Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Авторы: Логинова Юлия Александровна, Макушкина Наталья Владимировна, Сокольская Екатерина Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 17.05.2020
Статья просмотрена: 2726 раз
Библиографическое описание:
Логинова, Ю. А. Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников / Ю. А. Логинова, Н. В. Макушкина, Е. А. Сокольская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15842/ (дата обращения: 17.12.2024).
Уроки литературного чтения играют очень огромную и важную роль в формировании полноценной, самостоятельной и активной личности ребенка. При этом не надо забывать о том, что этот предмет должен не только давать знания, но и воспитывать, развивать подрастающее поколение. Именно уроки литературного чтения воспитывают человека на положительных примерах, предлагают правильные образцы поведения, развивают чувство стиля и общепринятой языковой нормы, формируют понятийный аппарат и верное направление мыслей, что сопутствует духовно-нравственному воспитанию.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости, уважения, любви), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности)» [1].
Как считают большинство исследователей прошлого и современности (Л. Н. Алексашкина, Л. Г. Вяткин, И. П. Гладилина, Л. М. Зеленина, И. Я. Лернер, Г. В. Мартемьянова, Р.В. Салатаева, Н. Н. Светловская, В. О. Сенько, А. А. Соловьева, Е. Р. Стаценко, Т. Е. Хохлова, О. Д. Шалимова и др.) возможности уроков литературного чтения безграничны для становления духовно — нравственных ориентиров, морально — этических норм, значимых ценностей современного общества. Потому что, именно в литературных произведениях описывается духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, не только на уровне представлений, но и проявлениях их в поступках, через которые ребенок познает смысл житейского бытия.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок — это место, где происходят коллективные действия, где дети делятся своими переживаниями и эмоциями, накапливают опыт нравственных взаимоотношений. На уроках дети учатся самостоятельной работе, работе в группах, учатся быть коллективом, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться выслушивать и понимать своих одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать свое мнение, помогать другим и принимать помощь. По мнению Е. А. Киянченко, когда ребёнок попадает в ситуацию морального выбора, он должен самостоятельно организовать своё поведение, но при этом учитывать интересы и эмоциональное состояние своих одноклассников, друзей, товарищей, применять адекватное правило и проявлять необходимые волевые усилия [2, с. 66]. На уроках дети младшего школьного возраста могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
В условиях становления новой системы образования идет процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные традиции отечественного образования и воспитания, сформированные целыми поколениями. На сохранение духовно-нравственных компонентов в воспитании ориентируют нас и современные ФГОСы.
Определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовно-нравственного кризиса в обществе и воспитанию человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступают как собственные взгляды, убеждения, глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру вносит и современная школа, которая активно влияет на формирование мировоззрения учащихся, способствуя их духовно-нравственному становлению. Поэтому сегодня одной из главной задачей образовательной организации является воспитание духовно-нравственной личности.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется в процессе учебной деятельности через уроки литературного и внеклассного чтения. По словам К. Д. Ушинского, «чтение — это упражнение в нравственном чувстве, поэтому одна из главных задач уроков литературного чтения — это духовно-нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства» [3].
Прежде всего, дети должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми, дружелюбными. Этому всему нужно учить их с детства. При этом книги остаются одним из ведущих средством воспитания, духовно-нравственного развития, становления общей культуры подрастающего поколения.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения детей в социуме. Воспитывают детей школа, семья и общественность. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане роль уроков литературного чтения очень велика. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей действительностью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Слово может вызвать у ребенка желание стать лучше, совершать хорошие поступки, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами и правилами поведения, уважить и чтить старших и многое другое. Формированию духовных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных нормах поведения и качествах человека, говорится в исследованиях О. Н. Булаевой [7].
Огромное влияние на детей оказывают народные сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. По словам В. А. Сухомлинского: «Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу» [4, с.43]. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ прочитанных литературных текстов, обсуждение сказочных ситуаций и характеров героев и их поступков способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию и уважению старших, постигают основы праведной жизни.
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в литературных сказках. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, а также жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и его работнике Балде» и многих других сказок А. С. Пушкина, дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма.
Народная сказка способствует формированию определённых духовно-нравственных ценностей, идеала. Для девочек — это красна-девица (умница, помощница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, храбрый, сильный, честный, добрый…). Идеал ребёнка — далёкая перспектива, к которой он будет стремиться.
При чтении рассказов обогащаются детские представления о взаимоотношениях людей, которые позволяют учащимся сделать выводы о нормах и правилах жизни в обществе. Как правило, в тех рассказах, где героями являются их ровесники, детям легче поставить себя на место этих героев и сделать определённые нравственные выводы [5, с.117].
Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия, храбрости, мудрости, честности. Мальчики хотят быть похожими на этих героев, считая их идеалом. Читая былины, учащиеся знакомятся не только с героическим эпосом своего народа, но и историей своей Родины, своего края, учатся ценить и уважать старших.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички выражают заботу, любовь, нежность, веру в благополучное будущее. В них высмеиваются человеческие недостатки и пороки, восхваляются положительные качества человека. На значимость для духовно-нравственного воспитания личности пословиц и поговорок указывается в исследовании Н. А. Кохович. Особо отмечается, что в пословицах и поговорках выражается многовековая мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию. Именно фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного и духовного развития детей [6].
На уроках литературного чтения дети сталкиваются с историей родного края. Именно в начальной школе, закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, родного города, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность окружающего мира; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
Используя на уроках литературного чтения произведения о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, учитель побуждает учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать моральный выбор, формирует нравственную позицию. Материалы учебников по литературному чтению позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.
Все вышеперечисленное позволяет говорить, что именно уроки литературно чтения имеют специфические возможности в деле формирования духовно-нравственных основ личности младшего школьника.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения [Текст].
- Киянченко Е. А. «Предмет «Культура общения» в начальной школе» [Текст] // Начальная школа. — 2002. — № 6. — С. 68.
- Ушинский К. Д. Родное слово [Текст] // Пед. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1988.
- Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника [Текст]. Избр. Произв.: В 5-ти т. — Киев: Рад. шк., 1979. — Т.1.
- Сухомлинский В. А. Сто советов учителю [Текст]. Киев, 1979.
- Кохович Н. А. «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через традиции и обычаи своего народа» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //gtn.locos.net
- Булаева О. Н. «Духовное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //wiki.saripkro.ru