В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направления с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием фольклорной сказки.
Ключевые слова: фольклорная сказка, развитие речи, младший дошкольник, воспитатель, звуковая культуры речи, эксперимент, театрализованная деятельность.
В настоящее время трудно найти лучший способ речевого развития детей младшего дошкольного возраста, чем путь приобщения их с раннего детства к фольклорной сказке.
Фольклорная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
Проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте отражены в работах А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других авторов.
В младшем дошкольном возрасте ребенок понимает речь взрослого, вступает в контакты со сверстниками и взрослыми задает множество вопросов и пытается получить на них ответы.
Важную роль в речевом развитие младших дошкольников играет фольклорная сказка. Фольклорная сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка.
Для изучения влияния фольклорной сказки на развитие речи детей младшего дошкольного возраста была проведена экспериментальная работа.
Была проведена экспериментальная работа на базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 80», Республики Татарстан г. Нижнекамска.
В исследование, принимали 45 детей младшего возраста, которые экспериментальную группу 23 и контрольную 22 ребенка.
Экспериментальное проводилось в этапа.
На этапе были методики и экспериментальное обследование речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
формирующем этапе, были подобраны фольклорные сказки, разработано тематическое и календарное планирование работы с детьми экспериментальной группы по речевому развитию с использованием фольклорной сказки. Спланирована и проведена работа с родителями.
На контрольном экспериментального исследования повторное обследование речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Проведен сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
Для исследования была использована методика изучения речевого развития речи О. С. Ушаковой. Диагностика включает в себя два блока: первый направлен на определение понимания и восприятия устного народного творчества; второй — на развитие речи (звуковая культура речи, словарь, грамматический строй речи, связная речь).
Экспериментальное исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, все полученные результаты фиксировались в протоколах.
Для реализации поставленной цели были определены основные направления работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием фольклорной сказки.
- Создание предметно-развивающей среды;
- Работа с детьми (занятия, театрализованная деятельность, настольно-печатные игры).
- Работа с родителями.
В процессе экспериментальной работы был составлен перспективный план по чтению сказок, в основу которого легла программа Н. Е. Вераксы «От рождения до школы». Каждая сказка несла свою задачу. Работа строилась на драматизации сказок, которые дети знают и любят «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Пых».
В процессе занятия для закрепления звуков мы вместе с детьми произносили правильно слово «мы-ш-ка», как мышка пищит «пи-пи-пи», в сказке «Репка» есть еще животные это кошка и собачка. Мы просили детей помяукать как кошка (мяу-мяу) и полаять как собачка (ав-ав). Таким образом, сказка помогала нам строить предложения, закреплять звуки в словах, подбирать антонимы медведь-большой, Маша -маленькая.
В ходе рассказывания сказки «Маша и медведь» дети использовали словосочетания (печку топить, кашу варить), и любая фольклорная сказка активизирует словарь детей.
После рассматривания иллюстраций к сказке «Лиса и заяц» мы пригласили детей группы в театр, посмотреть сказку «Лиса и заяц». После просмотра провели с детьми беседу по сказки, направленную на расширение словарного запаса детей (ледяная, лубяная, храбрый, длинноухий и т. д.).
Детям понравилась словесная игра: «Расскажи сказку по цепочке» (дети проговаривают предложение и передают клубочек друг другу). Мы брали фольклорные сказки уже хорошо знакомые детям, что бы дети могли без помощи взрослого её пересказать.
Совместно с родителями мы, оформили книжный уголок «В гостях у сказки». В уголке сказки были собраны фольклорные сказки, по программе которые соответствуют возрасту детей, «Петух и лиса», «Коза-дереза», «Бычок-черный бочок, белые копытца». Ко всем сказкам были подобраны иллюстрации, которые мы выставляли для детей в уголке. Дети в течение дня подходили к картинкам рассматривали их, строили небольшие рассказы, отвечали на вопросы друг друга.
Важную роль в речевом развитии детей играют родители, так как они являются участниками образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, поэтому мы провели родительское собрание на тему: «Развитие речи детей фольклорной сказкой 3–4 лет в условиях семьи и детского сада», на собрании мы рассказали, что такое фольклорная сказка, определили, чем она отличается от литературной сказки, объяснили родителям богатство языка фольклорной сказки. Отметили, что детям необходимо объяснять все новые слова, которые встречаются в тексте, по возможности показать этот предмет или показать картинку.
Подготовили для родителей стендовую информацию «Фольклорная сказка в жизни ребенка», «Как читать сказку», оформили папку передвижку «Сказки, которые мы читаем в группе», в приемной подготовили ширму –раскладушку «Сказочные герои».
На контрольном этапе полученные результаты первого задания показывают, что дети экспериментальной и контрольной групп по речевому развитию находятся на разных уровнях. В экспериментальной группе 11(48 %) детей было 5(22 %) детей и в контрольной группе было 6(27 %) детей, стало 7(32 %) детей которые имеют высокий уровень при пересказе сказки «Курочка ряба». На контрольном этапе экспериментального исследования дети со средним уровнем в экспериментальной и контрольной группах перешли на высокий уровень.
С целью выявить у младших дошкольников развитие связной речи. Для проведения диагностики мы подготовили картинку «Дождик».
В экспериментальной группе на контрольном этапе 10(43 %) детей и в контрольной группе 7(32 %) детей имеют высокий уровень составления рассказа по сюжетной картине «Дождик». Результаты показывают, что дети со средним уровнем перешли на высокий уровень в экспериментальной группе шесть детей, в контрольной группе два ребенка, эти дети могут ясно и последовательно могут выражать свои мысли.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования было доказано, что фольклорная сказка влияет на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2017. — 400 с.
- Базикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. — 93 с.
- Колесникова Е. В. Раз-словечко-два словечко.Рабочая тетрадь для детей 3–4 лет. ФГОС ДО.:-Просвещение.-Биом, 2022.-64 с.