Народная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (524) июнь 2024 г.

Дата публикации: 19.06.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Исмагилова, Л. Р. Народная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Л. Р. Исмагилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 25 (524). — URL: https://moluch.ru/archive/524/115840/ (дата обращения: 21.06.2024).

Препринт статьи



В статье рассматривается народная педагогика в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, а именно освещаются результаты диагностики уровня духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе первичного и вторичного исследования с учетом формирующего этапа эксперимента. В качестве инструмента народной педагогики в целях духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста использованы народные сказки. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста базировалась на методике «Закончи историю» Р. М. Калининой и методике «Сюжетные картинки» Г. А. Урунтаевой.

Ключевые слова: народная педагогика, нравственные нормы, старший дошкольный возраст, народные сказки.

Приоритет нравственного воспитания провозглашен в сфере государственной политики России на ближайшие годы, поскольку только нравственные начала в государственной и социальной сферах взаимодействия людей являются фундаментом гуманизма в обществе. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлена задача по организации образовательных отношений «на основе духовно-нравственных ценностей и правил поведения в интересах человека, семьи, общества.

Гипотеза исследования: использование средств народной педагогики в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению эффективности процесса духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие 40 дошкольников подготовительной группы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 «Теремок» Альметьевского муниципального района РТ в возрасте 6–7 лет.

Диагностика уровня духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста была проведена на основе методики «Закончи историю» (Р. М. Калинина) и методики «Сюжетные картинки» (Г. А. Урунтаева).

Цель методики «Закончи историю» (Р. М. Калинина) — изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие).

Цель методики «Сюжетные картинки» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) — изучение эмоционального отношения к нравственным нормам, определение умения различать хорошие и плохие поступки [1].

Представлена первичная диагностика нравственных норм по методикам на рисунке 1.

Оценка уровня сформированности нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста

Рис. 1. Оценка уровня сформированности нравственных норм у детей старшего дошкольного возраста

Из рисунка видно, что первичная диагностика нравственных норм показала очень низкую степень развития нравственных норм у 15 % старших дошкольников в экспериментальной группе: дети давали оценку поведению, но не мотивировали ее. Аналогичный показатель в контрольной группе составил 23 %: дети могли оценить поведение, но не нравственную норму. Низкий уровень развития нравственных норм в экспериментальной группе показало 25 % старших дошкольников: дети не были способны интерпретировать продолжение истории. Аналогичный показатель в контрольной группе составил 25 %: дети не способны были дать оценочное суждение в отношении поступков героев. Средний уровень развития нравственных норм в экспериментальной группе показало 33 % старших дошкольников, которые могли интерпретировать нравственную норму, однако, не могли пояснить причинно-следственную связь своего выбора и оценочное суждение. Аналогичный показатель в контрольной группе составил 30 %: дошкольники смогли дать соответствующую оценку поведенческим характеристикам, однако, не смогли пояснить причинно-следственную связь своего выбора и оценочную суждения.

Формирующий этап исследования проводился с 13 марта по 24 апреля 2024 года. Целью данного этапа было: сформировать духовно-нравственном воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством использования народной педагогики.

Пан реализации инструментов блока «Народные сказки» представлен в таблице 1.

Таблица 1.

План реализации инструментов блока «Народные сказки»

Темы

Задачи

Дата

1

«Спасательные ситуации в сказках»,

реализовать выбор морального характера между добром и злом

13 марта 2924г.

2

«Словесный портрет»

формируют специфические духовно-нравственны качества главного героя.

27.марта 2024г.

3

«Книга сказок»

упор на многообразие форм добрых поступков, а также на их существенную роль в обсуждении вместе с детьми

10 апреля 2024 г.

4

«Продолжи сказку»

проигрывании возможных вариантов развития событий для главных героев.

24 апреля 2024 г.

Система инструментов блока «Народные сказки» по организации духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста включала инструменты «Спасательные ситуации в сказках», «Словесный портрет», н «Книга сказок», «Продолжи сказку» [2].

Инструмент «Спасательные ситуации в сказках» реализуется таким образом, что старшие дошкольники выполняют задания по сочинению сюжетов в рамках уже изученных и знакомым им народных сказок на основе того, что педагог предлагал им какое-либо непредвиденное событие.

В рамках непредвиденного события герои вынужденные реализовать выбор морального характера между добром и злом с помощью старших дошкольников, что обучает их проявлению позитивного отношения к окружающему миру в виде терпимости, отзывчивости, доброжелательности [6, с. 36].

Составлять портрет, для которого характерно определённые нравственные характеристики и развивать, таким образом, основы добродетели позволяет инструмент «Словесный портрет».

В рамках данного инструмента педагог предлагал детям рассмотреть портрет национального героя какой-либо народный сказки и, таким образом, сформировать внимание старших дошкольников на этнических особенностях определённого народа, которые формируют специфические духовно-нравственны качества главного героя.

Педагогом в рамках художественного творчества были использован инструмент «Книга сказок», в процессе реализации которого старшие дошкольники рисовали главных героев в контексте добрых поступков и создавали из своих рисунков Книгу сказок.

При этом педагог дел упор на многообразие форм добрых поступков, а также на их существенную роль в обсуждении вместе с детьми.

Сюжет сказки был использован при реализации инструмента «Продолжи сказку» где старшие дошкольники интерпретировали продолжение уже изученной сказки при проигрывании возможных вариантов развития событий для главных героев [3].

С целью проверки эффективности формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по использованию народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста констатирующее диагностическое исследование.

Вторичная диагностика нравственных норм представлена на рисунке 2.

Оценка уровня сформированности нравственных норм детей старшего дошкольного возраста до и после формирующего этапа эксперимента

Рис. 2. Оценка уровня сформированности нравственных норм детей старшего дошкольного возраста до и после формирующего этапа эксперимента

Из рисунка видно, что вторичная диагностика сформированности нравственных норм показала аналогичную очень низкую степень сформированности нравственных норм у 15 % старших дошкольников в экспериментальной группе. Аналогичный показатель в контрольной группе снизился с 15 % до 5 %: данное снижение произошло благодаря детям, которые до формирующего этапа неверно группировали картинки с изображением ситуаций, а после формирующего этапа смогли произвести группировку после некоторых пояснений педагога.

Низкий уровень сформированности нравственных норм наблюдается у 25 % старших дошкольников в экспериментальной группе. Аналогичный показатель в контрольной группе сократился с 25 % до 20 %.

Таким образом, гипотеза исследования (использование средств народной педагогики в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению эффективности процесса духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста) подтвердилась на основе данных исследования 40 дошкольников подготовительной группы МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 «Теремок» Альметьевского муниципального района РТ в возрасте 6–7 лет. По результатам констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что степень сформированности нравственных норм относится больше к среднему и низкому уровням. Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по использованию народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста включала народные сказки, а именно набор инструментов, позволяющих сформировать систему духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста на основе работы с материалами народных национальных сказок. Система инструментов блока «Народные сказки» по организации духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста включала инструменты «Спасательные ситуации в сказках», «Словесный портрет», «Книга сказок», «Продолжи сказку». Вторичная диагностика нравственных норм показала снижение очень низкой степени развития нравственных норм. Следовательно, использование средств народной педагогики в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению эффективности процесса духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Бакланова, Т. И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2023. –160 с.
  2. Алексеева, Т. М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду // Вестник науки. — 2024. — № 1 (70). — С.56–59.
  3. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: метод. пособие для педагогов / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2022. — 192 с.


Задать вопрос