Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Сажина, В. В. Роль сказок в воспитании детей дошкольного возраста / В. В. Сажина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114683/ (дата обращения: 28.06.2024).



Сказки имеют богатый потенциал для формирования нравственных ценностей у дошкольников. Данная статья исследует, влияние сказочного материала на этическое развитие детей в раннем возрасте. Нравственное воспитание детей является одним из ключевых аспектов их социального развития. В процессе формирования моральных ценностей у детей существует множество путей, одним из которых является использование сказок. Сказки предоставляют детям возможность погрузиться в мир символов, метафор и уроков жизни.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольники, сказки, анализ сказок, обсуждение содержания, творческие задания, формирование ценностей, доброта и справедливость.

В наши дни мы действительно сталкиваемся с участившимися случаями детской жестокости и агрессивности как по отношению друг к другу, так и к близким людям. Влияние негативных мультфильмов приводит к искажению представлений у детей о нравственных качествах, о доброте, милосердии и справедливости. Изначально с самого рождения ребенок ориентирован на идеал добра, поэтому важно с самого раннего детского возраста показывать малышу нравственную суть каждого поступка. [2, c.65]

Каждая сказка несет в себе социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, стимулирует к активности и в определенных случаях даже способна помочь в лечении. Другими словами, потенциал сказки превосходит ее художественно-образное значение. Сказка является одним из ключевых нравственно-педагогических инструментов формирования личности. [3, c.224]

Ценность сказок состоит в их воздействии на всеобъемлющее развитие ребенка, особенно на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в победе истины, в триумфе добра над злом. В большинстве случаев страдания положительного героя и его друзей являются временными и преодолимыми, за которыми следует радость как результат борьбы и совместных усилий.

Сказки имеют огромное влияние на нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Они представляют собой не только увлекательные истории, но и мощный инструмент формирования моральных ценностей и нравственных установок у детей.

Вот несколько способов, как сказки могут положительно влиять на нравственное развитие детей:

  1. Формирование моральных ценностей. Сказки обычно содержат ярко выраженные нравственные уроки, которые помогают детям понять разницу между добром и злом, между правильными и неправильными поступками.
  2. Развитие эмпатии. Через анализ переживаний и действий героев сказок дети учатся сопереживать другим, проявлять сострадание и понимание к чувствам окружающих.
  3. Стимуляция воображения. Сказки открывают детям мир волшебства, фантазии и креативности, что способствует развитию их воображения и интеллектуальных способностей.
  4. Формирование понимания нравственных принципов. Через примеры героев в сказках дети учатся принимать правильные решения в сложных ситуациях, следовать моральным нормам и ценностям.
  5. Развитие навыков морального выбора. Сказки часто показывают героев, которые сталкиваются с выбором между добром и злом. Это помогает детям понять, что каждое действие имеет последствия, и учиться принимать ответственность за свои поступки. [5, c.49–52]

Рассмотрим, например, сказку «Колобок». В этой сказке главный герой, Колобок, обладает ловкостью и сообразительностью, что помогает ему избежать опасности и не стать добычей для лисы, медведя и зайца. Дети, читая или слушая эту сказку, усваивают моральный урок о том, что самонадеянность и лукавство могут привести к неприятным последствиям, а скромность и умение принимать помощь — к успешному достижению цели.

Из этой сказки дети могут почерпнуть важные уроки:

  1. Урок о самостоятельности и самооценке. Колобок не боится идти вперед, он уверен в себе и своих силах. Этот пример показывает детям важность самостоятельности и веры в себя.
  2. Урок о взаимопомощи. В сказке также присутствует образ бабушки, которая помогает Колобку. Это учит детей о том, что важно быть добрым и помогать другим.
  3. Урок о последствиях эгоизма и жадности. Лиса, медведь и волк в сказке выступают в роли негативных персонажей, которые хотят поживиться на колобке и не думают о последствиях своих поступков. Этот момент поможет детям понять, что эгоизм и жадность могут привести к негативным последствиям.
  4. Урок о умении обходить опасности. Колобок находит выход из сложных ситуаций с помощью сообразительности и ловкости. Этот момент показывает детям, что важно быть находчивым и уметь решать проблемы.

