Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 17.02.2017

Статья просмотрена: 899 раз

Библиографическое описание:

Маматова, И. С. Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева, Л. А. Михайлюкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вопрос об образовании и воспитании детей, бесспорно, самый современный и острый. Не только в России, но и за рубежом он и теперь служит предметом споров, разделяя людей на партии и вызывая самые противоречивые суждения.

Говоря о воспитании современных детей, необходимо отметить, что можно часто слышать от учителей и родителей строгие запреты типа «НЕ кури, НЕ ругайся матом, не сквернословь» и пр. Бесспорно, такие правила продиктованы заботой о подрастающем поколении, но их малая выполняемость зависит от того, что мы, учителя и родители, ограничиваемся истреблением пороков, не стремясь развивать ребёнка нравственно и эмоционально для того, чтобы он сам понял важность принятия правил поведения, которым учат школа и родители. В. Г. Белинский говорил: «Истребление дурного без наполнения хорошим бесплодно: оно производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же: выгоните одну, явится другая». На наш взгляд, решить эти вопросы можно, если учитывать опыт, который несёт литература. Опыт фактологический, эмоциональный и нравственный. Особенно выделяется своим воспитательным значением и влиянием русская литература [1].

На пользу, приносимую детям чтением художественной литературы, указывал русский поэт и критик П. А. Вяземский:

Где есть поветрие на чтенье,

В чести там грамота, перо.

Где грамота, там просвещенье,

Где просвещенье — там добро.

Родители и учителя — властители дум детей. Там, где семейные нравственные устои совпадают с запросами школы и общества, ребенок растет нравственно здоровым [2, с. 24].

Поскольку потенциал художественной литературы в процессе нравственного воспитания детей не реализуется исключительно на уроках литературного чтения, необходимо проводить включать изучение литературных текстов во внеурочную деятельность.

Нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения художественной литературы происходит с помощью знакомства детей с нравственными понятиями, а также раскрытием примеров нравственного и безнравственного поведения в литературных текстах [2, с. 35].

Приведем фрагмент внеклассного занятия на тему: «Бескорыстие».

Бескорыстие начинается с доброты. А добро — с любви к живому. Любовь и доброта согревают, как солнце.

− Послушайте отрывок из сказки Л. Толстого «Белка и волк», в которой автор очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел съесть. Белка стала просить: Пусти меня. Волк сказал: — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там на верху, все играете и прыгаете. Белка сказала: — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответили Волку? (Работа в группах)

Поделитесь с классом, какие мнения прозвучали в группе (Ответы детей).

− Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Затем класс делится на три группы. Каждой группе раздаётся текст сказки, где раскрывается нравственное понятие «бескорыстие», а также даётся пример бескорыстного отношения к окружающему миру.

Сказка «Маленький доктор». Мальчик жил в бедности со своей больной мамой, отдав одинокому путнику свой ужин — жидкую кашу, получил в ответ чудесный подарок — пучок целебных растений и книгу про целебные лекарства. Мальчик не только вылечил мать, но и стал известным целителем».

Сказка «В тигровом ущелье». Маленький целитель оказался в семье тигров, куда принесла его молодая тигрица, чтобы он спас и вылечил его мать. Мальчик был тронут тем. Что звери, как люди, заботятся о своих родных, и помог старой тигрице вновь стать сильной.

Сказка «На крыльях орла» повествует о том, как орлица выкрала у тигров мальчика, чтобы он спас её чахнущего сына-орлёнка. Мальчик сумел и ему помочь, достав застрявшую в горле кость и напоив его целительными травами. Но все это время мальчика не покидала мысль о том, как беспокоится его больная и старая мать. Судьба сделал герою новый подарок, необходимый, чтобы окончательно вылечить его мать, — растение женьшень, корни которого необыкновенно целительны. Орлица, благодарная мальчику за спасение сына, вернула его тигрице, которая на своей спине довезла его до матери. Мальчик, используя женьшень, вылечил свою мать и продолжал лечить всех, кто к нему обращался [2, с. 46–48].

Нравственное самосовершенствование человека очень активно происходит во время чтения. «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства», — писал К. Г. Паустовский в своей книге «Золотая роза». Ведь творчество настоящего писателя «предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце». «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком». Но что же может дать пищу воображению? Действительность? Да, в какой-то мере. Но мир книг настолько огромен… Жизнь, описанная в них, столь разнообразна, что нет другого такого могучего источника, питающего собой воображение юного читателя, как книга [2, с. 49].

Младшие школьники уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на месте данного персонажа. Благодаря этому, чтение литературы в этом возрасте становится средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Отличает этих детей от дошкольников и то, что они могут, хотя далеко не все, еще в узких пределах, обобщать поступки персонажей. В отличие от дошкольников, младшие школьники могут элементарно осознавать, что им дала та или иная книга, чему их научила.

Важнейшим воспитательным потенциалом, питающим душу ребёнка, является традиция семейного чтения. В наше абсолютно изменяющееся время её необходимо возродить, обратиться к этому источнику как средству духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Важно не только поучать детей, но также учить их анализу и самоанализу. Ребенок не может быть нравственным, потому что ему посоветовали или приказали быть таким. Родители могут показать учащимся много хороших примеров, чтобы дети сами решили, что им надо благородно поступать [3]. Это и главный герой рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», и постоянный нравственный выбор, с которым сталкивается Дениска в сборнике рассказов В. Драгунского, и поучительные басни И. А. Крылова.

Проявление уважения и терпимости по отношению к окружающим также является важным аспектом содержания духовно-нравственного воспитания. Надо уважать другого человека, и в основе отношений должны быть добро, эмпатия к человеку. Эмпатия — способность понять чувства, мысли, переживания другого. В. А. Сухомлинский расшифровывал это понятие несколько по-другому: «Чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека» [4, с. 25].

Именно так действовал мальчик в рассказе К. Д. Ушинского. Дедушка сильно постарел, он плохо видел и слышал, руки и ноги у него дрожали. Когда он ел, расплёскивал суп. Это не нравилось сыну и невестке, и они решили кормить его из старой деревянной миски. Но однажды мать увидела, как их сын что-то мастерит. Выяснилось, что он делает деревянную коробочку. «Когда вы с тятенькой состаритесь, я буду вас из неё кормить». Стыдно стало родителям. Недаром говорят, что дети — наши лучшие учителя. В конце рассказа автор приводит нравственное правило: «Уважай старика: сам будешь стар».

Но главным в содержании духовно-нравственного воспитания должно стать ознакомление с золотым правилом нравственности, которое в древности ещё высказал Иисус Христос в нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»

Таким образом, используя потенциал художественных произведений во внеурочной деятельности, учитель осуществляет нравственное воспитание младших школьников.

Литература:

  1. Бардыкова Н. В. Литература как средство нравственного воспитания в семье / Н. В. Бардыкова // Воспитание детей в современной семье. — 1993. — С. 113–121.
  2. Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С. Азбука нравственного взросления / В. И. Петрова, Н. М. Трофимова, И. С. Хомякова. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
  3. Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника/ Н. М. Трофимова // Педагогика. — 1997 — № 6 — С. 45–50.
  4. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М. Г. Яновская // Классный руководитель. 2003 № 4 — с. 24–29.
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, Белок, внеурочная деятельность, волк, духовно-нравственное воспитание, мальчик, мать, нравственное воспитание, ребенок, родитель, учитель.

Похожие статьи

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста