ребенка нравственности, мы первым делом закладываем у него нормы поведения, социальные и культурные ценности, которые помогут ему гармонично развиваться и адаптироваться в окружающем мире. Нравственность развивает в людях мировоззрение, четкое представление о добре и зле, уважение к старшим, стремление к честности и справедливости, поэтому, чем раньше начнется процесс развития нравственной личности, тем будет эффективнее и глубже ее реализация [5].
В младшем школьном возрасте развиваются, закрепляются психические процессы детей, такие, как мышление, речь, внимание, воображение и другие. Поэтому необходимо обогащать и постоянно развивать психологические процессы, так как они играют главную роль в целостном развитии личности. Это возможно благодаря благоразумному и творческому подходу учителя. Для младших школьников педагог, как известно, является авторитетом. Ребенок открыт и доверчив к своему учителю, он стремится находиться с ним в контакте, эмоциональном общении. Благоприятное воздействие, направленное на формирование и развитие способностей, знаний, умений и навыков, а также нравственной личности начинается с момента поступления ребенка в школу[1]. С помощью традиционной системы нравственных ценностей, таких, как: патриотизм, семья, искусство, литература и другие. Первый учитель тем самым формирует зачатки личности, закладывая и прививая ей любовь к трудолюбию, природе, культуре, своей стране и малой родине. Уроки чтения играют значимую роль в развитии личности, благодаря этому предмету, его многогранности, выполняются нравственные и этические задачи, а также развиваются чувство любознательности и любви к родному слову. Через знакомство с художественными произведениями ученики продолжают интенсивно развивать свое мышление, речь, воображение. Он способен к пересказыванию текстов, способен предугадывать некоторые фрагменты из произведений. На фоне этого формируется логика, а также, что является немаловажным, способность к фантазированию [4, с.126].
С самых малых лет ребенок познает мир, благодаря литературе. Начиная с детских сказок, которые читали нам родители, заканчивая книгами, которые мы читаем сами, в человеке формируется любовь и уважение, мудрость, стремление к постижению нового, неизведанного. На протяжении всего времени - от младенчества и до конца жизни - литература формирует в детях чувство гуманизма, справедливости, сострадания и доброты. Это учит ребенка быть великодушной, высокоморальной, духовной личностью, способной дружелюбно взаимодействовать с окружающими. Сказки формируют в нас идеалы, мировоззрение. Одни персонажи сказок становятся нашими кумирами, а другие же являются теми героями, на которых мы никогда не захотим равняться. В сказках всегда присутствует как положительный герой, который обладает силой, умом, добротой и справедливостью, так и отрицательный, который является абсолютной противоположностью. На основе сравнения этих двух противоположностей в детях формируется понимание о хорошем и плохом, они осознают, что за каждый проступок нужно отвечать, что и положительные герои могут сталкиваться с несправедливостью, обманом. Но если он сам никогда не будет обманывать, предавать и унывать, то добьётся большого успеха в борьбе за справедливость и честь, что позволяет развить в ребенке закаленность к будущим трудностям, также сформировать упорство, честность и ответственность. Следовательно, сказка переносит ребенка в иной мир, который похож на реальный, там есть люди, события, выбор между добром и злом. Но в том сказочном мире ребенок учится принимать решения на основе ошибок героя, не совершая при этом ни каких действий. Он сопереживает положительному персонажу, мысленно наставляет его на верный путь. Невозможно представить ребенка, который никогда не сопереживал герою рассказа, не пытался вообразить себя в роли его магического помощника, наставника, проходя вместе с ним сложный и запутанный волшебный мир. Сказки создают некого эталона, то есть человека, которому хочется и можно подражать. Он обладает воспитанностью, нравственностью, умом и физическими задатками. Герой стремится помочь окружающим его людям, животным. Образ героя является загадочным и в тоже время понятным каждому. Именно поэтому независимо от пола и возраста все дети любят истории про богатырей, где описываются отважные и бесстрашные походы, сражения со злодеями, недругами. Девочкам в таких историях нравятся больше сюжеты, а у мальчиков появляется желания быть именно такими же сильными, мужественными, отважными. С раннего детства мальчики, оказавшись под впечатлением от богатырей-удальцов: Добрыня Никитич и Илья Муромец, говорят, что они ничего не боятся, потому что смелые, как богатыри. Сказка с самых первых слов ребенка закладывает фундамент к развитию личности.
Сказка является одним из самых доступных жанров литературы для дошкольников и младших школьников. Следовательно, она может послужить хорошим наставником и добрым другом для ребенка. Этот жанр позволит ему понять особенности общества, культуру мира, познать истины нравственности. Сказки различных народов являются величайшим и ценностным источником сохранения мудрости предков, их традиций и быта. На основе народных сказок существуют и развиваются поколения, которые и являются хранителями священного клада своего этноса. С помощью народных сказок мы можем видеть отношение людей к разным ситуациям, их чувства, переживания, взаимоотношения, особенности менталитета. А также узнать, как с помощью такого жанра воспитывают в детях нравственность, и что является самым важным в воспитании.
