Сказки имеют богатый потенциал для формирования нравственных ценностей у дошкольников. Данная статья исследует, влияние сказочного материала на этическое развитие детей в раннем возрасте. Нравственное воспитание детей является одним из ключевых аспектов их социального развития. В процессе формирования моральных ценностей у детей существует множество путей, одним из которых является использование сказок. Сказки предоставляют детям возможность погрузиться в мир символов, метафор и уроков жизни.
Ключевые слова: нравственное воспитание, дошкольники, сказки, анализ сказок, обсуждение содержания, творческие задания, формирование ценностей, доброта и справедливость.
В наши дни мы действительно сталкиваемся с участившимися случаями детской жестокости и агрессивности как по отношению друг к другу, так и к близким людям. Влияние негативных мультфильмов приводит к искажению представлений у детей о нравственных качествах, о доброте, милосердии и справедливости. Изначально с самого рождения ребенок ориентирован на идеал добра, поэтому важно с самого раннего детского возраста показывать малышу нравственную суть каждого поступка. [2, c.65]
Каждая сказка несет в себе социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, стимулирует к активности и в определенных случаях даже способна помочь в лечении. Другими словами, потенциал сказки превосходит ее художественно-образное значение. Сказка является одним из ключевых нравственно-педагогических инструментов формирования личности. [3, c.224]
Ценность сказок состоит в их воздействии на всеобъемлющее развитие ребенка, особенно на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в победе истины, в триумфе добра над злом. В большинстве случаев страдания положительного героя и его друзей являются временными и преодолимыми, за которыми следует радость как результат борьбы и совместных усилий.
Сказки имеют огромное влияние на нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Они представляют собой не только увлекательные истории, но и мощный инструмент формирования моральных ценностей и нравственных установок у детей.
Вот несколько способов, как сказки могут положительно влиять на нравственное развитие детей:
- Формирование моральных ценностей. Сказки обычно содержат ярко выраженные нравственные уроки, которые помогают детям понять разницу между добром и злом, между правильными и неправильными поступками.
- Развитие эмпатии. Через анализ переживаний и действий героев сказок дети учатся сопереживать другим, проявлять сострадание и понимание к чувствам окружающих.
- Стимуляция воображения. Сказки открывают детям мир волшебства, фантазии и креативности, что способствует развитию их воображения и интеллектуальных способностей.
- Формирование понимания нравственных принципов. Через примеры героев в сказках дети учатся принимать правильные решения в сложных ситуациях, следовать моральным нормам и ценностям.
- Развитие навыков морального выбора. Сказки часто показывают героев, которые сталкиваются с выбором между добром и злом. Это помогает детям понять, что каждое действие имеет последствия, и учиться принимать ответственность за свои поступки. [5, c.49–52]
Рассмотрим, например, сказку «Колобок». В этой сказке главный герой, Колобок, обладает ловкостью и сообразительностью, что помогает ему избежать опасности и не стать добычей для лисы, медведя и зайца. Дети, читая или слушая эту сказку, усваивают моральный урок о том, что самонадеянность и лукавство могут привести к неприятным последствиям, а скромность и умение принимать помощь — к успешному достижению цели.
Из этой сказки дети могут почерпнуть важные уроки:
- Урок о самостоятельности и самооценке. Колобок не боится идти вперед, он уверен в себе и своих силах. Этот пример показывает детям важность самостоятельности и веры в себя.
- Урок о взаимопомощи. В сказке также присутствует образ бабушки, которая помогает Колобку. Это учит детей о том, что важно быть добрым и помогать другим.
- Урок о последствиях эгоизма и жадности. Лиса, медведь и волк в сказке выступают в роли негативных персонажей, которые хотят поживиться на колобке и не думают о последствиях своих поступков. Этот момент поможет детям понять, что эгоизм и жадность могут привести к негативным последствиям.
- Урок о умении обходить опасности. Колобок находит выход из сложных ситуаций с помощью сообразительности и ловкости. Этот момент показывает детям, что важно быть находчивым и уметь решать проблемы.
Сказки также способствуют развитию эмпатии у детей, учат их сопереживать героям и понимать их переживания. Например, в сказке «Теремок» дети могут сопереживать зверям, которые живут в теремке, и радоваться, когда им удается сплотиться и победить злого медведя. Этот сюжет позволяет детям понять важность сотрудничества, взаимопомощи и дружбы.
Сказки также предоставляют детям возможность погрузиться в мир фантазии и морали, где добро всегда побеждает зло, а справедливость и правда торжествуют. Поэтому использование сказок в нравственном воспитании дошкольников является эффективным способом не только развлечения, но и обучения детей важным жизненным урокам.
Проблема нравственного воспитания личности является важным вопросом, который занимает ученых и педагогов на протяжении многих лет. Педагогический процесс нравственного воспитания детей направлен на формирование у них способностей к принятию нравственных решений, преодолению этических дилемм и разрешению конфликтов. [4, c.44–45]
В этом бесконечном потоке нравственных выборов дети сталкиваются с жизненными противоречиями, такими как желание и долг, добро и зло, сострадание и жестокость, любовь и ненависть, правда и ложь, эгоизм и коллективизм. Именно в процессе принятия таких выборов формируются и укрепляются черты характера и нравственные качества.
Важно начинать работу над нравственным воспитанием с самого раннего возраста. На протяжении дошкольного периода особенно важно учить детей воспринимать и понимать сказки, поскольку они вкладывают в себя глубокие нравственные уроки и этические ценности. Сказки дают детям возможность погрузиться в мир фантазии, где они могут видеть примеры правильных и неправильных поступков персонажей, а также последствия различных решений.
Подходя к сказкам с умением слушать, анализировать и извлекать уроки из них, дети развивают способности к эмпатии, самоконтролю, моральному рассуждению и принятию ответственности за свои поступки. Таким образом, сказки становятся не только занимательными историями, но и мощным инструментом, способствующим формированию нравственного сознания и характера у детей. [1, c.17]
Таким образом, сказки играют важную роль в формировании нравственных ценностей и характера у детей. Через сказочные истории дети учатся различать добро и зло, узнают о важности справедливости, сострадания, трудолюбия и других моральных качеств. Сказки помогают детям понять последствия различных поступков и решений, а также учат сопереживанию и эмпатии к окружающим. Благодаря сказкам дошкольники могут видеть примеры правильных и неправильных действий персонажей, что способствует формированию их собственного мировоззрения и нравственного стержня. Важно, чтобы воспитатели и родители осознавали влияние сказок на развитие нравственных качеств у детей и использовали этот инструмент осознанно. Подбирая подходящие сказки, можно преподнести детям ценные уроки о дружбе, долге, труде, справедливости и многом другом.
Сказки играют не только развлекательную, но и воспитательную роль в жизни детей, помогая им становиться нравственными и ответственными личностями. Работа с сказками в процессе нравственного воспитания дошкольников является важной и эффективной практикой, способствующей формированию здорового нравственного облика у малышей.
Литература:
- Абдурахманова Д. А. Использование народных сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ташкент, 2019. — 17 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2020. — С. 65.
- Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 2019. -224 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлова (Алешина) Е. Комплексная сказко-терапия как новая псхолого-педагогическая технология //Журнал практического психолога. 2018. — № 5. — С.44–45.
- Иванова Э. И. Этот волшебный мир сказки //Дошкольное воспитание. -2022. № 12.- С.49–52.