Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 17.07.2022

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Ряснянская, Л. С. Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Л. С. Ряснянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7491/ (дата обращения: 19.12.2024).



В наше время не является удивительной редкостью факт агрессивного, эгоистичного поведения детей. Нетрудно заметить, как увеличивается количество ситуаций, когда дети проявляют к своим сверстникам излишнюю озлобленность, нежелание вливаться в коллектив, делиться игрушками и т. д. Несмотря на то, что ребенок совсем мал, именно в раннем возрасте закладывается фундамент, задающий направление развитию личности. Самое главное — заложить хороший, стойкий фундамент, построенный на благородных, морально-нравственных принципах. Лучший материал для возведения фундамента — сказки. Легкие, светлые рассказы с понятными, поучительными сюжетами. Именно они помогут задать правильное направление для дальнейшего развития личности, а также социализации.

Актуальность проблемы морально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста подпитывается сразу несколькими причинами: с одной стороны, большинство из родителей до сих пор не обладают должными знаниями в сфере воспитания и психологии, из-за чего взаимодействие между чадом и родителем часто может носить деструктивный характер, порождающий некоторые поведенческие отклонения. И, таким образом, за неимением здравого контакта с родителями, не обладая правильным живым примером, наружу также выходит второй пункт проблемы — огромные волны информации.

Еще неокрепший ум ребенка с малых лет потребляет действительно внушительные объемы самой различной информации. Человек еще не научился говорить, но уже умело пользуется планшетом, на котором часами напролет показываются мультфильмы, большинство из которых носят достаточно сомнительный характер. Ребенок немного обрастает сознанием и начинает социализироваться — информационное давление также увеличивается новыми факторами: детский сад, интернет, СМИ.

Понимание о добре и зле, верных морально-нравственных качествах, дружбе и добродетелях у среднестатистического ребенка, растущего в вышеуказанных условиях, не могут формироваться в правильном русле. Если в таком положении ничего не предпринимать, то в дальнейшей перспективе остается только наедятся на какие-то случайности. Надеяться на то, что ребенок попадет в хорошую компанию, или же наткнется на пример для подражания, который придерживается нравственных, благородных идей.

Тем не менее, чтобы родителям не пришлось надеяться на лучшее и рассчитывать на волю случая, придется предпринять некоторые меры. Самое простое, и вместе с тем эффективное действие — поддерживать правильную информационную диету своего ребенка при помощи сказок.

Мы существуем в век быстроразвивающихся технологий, денег и индивидуализма. Мы, ни в коем случае не хотим сказать, что раньше было лучше, или хуже. Тем не менее, вопрос морально-нравственных принципов, дружбы, верности и альтруизма, например, в русских народных сказках действительно поднимался с большей интенсивностью и энтузиазмом. Люди жили в коллективе, и, соответственно, отношение между людьми и социальная жизнь была более приоритетной, чем сейчас.

Дошкольный период — крайне короткий временной отрезок человека. Вместе с этим, за такой небольшой период времени происходит бурный рост ребенка. Именно в этот период важно дать правильную основу для дальнейшего формирование здоровой, гармоничной личности. Сказки — самый лучший для этого инструмент.

Простое, но вместе с этим динамичное повествование и развитие сюжета легко воспринимается и усваивается ребенком. Фантастические, но вместе с тем конкретные образы, яркие и очевидные разграничения добра и зла также подогревают интерес ребенка, в дальнейшем уже подталкивая его на самостоятельное увлечения литературой.

Сложные ситуации в этом жанре быстро перевоплощаются в простой и доступный рассказ, в котором добрый, великодушный, отважный и умный главный герой обязательно преодолеет все трудности. «Добро всегда побеждает зло» и прочие оптимистичные мотивы не только являются положительными установками для воспитания, но и также могут дать ребенку прилив уверенности, устанавливая четкий ориентир, подкрепленный пускай и сказочными, но очень вдохновляющими сюжетами.

Но герой, как правило, тоже не один. К примеру, такая простая, но всеми известная сказка как «репка», в интересной и понятной манере преподносит ребенку мораль о том, что любая, даже самая трудная работа может быть выполнена дружным коллективом. В общем, в сказках действительно множество различных примеров. «Зимовье» — про сплоченность и трудолюбие. «Лиса и журавль» — про хитрость и остроумие. Положительные качества выступают на первый план как основной ориентир для подражания, отрицательные качества же противопоставляются («Два жадных медвежонка»). Эти примеры, вместе с особенной подачей жанра легко проникают в сознание ребенка вместе с сутью, оставляя помимо морально-нравственных заключений уйму положительных эмоций.

Помимо прочего, в народных сказках присутствует один очень важный момент, который в значительной мере упрощает воспитательный процесс. Мало кто из людей любит слушать лекции как делать надо, а как не надо. Этого с трудом переносят взрослые, и уж тем более дети, после своей очередной какой-нибудь шалости. Главная особенность сказки в том, что ребенок слушает интересное, захватывающее произведение, а все морально-нравственные моменты и выводы он уже усваивает самостоятельно, без навязчивого вмешательства других людей. Таким образом, без конфликтов и негатива, можно передать информацию ребенку в форме сказки. Согласитесь — самостоятельные размышления усваиваются гораздо лучше прослушанных окончательных умозаключений.

Сказка действительно простой и эффективный инструмент. Такого же мнения придерживался русский педагог К. Д. Ушинский, который использовал сказки в собственной программе обучения. Педагог считал, что та самая простота и легкость данного жанра идеально соотносится с уровнем и особенностями психики детей.

Важно выбирать именно те произведения, которые наилучшим образом поспособствуют формированию морально-нравственных качеств, а также помогут в оценке действий героев. При выборе произведения, следует понимать, что на качество воспитываемых нравственных качеств влияет художественное содержание самого произведения.

Главная значимость русских народных сказок, помимо легкости восприятия — всестороннее формирование личности ребенка. Когда ребенок слушает сказку, ему приходится переживать развитие сюжета, давать оценку тем или иным персонажам, развивая чувственность и эмпатию. Это важно, т. к. в жизни приходится принимать решения не только головой, но и сердцем.

Во время прослушивания сказки, в голове формируются образы, картинки, в дело активно включается воображение. Дети воображают в своей голове ситуации, думают над правильным вариантом, или же над тем, как они сами бы поступили.

Развитие чувственности, эмпатии, воспитание благородных морально-нравственных ценностей, развитие воображения и навыки оценки собственных действий, и действий окружающих, а также формирование интереса к чтению. Это — список самых основных пунктов, которые развивают сказки. Исходя из этого, напрашивается вывод, что народные сказки действительно оказывают значительное влияние на развитие и формирование личности детей, являясь простым и эффективным методом воспитания детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 10 т. / К. Д. Ушинский. — М.: АПН РСФСР, 1948. — Т. 2: Педагогические статьи. 1857–1861 гг. — 655 с.

Похожие статьи

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Похожие статьи

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Русские народные традиции как средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Тувинские праздники как средство патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Задать вопрос