Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций
Авторы: Антонова Юлия Дмитриевна, Селеменева Светлана Юрьевна, Глушецкая Елена Витальевна, Колесникова Ирина Леонидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XLVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 24.03.2023
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Антонова, Ю. Д. Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций / Ю. Д. Антонова, С. Ю. Селеменева, Е. В. Глушецкая, И. Л. Колесникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/485/17877/ (дата обращения: 16.12.2024).
В соответствии с новым федеральным государственным стандартом дошкольного образования, основной задачей детского сада является формирование духовности и нравственности дошкольника через культурологический подход к процессу образования.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. На сегодняшний день очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром [1].
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа. Поэтому развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
По утверждению Л. И. Архарова, Г. Н. Волков, А. И. Лазарева, И. В. Суханов приобщение детей к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить самобытности.
В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно-обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с дошкольниками. Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ «Об образовании» и прослеживается во всех программах дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО. В содержании отдельных разделов дошкольного образования (формирование целостной картины мира (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе), проведение различных праздников и развлечений и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
Приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины. Поэтому необходимо создавать условия для развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций, с применением народных традиций и обрядов [2].
Нами были выделены определенные условия развития духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на материале местных традиции:
Первое условие — обеспечение взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов духовно-нравственной культуры старшего дошкольника. По мнению Т. В. Скляровой, развитие духовно-нравственной культуры дошкольника возможна только в единстве всех трех компонентов. Когнитивный компонент представляет собой знания детей, восприятие нравственных качест, вежливости, чуткости и т. д. Эмоциональный компонент выражается в эмпатии, эмоциональных состояниях, эмоциональной активности. И поведенческий компонент — связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности
Когнитивный компонент способствует нравственному развитию личности дошкольника, у ребенка формируются моральные нормы, дети учатся видеть ценность в самих нравственных поступках. Первые эмоциональные реакции ребенка, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми, подражательны.
Второе условие, которое эффективно влияет на развитие духовно-нравственной культуры саршего дошкольника — это реализация продуктивного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» в процессе приобщения детей к национальным традициям. Любая совместная деятельность родителей и педагогов направленная на духовно-нравственное развитие детей, отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Ведь в результате затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.
Как отмечает Л. Евстратова, педагоги и родители, заинтересованы в том, чтобы передать культурно-исторические ценности дошкольникам. Различные дополнительные образовательные программы по развитию духовно-нравственной культуры дошкольников осуществляются только по желанию родителей на договорной основе с ними. Поэтому необходимо ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада и т. д.) [4].
И третье педагогическое условие, которое необходимо создавать для развития духовно-нравственной культуры старших дошкольников на материале местных традиций — это организация процесса ознакомления с родной культурой в комплексе непосредственной образовательной деятельности, игры и свободной деятельности детей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, осуществляемого в системе образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее — ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование [3].
Для успешного развития духовно-нравственной культуры у детей в национальных традициях, важна реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический, годовой план работы) и конспектов непосредственной образовательной деятельности, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.
Для развития духовно-нравственной культуры дошкольника, необходимо использовать в работе с детьми народный фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.), т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского народа. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Таким образом, анализ научной литературы позволяет нам выделить условия, влияющие на развитие духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста на материале местных традиций: реализация принципа «единства рационального и эмоционального» в педагогическом процессе (Э. Абдуллин); реализации продуктивного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» в процессе приобщения детей к национальным традициям; организации процесса ознакомления с родной культурой в комплексе непосредственной образовательной деятельности, игры и свободной деятельности детей.
Литература:
- Абраменкова В. В. Духовно-нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах. М., 2001. — С.234–236.
- Архарова Л. И. Воспитание на народных традициях // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16–17 ноября 1999). — М., 2001. — С. 204–205.
- Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1. — С. 67–73.
- Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 1. — С. 17–20.
- Кожанова М. Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания //Мир детства и образования. — Магнитогорск, 2012. — С. 120–123.