Сказки также способствуют развитию эмпатии у детей, учат их сопереживать героям и понимать их переживания. Например, в сказке «Теремок» дети могут сопереживать зверям, которые живут в теремке, и радоваться, когда им удается сплотиться и победить злого медведя. Этот сюжет позволяет детям понять важность сотрудничества, взаимопомощи и дружбы.

Сказки также предоставляют детям возможность погрузиться в мир фантазии и морали, где добро всегда побеждает зло, а справедливость и правда торжествуют. Поэтому использование сказок в нравственном воспитании дошкольников является эффективным способом не только развлечения, но и обучения детей важным жизненным урокам.

Проблема нравственного воспитания личности является важным вопросом, который занимает ученых и педагогов на протяжении многих лет. Педагогический процесс нравственного воспитания детей направлен на формирование у них способностей к принятию нравственных решений, преодолению этических дилемм и разрешению конфликтов. [4, c.44–45]

В этом бесконечном потоке нравственных выборов дети сталкиваются с жизненными противоречиями, такими как желание и долг, добро и зло, сострадание и жестокость, любовь и ненависть, правда и ложь, эгоизм и коллективизм. Именно в процессе принятия таких выборов формируются и укрепляются черты характера и нравственные качества.

Важно начинать работу над нравственным воспитанием с самого раннего возраста. На протяжении дошкольного периода особенно важно учить детей воспринимать и понимать сказки, поскольку они вкладывают в себя глубокие нравственные уроки и этические ценности. Сказки дают детям возможность погрузиться в мир фантазии, где они могут видеть примеры правильных и неправильных поступков персонажей, а также последствия различных решений.

Подходя к сказкам с умением слушать, анализировать и извлекать уроки из них, дети развивают способности к эмпатии, самоконтролю, моральному рассуждению и принятию ответственности за свои поступки. Таким образом, сказки становятся не только занимательными историями, но и мощным инструментом, способствующим формированию нравственного сознания и характера у детей. [1, c.17]

Таким образом, сказки играют важную роль в формировании нравственных ценностей и характера у детей. Через сказочные истории дети учатся различать добро и зло, узнают о важности справедливости, сострадания, трудолюбия и других моральных качеств. Сказки помогают детям понять последствия различных поступков и решений, а также учат сопереживанию и эмпатии к окружающим. Благодаря сказкам дошкольники могут видеть примеры правильных и неправильных действий персонажей, что способствует формированию их собственного мировоззрения и нравственного стержня. Важно, чтобы воспитатели и родители осознавали влияние сказок на развитие нравственных качеств у детей и использовали этот инструмент осознанно. Подбирая подходящие сказки, можно преподнести детям ценные уроки о дружбе, долге, труде, справедливости и многом другом.

Сказки играют не только развлекательную, но и воспитательную роль в жизни детей, помогая им становиться нравственными и ответственными личностями. Работа с сказками в процессе нравственного воспитания дошкольников является важной и эффективной практикой, способствующей формированию здорового нравственного облика у малышей.

Литература:

  1. Абдурахманова Д. А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ташкент, 2019. — 17 с.
  2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2020. — С. 65.
  3. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 2019. -224 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлова (Алешина) Е. Комплексная сказко-терапия как новая псхолого-педагогическая технология //Журнал практического психолога. 2018. — № 5. — С.44–45.
  5. Иванова Э. И. Этот волшебный мир сказки //Дошкольное воспитание. -2022. № 12.- С.49–52.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, нравственное воспитание, нравственное воспитание детей, урок, добро, использование сказок, мир фантазии, нравственное воспитание дошкольников, развитие эмпатии.


Ключевые слова

творческие задания, нравственное воспитание, дошкольники, Формирование ценностей, сказки, анализ сказок, обсуждение содержания, доброта и справедливость

Похожие статьи

Задать вопрос