Если рассматривать сказки северных народов, то можно заметить, что чаще всего они мифологической направленности. Там силы добра борются со злыми духами. Главное для них - защита мира от зла и борьба за справедливость. С помощью произведений фольклора северяне акцентируют внимание на самобытности и культуре народа, а также необходимости любить свою малую родину. Главные герои в сказках - обычные люди, небогатые, простые. Они занимаются рыболовством, охотой, сельскохозяйственным трудом, но именно они и есть герои, которые защищают мирных жителей, борются за добро. Например, в сказке ульчского народа «Мыргы» рассказывается о молодом парне, который уважал стариков, любил людей, всегда откликался на помощь. И вдруг в один момент на их землю напал трехглавый змей, и герой пошел сражаться со злодеем. Все собирали его в опасный путь: отец дал дедовский меч, люди принесли ему горсть земли, чтобы помнил свою родину в бою и защищал ее. В итоге юноша освободил свой край от змея с помощью своей силы и любви к родной земле. Также большое внимание уделяют природе. Всё в ней мистическое и символичное. Природа заключает в себе красоту и силу, она является идеалом гармонии. Еще одной главной воспитательной чертой является любовь и уважение к старшим. Например, в ненецкой народной сказке «Кукушка» рассказывается о матери, у которой было четверо детей. Она их холила, кормила, убирала за ними. Но однажды мать попросила детей принести ей водицы, но они отказали. Тогда она превратилась в птицу и улетела от них. Дети долго за ней бежали и водицы предлагали, но было уже поздно.
Сказки востока знакомы и любимы каждому ребенку с детства. Вспомним только о сказке «1001 ночь». Они привлекают малышей невероятным, запутанным сюжетом, где волшебство граничит с реальностью, где каждому понятна мораль. Фольклор восточного народа учит мудрости. Люди закладывают в сказки мысль о том, что никогда нельзя обманывать. Например, в произведении «Волк, лиса и собака», где описывается, как хитрая лисица обманула волка и рассказала об этом собаке, но собака не одобрила ее поступок. В итоге лиса получила по заслугам. Сказки восточного народа осмеивают леность и жадность человека. В произведении «Нищий и счастье» один нищий человек жаловался на свою судьбу, и в один момент к нему пожаловало счастье. Но он из-за своей жадности и глупости стал преступником перед своим счастьем. Сказка «Сам себя перехитрил» учит тому, что нельзя наживаться на чужом несчастье. Фольклор народов Европейской части учит детей храбрости, бесстрашию, всеобщему равенству и свободе. Особенно это можно увидеть в Легендах о короле Артуре, и валлийских, эстонских народных сказках. Французские сказки учат тому, что нельзя совершать зло, обманывать и жадничать. Например, в сказке «Волшебный свиток и золотые яблоки» подлый брат получил по заслугам, а доброго брата спасли и наградили. Испанские сказки учат тому, что каждый человек должен быть добрым, отзывчивым и самим собой. Например, сказки «Полевой мышонок и городской мышонок», «Кто стучится?» и другие. Фольклор народов Африки имеет мифологическую и религиозную направленность. Главные герои чаще всего являются животными. Они символизируют человеческие особенности, черты характера. В них закладываются все эмоции, чувства и переживания героя. Африканские сказки учат мудрости и почитанию предков, а также силе и выносливости. Например, сказка «Отчего у гиены задние ноги короткие», сказки народов зулу « Гиена и луна», сказка сото «Отчего у людей кожа бывает разного цвета» и многие другие. Таким образом, сказки любых народов мира разнообразны и удивительны, уникальны по своей сущности. Каждая сказка, на первый взгляд, кажется простой, но в ней заложен глубокий нравственный смысл. Фольклор народов учит нас доброте, мудрости, отзывчивости. Сказки воспитывают в нас нравственность, поэтому в развитии школьников она является незаменимым атрибутом обучения морали и духовным ценностям.
Фольклорные произведения изучаются на уроках литературного чтения в начальных классах. С помощью фольклора ребята узнают много нового о народах мира, расширяют кругозор, развивают воображение и эстетические чувства. Например, в учебно-методическом комплексе Школа 21 века (автор программы Н.Ф. Виноградова) в хрестоматию по чтению включаются фольклорные произведения, такие, как общемировоззренческие – считалки, загадки, пословицы. Во втором классе представлен фольклор различных народов, в том числе русского. Это также пословицы, скороговорки, загадки, былины [2, с. 318]. В третьем классе изучают былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», Добрыня и Змея», «Вольга и Микула» и многие другие. В четвертом классе знакомятся с произведениями устного народного творчества. Дети знакомятся с былинами «о Святогоре» в стихотворной и прозаической форме, героическими песнями о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и другие [3, с. 115].
Таким образом, одним из важнейших умений личности являются коммуникативные умения. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников, предполагает процесс побуждения учащихся к целенаправленному общению. На уроках литературного чтения у детей происходит накопление словарного запаса, развитие связной речи, умение понимать, ставить и решать различные коммуникативные задачи, то есть правильно использовать свою речевую и мыслительную деятельность в общении с другими людьми [6, с. 47].
Литература:
- Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 класса в 2-х частях / Под ред. Н.Ф. Виноградовой.- Вентана- Граф: «Начальная школа ХХI века», 2015- 320 с.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений (программа под ред. Н.Ф. Виноградовой) Вентана- Граф: «Начальная школа ХХI века», 2008- 320 с.
- Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1-1. С. 126-129.
- Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Савинов Е.С. - М., 2010. – 355 с.
- Филиппова Л.В. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения// Вопросы теории и практики гуманитарных исследований. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013.- С. 87-90.