Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной школы. Рассматриваются методические подходы и конкретные примеры литературных произведений, способствующих развитию чувства справедливости, доброты, уважения к окружающим. Автор представляет результаты эксперимента, проведенного в школьных классах, и подчеркивает значимость интеграции нравственного воспитания в учебный процесс через литературное образование.
Ключевые слова: нравственное воспитание, младшие школьники, литературное чтение, формирование нравственных понятий, методика обучения, литературное образование, развитие эмпатии, уроки литературы.
Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса. Основной задачей нравственного воспитания школьников в системе начального образования является формирование у обучающихся нравственного сознания, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, адекватные современному образу жизни.
Литературное чтение помогает формировать у учащихся представления о добре и зле, чести и предательстве, справедливости и несправедливости. Через истории, которые дети изучают на уроках, они учатся эмпатии и способности сопереживать, что является основой для развития нравственных чувств.
Русские учёные активно занимаются вопросами нравственного воспитания в системе образования, в том числе на уровне начальной школы. Среди них выделяются такие личности, как А. С. Макаренко, чьи работы о воспитании до сих пор актуальны благодаря акценту на формирование коллективных и индивидуальных нравственных качеств, несмотря на то что он работал в советский период. В. А. Сухомлинский известен своими методами воспитания детей, включающими развитие нравственных качеств через литературу, природу и коллективное взаимодействие. Л. Н. Толстой, хоть и известен как писатель, сделал значительный вклад в образовательную практику, фокусируясь на нравственном самосовершенствовании. Л. И. Божович посвятила свои работы вопросам личностного и нравственного развития детей, исследуя влияние социальной среды на формирование личности. Н. Е. Щуркова, современный ученый в области педагогических наук, особое внимание уделяет нравственному воспитанию младших школьников в современной школьной среде. Эти учёные вносят значительный вклад в разработку теоретических основ и практических методик, которые способствуют формированию нравственных ценностей у детей через образовательный процесс и школьное взаимодействие [1, с.310].
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения играет неоспоримую роль в формировании основ морали и ценностей. Литература как инструмент обучения в начальной школе не ограничивается только развитием навыков чтения и понимания текста, но и служит мощным средством воспитания чувства справедливости, доброты и эмпатии.
Процесс чтения в начальных классах предоставляет учителям уникальную возможность обсудить с детьми сложные вопросы, такие как различие между добром и злом, честностью и обманом. Рассказы о героических поступках, дружбе и самопожертвовании помогают учащимся понять важность и ценность моральных качеств.
Литературные произведения, выбранные для чтения в начальной школе, часто содержат ярко выраженные моральные уроки, которые помогают ученикам различать правильные и неправильные поступки, формируя тем самым нравственный компас. Литературные герои становятся примерами для подражания или, наоборот, отрицательными примерами, показывающими последствия неправильных решений.
Один из эффективных методов нравственного воспитания на уроках литературного чтения — это обсуждение моральных дилемм, с которыми сталкиваются герои рассказов и книг. Это позволяет детям выражать свое мнение и анализировать поступки персонажей, способствуя развитию критического мышления и способности к эмпатии [2, с.198].
Также значительное влияние на нравственное воспитание оказывает использование учителями ролевых игр, где дети могут «примерить на себя» роли различных литературных героев. Это не только усиливает понимание учащимися литературных произведений, но и позволяет им ощутить и прочувствовать ситуации, в которые попадают герои, учиться на их ошибках и достижениях [3, с.188].
Также важно включать в программу литературное чтение произведения, которые содержат яркие примеры морального выбора, позволяющие учащимся обсуждать и переосмысливать виденное в контексте собственных жизненных ситуаций. Примеры таких произведений могут включать классические детские сказки, истории о приключениях и рассказы о животных, каждый из которых несет в себе определенный моральный урок [4, с.302].
Для исследования эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения использована анкета «Нравственные понятия» (Н. Александровой и Н. Курносовой) и методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой. Исследование организовано на базе ОШ Университетская г. Елабуга.
Выборка учащихся осуществлялась среди обучающихся 3 класса ОШ Университетская г. Елабуга (контрольная и экспериментальная группы по 12 человек в каждой). Проведено предварительное анкетирование обеих групп для оценки начального уровня нравственных понятий.
Предварительное анкетирование показало, что большинство учеников обеих групп (контрольной и экспериментальной) обладали базовыми нравственными понятиями, такими как честность, доброта и справедливость, однако их понимание и способность к применению этих понятий в конкретных ситуациях были ограничены. В основном дети ориентировались на простые правила поведения, усвоенные от родителей и учителей.
По завершении эксперимента данные показали значительные различия в результатах между контрольной и экспериментальной группами:
- Экспериментальная группа:
– улучшение понимания нравственных понятий — дети начали лучше понимать значения таких понятий, как ответственность, уважение и толерантность;
– применение нравственных понятий в повседневной жизни — учащиеся стали чаще обсуждать нравственные дилеммы, возникающие в школе и дома, и пытаться находить справедливые решения;
– повышение эмпатии и взаимопонимания — дети стали активнее участвовать в групповых обсуждениях, проявлять интерес к чувствам и мнениям сверстников.
- Контрольная группа:
– минимальные изменения в понимании нравственных понятий: уровень понимания остался примерно на том же уровне, что и до эксперимента;
– ограниченное использование нравственных принципов в повседневной жизни — мало изменений в способности применять нравственные понятия в конкретных жизненных ситуациях.
Эксперимент показал, что активное включение уроков литературного чтения с фокусом на нравственное воспитание значительно способствует улучшению понимания и применению нравственных понятий у младших школьников. Дети из экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень эмпатии и готовности использовать нравственные нормы в реальных жизненных ситуациях. Это подтверждает необходимость интеграции нравственного воспитания в учебный процесс, особенно через такие предметы, как литературное чтение [5, с.167].
Таким образом, литературное чтение на уроках в начальной школе выходит за рамки простого освоения учебного материала. Оно становится средством нравственного воспитания, важным элементом в подготовке младших школьников к взрослой жизни, где моральные ориентиры будут необходимы им для принятия правильных решений.
В заключение, уроки литературного чтения в начальной школе имеют колоссальное значение для нравственного воспитания. Они не только способствуют развитию литературных навыков, но и формируют основу для развития в детях чувства справедливости, ответственности и уважения к другим. Это основа, на которой строится вся дальнейшая жизнь человека как социального существа.
Литература:
- Скрыгин С. В. Структура нравственного воспитания: монография / С. В. Скрыгин. — Москва: Русайнс, 2022. — 310 с.
- Осеева Е. И. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников: учебник / Е. И. Осеева, Г. И. Пигуль, И. В. Сеньчукова. — Москва: КноРус, 2024. — 198 с.
- Мали Л. Д. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников: монография / Л. Д. Мали, Н. И. Наумова, С. Б. Барашкина [и др.]; под ред. Л. Д. Мали, Н. И. Наумовой. — Москва: Русайнс, 2019. — 188 с.
- Савченко Е. А. Теория и методика воспитания: учебник и практикум / Е. А. Савченко, Т. П. Макарова. — Москва: Русайнс, 2024. — 302 с.
- Белоус А. В. Добрые сказки — добрые дети: методическое пособие / А. В. Белоус. — Москва: Русайнс, 2024. — 167 с.