Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности
Авторы: Маматова Ирина Сергеевна, Литвинова Лидия Павловна, Рысаева Елена Викторовна, Михайлюкова Людмила Алексеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 17.02.2017
Статья просмотрена: 892 раза
Библиографическое описание:
Маматова, И. С. Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности / И. С. Маматова, Л. П. Литвинова, Е. В. Рысаева, Л. А. Михайлюкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11881/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вопрос об образовании и воспитании детей, бесспорно, самый современный и острый. Не только в России, но и за рубежом он и теперь служит предметом споров, разделяя людей на партии и вызывая самые противоречивые суждения.
Говоря о воспитании современных детей, необходимо отметить, что можно часто слышать от учителей и родителей строгие запреты типа «НЕ кури, НЕ ругайся матом, не сквернословь» и пр. Бесспорно, такие правила продиктованы заботой о подрастающем поколении, но их малая выполняемость зависит от того, что мы, учителя и родители, ограничиваемся истреблением пороков, не стремясь развивать ребёнка нравственно и эмоционально для того, чтобы он сам понял важность принятия правил поведения, которым учат школа и родители. В. Г. Белинский говорил: «Истребление дурного без наполнения хорошим бесплодно: оно производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же: выгоните одну, явится другая». На наш взгляд, решить эти вопросы можно, если учитывать опыт, который несёт литература. Опыт фактологический, эмоциональный и нравственный. Особенно выделяется своим воспитательным значением и влиянием русская литература [1].
На пользу, приносимую детям чтением художественной литературы, указывал русский поэт и критик П. А. Вяземский:
Где есть поветрие на чтенье,
В чести там грамота, перо.
Где грамота, там просвещенье,
Где просвещенье — там добро.
Родители и учителя — властители дум детей. Там, где семейные нравственные устои совпадают с запросами школы и общества, ребенок растет нравственно здоровым [2, с. 24].
Поскольку потенциал художественной литературы в процессе нравственного воспитания детей не реализуется исключительно на уроках литературного чтения, необходимо проводить включать изучение литературных текстов во внеурочную деятельность.
Нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения художественной литературы происходит с помощью знакомства детей с нравственными понятиями, а также раскрытием примеров нравственного и безнравственного поведения в литературных текстах [2, с. 35].
Приведем фрагмент внеклассного занятия на тему: «Бескорыстие».
Бескорыстие начинается с доброты. А добро — с любви к живому. Любовь и доброта согревают, как солнце.
− Послушайте отрывок из сказки Л. Толстого «Белка и волк», в которой автор очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел съесть. Белка стала просить: – Пусти меня. Волк сказал: — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там на верху, все играете и прыгаете. Белка сказала: — Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.
− Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответили Волку? (Работа в группах)
− Поделитесь с классом, какие мнения прозвучали в группе (Ответы детей).
− Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.
Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала: — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Затем класс делится на три группы. Каждой группе раздаётся текст сказки, где раскрывается нравственное понятие «бескорыстие», а также даётся пример бескорыстного отношения к окружающему миру.
Сказка «Маленький доктор». Мальчик жил в бедности со своей больной мамой, отдав одинокому путнику свой ужин — жидкую кашу, получил в ответ чудесный подарок — пучок целебных растений и книгу про целебные лекарства. Мальчик не только вылечил мать, но и стал известным целителем».
Сказка «В тигровом ущелье». Маленький целитель оказался в семье тигров, куда принесла его молодая тигрица, чтобы он спас и вылечил его мать. Мальчик был тронут тем. Что звери, как люди, заботятся о своих родных, и помог старой тигрице вновь стать сильной.
Сказка «На крыльях орла» повествует о том, как орлица выкрала у тигров мальчика, чтобы он спас её чахнущего сына-орлёнка. Мальчик сумел и ему помочь, достав застрявшую в горле кость и напоив его целительными травами. Но все это время мальчика не покидала мысль о том, как беспокоится его больная и старая мать. Судьба сделал герою новый подарок, необходимый, чтобы окончательно вылечить его мать, — растение женьшень, корни которого необыкновенно целительны. Орлица, благодарная мальчику за спасение сына, вернула его тигрице, которая на своей спине довезла его до матери. Мальчик, используя женьшень, вылечил свою мать и продолжал лечить всех, кто к нему обращался [2, с. 46–48].
Нравственное самосовершенствование человека очень активно происходит во время чтения. «Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства», — писал К. Г. Паустовский в своей книге «Золотая роза». Ведь творчество настоящего писателя «предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце». «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». «Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком». Но что же может дать пищу воображению? Действительность? Да, в какой-то мере. Но мир книг настолько огромен… Жизнь, описанная в них, столь разнообразна, что нет другого такого могучего источника, питающего собой воображение юного читателя, как книга [2, с. 49].
Младшие школьники уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на месте данного персонажа. Благодаря этому, чтение литературы в этом возрасте становится средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Отличает этих детей от дошкольников и то, что они могут, хотя далеко не все, еще в узких пределах, обобщать поступки персонажей. В отличие от дошкольников, младшие школьники могут элементарно осознавать, что им дала та или иная книга, чему их научила.
Важнейшим воспитательным потенциалом, питающим душу ребёнка, является традиция семейного чтения. В наше абсолютно изменяющееся время её необходимо возродить, обратиться к этому источнику как средству духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Важно не только поучать детей, но также учить их анализу и самоанализу. Ребенок не может быть нравственным, потому что ему посоветовали или приказали быть таким. Родители могут показать учащимся много хороших примеров, чтобы дети сами решили, что им надо благородно поступать [3]. Это и главный герой рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», и постоянный нравственный выбор, с которым сталкивается Дениска в сборнике рассказов В. Драгунского, и поучительные басни И. А. Крылова.
Проявление уважения и терпимости по отношению к окружающим также является важным аспектом содержания духовно-нравственного воспитания. Надо уважать другого человека, и в основе отношений должны быть добро, эмпатия к человеку. Эмпатия — способность понять чувства, мысли, переживания другого. В. А. Сухомлинский расшифровывал это понятие несколько по-другому: «Чтобы ребёнок чувствовал сердцем другого человека» [4, с. 25].
Именно так действовал мальчик в рассказе К. Д. Ушинского. Дедушка сильно постарел, он плохо видел и слышал, руки и ноги у него дрожали. Когда он ел, расплёскивал суп. Это не нравилось сыну и невестке, и они решили кормить его из старой деревянной миски. Но однажды мать увидела, как их сын что-то мастерит. Выяснилось, что он делает деревянную коробочку. «Когда вы с тятенькой состаритесь, я буду вас из неё кормить». Стыдно стало родителям. Недаром говорят, что дети — наши лучшие учителя. В конце рассказа автор приводит нравственное правило: «Уважай старика: сам будешь стар».
Но главным в содержании духовно-нравственного воспитания должно стать ознакомление с золотым правилом нравственности, которое в древности ещё высказал Иисус Христос в нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки»
Таким образом, используя потенциал художественных произведений во внеурочной деятельности, учитель осуществляет нравственное воспитание младших школьников.
Литература:
- Бардыкова Н. В. Литература как средство нравственного воспитания в семье / Н. В. Бардыкова // Воспитание детей в современной семье. — 1993. — С. 113–121.
- Петрова В. И., Трофимова Н. М., Хомякова И. С. Азбука нравственного взросления / В. И. Петрова, Н. М. Трофимова, И. С. Хомякова. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.
- Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника/ Н. М. Трофимова // Педагогика. — 1997 — № 6 — С. 45–50.
- Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М. Г. Яновская // Классный руководитель. 2003 № 4 — с. 24–29.