Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 27.03.2023

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Бартаева, П. П. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста / П. П. Бартаева, К. М. Игумнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/459/101059/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Этнокультурного воспитание детей дошкольного возраста, исследования Российских ученных в области нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, этнокультура, старообрядцы, детский сад, традиции, духовно нравственные ценности.

Президент Российской Федерации утвердил указ от 9.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Актуальным направлением является этническое самосознание, традиции и интерес подрастающего поколения к этнической культуре. В исследованиях Э. К. Сусловой, О. Н. Юденка, Ж. Таже и др., доказано, что дети старшего дошкольного возраста имеют представления о себе и других этносах, но у детей отсутствует компонент дифференцированное отношение к себе и к другим этнических граппам отсутствует.

Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. [4, с 6].

В работах Ю. В. Бромлей в 1973 в своей книге «Этнос и этнография», автор отметил проблематику советской и мировой этнографии, определил этнографию как «науку об этнических общностях», определил при этом, что «понимание этнографии как науки о народах предполагает, что основная функция — исследования своего этноса главного объекта во всем его многообразии. Этносы имеют между собой отличающие друг от друга сходство и различие, а также изменение их характерных черт во времени, т. е. этнические процессы». [1]

В психолого-педагогическом направлении были разработаны категории сознания и нравственного поведения, нравственных чувств, переживай, нравственных отношений.

Особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в своих научных работах раскрывают С. А. Козлова и Н. А. Корниенко, что в условиях взаимодействия ребенка окружающей социальной действительности, нравственное развитие личности связано с осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственные качества личности. В своих трудах они подчеркивали важность превращения внешних моральных норм и оценок во внутренний регулятор поведения, их реализации.

Нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста осуществляются в социальной среде, воспитывается в окружение, детский сад, семья, педагог играет важную роль в развитии нравственных качеств.

Нравственность — неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих правил и норм, принципов поведения. Соблюдение принятых норм, принципов и правил поведения находит свое выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда [3, с. 81]

Приобщения детей к этническому воспитанию на дошкольном этапе формирует у детей уважение к старшим, сохранение традиций своего народа и уважение к традициям разных народов этнической культуры. Одним из направлений познавательного развития ФГОС ДО является этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

В монографии д. п. н. С. Ц. Содномов описывает этнокультурные ценности, которые представляют комплекс: особенность мест проживания этноса; отношения к природе и традициям; устное народное творчество легенды своего народы; религиозные обряды и традиции воспитания.

Нравственное развитие личности дошкольника разделил на уровни Б. С. Братуся:

Эгоистический

Стремление к собственному удобству, отношение к себе как высшей ценности, к другим потребительское.

Группоцентрический

Идентификация себя с группой (отношение с другими зависит от принадлежности к группе).

Просоциальный

гуманистический отношение к другим как к самоценности, равенство его в отношении прав и свобод.

Для формирования нравственных качеств ребёнка большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к самому себе и другим людям, что является основой доброжелательного отношения к окружающим, готовности к общению. Нравственные качества формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребёнка, складываются устойчивые формы нравственного поведения. Благодаря пластичной нервной системе у детей дошкольного возраста отмечается высокая восприимчивость, что создаёт возможности для успешного нравственного воспитания. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. [5, с.6]

В отечественном и современном образовании России инновационные тенденции отражают региональные, национальные особенности этнокультурного воспитания детей старшего дягильного возраста как образовательный ресурс субъекта Российской Федерации истории и культуры семейских (Бурятии). Поликультурное воспитание и приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре семейских (Бурятии) можно выделить такие направления:

– духовно-нравственные ценности и традициях народа;

– развитие сопереживания и эмоциональных откликов от детей;

– приобщение и применения детьми социокультурных норм поведения на своем приобретённом опыте.

Этническая культура развивает у детей интерес к познанию нового, добывать знания при тесном взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Примером может выступать проектная деятельность:

– Фольклор семейских (Бурятии)

– Традиционная кухня этносов проживающих на территории Бурятии

– Традиционная одежда семейских (Бурятии)

– Домовая роспись и пр. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре способствует сохранению традиций, уклада и нравственного воспитания, через фольклор, художественно-эстетическое развитие, декоративно-прикладное искусство — закладывается первоосновы принадлежности к этнической группе.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста предусматривает развитие детей через этнокультуру и приобщение к культуре своего народа при активном взаимодействии ДОО — ребёнок — родители. [2, с. 12]

Использование этнокультурных ценностей в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста является приоритетным и эффективным.

Литература:

  1. Бромлей, Ю. В. Современные проблемы этнографии [Текст]: этнографическое обозрение /Ю. В. Бромлей — М.: Наука, 1981. — 391 с.
  2. Бартаева П. П. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнохудожественной культуре Семейских (Бурятии), Modern humanities success/Успехи гуманитарных наук № 8, 2021 год с. 257 2021 год.
  3. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989. 264 с.
  4. Князева О. Л., М. Д. Маханева, Приобщение детей к истокам русской культуры: Программа, Учебно — методическое пособие. — 2-е издю, перераб. И доп. — Спб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2015.- 304 с.:ил.
  5. Мельникова Н. В., Овчарова Р. В. Нравственная сфера личности до- школьника: Монография. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. — 240 с.
  6. https://dohcolonoc.ru/stati/11617-etnokulturnoe-obrazovanie-doshkolnikov-v-dou.html
  7. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18926/1/iurp-2010–85 %282 %29–05.pdf
  8. http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a462.php
  9. http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/dyachenko-07–06–2011.pdf
  10. 5.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/formirovaniieudoshkolnikovuchiebnykhdieistviivusloviiakhriealizatsiifgosdo
  11. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/04.php
  12. https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-etnokulturnyh-traditsiy/viewer
  13. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=69870 8
  14. https://moluch.ru/archive/117/32371/
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, Бурятия, приобщение детей, детский сад, нравственное воспитание детей, ребенок, этническая культура, нравственное воспитание, нравственное поведение.


Ключевые слова

дети, традиции, дошкольный возраст, этнокультура, детский сад, старообрядцы, духовно нравственные ценности

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Приводятся результаты диагностики уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье автор раскрывает содержание патриотического воспитания старших дошкольников, принципы патриотического воспитания, а также формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определяется значимость патриотического воспитания подрастающего поколения, выделяются особенности патриотического воспитания дошкольников. Автор раскрывает основные методы, формы, средства патриотического воспитания детей старшего дошкольно...

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации детско-родительских проектов

В статье автор исследует нравственное воспитание дошкольников как важный компонент социального заказа для образования.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В статье авторы пытаются определить условия осуществления духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в школе.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются вопросы влияния народной педагогики на социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автор рассматривает различные взгляды ученых на проблему нравственного воспитания.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Приводятся результаты диагностики уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе семейного воспитания

В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Авторы рассматривают особенности духовного-нравственного воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности. Рассматривается возможность краевед...

Задать вопрос