Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болдырева, Н. Г. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н. Г. Болдырева, Л. А. Зверева, С. И. Рябинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 753-755. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23268/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Что такое семья — понятно всем. Семья — это дом. Семья — это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй

Семейные традиции — большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.

Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, «единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции — это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз. Если 1 сентября посадить с ребёнком деревце или 9 Мая по-особому поздравить дедушку или соседа-ветерана, всё это скрепит семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших детях. Семья, как и другие социальные институты существует, воспроизводя традиции, следуя образцам деятельности, без которой немыслимо её развитие. Различные типы образцов воспроизводятся каждым поколением и регламентируют создание новой семьи: супружеские и родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга. Семейные традиции имеют свои специфические особенности. В связи с этим семейно-родственные отношения служат одним из важнейших каркасов построения культуры и воспитания нравственности. Они функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, сочувствия, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку. Именно через них многовековой опыт, обычаи передаются от старших поколений младшим. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное, духовно-нравственное развитие ребёнка проходит более успешно.

С целью выявления оптимальных условий формирования интереса у детей к семейной традиционной культуре, а также определения наличия традиций в современных семьях можно определить следующие задачи: выявить уровень знаний и представлений у детей о семье, семейной традиционной культуре; оценить возможность приобщения дошкольников к семейной традиционной культуре; изучить отношение родителей к созданию и возрождению семейных традиций.

Одним из методов определения уровня знаний и представлений у детей о семье является наблюдение за детьми в повседневной жизни, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья». Целесообразно также использование методики комментирования картинок (на темы: «Вечер в семье», «Праздники в семье»), в ходе которой ребёнок описывает картинку, исходя из своего личного опыта. Индивидуальные беседы с детьми дают возможность изучить понимание дошкольниками слова «семья», выявить представления детей о семейных традициях, об организации свободного времени в условиях семьи.

В рамках непосредственно образовательной деятельности рекомендуется знакомство детей с культурой и традициями русского народа (традиция отмечать семейные праздники), закрепление знаний детей о названии родной страны, культуре (устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве).

Очень эффективной формой работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников, является организация совместных празднований дней рождения. Дети, родители и педагоги имеют возможность вместе оформить групповую комнату поздравительными открытками, фотографиями, шарами, подготовить костюмы, подарки, поздравления и угощения, играть в народные игры и исполнять русские народные песни. Целесообразно организовать консультации для родителей «Как интересно отпраздновать день рождения ребёнка». Как правило, взрослые сталкиваются с рядом трудностей при проведении детских праздников. Основным они считают приготовление вкусного угощения и множество подарков, а в последнее время лучшим вариантом считают устроить праздник в кафе. Благодаря консультации родители могут получить много важной, интересной информации, которой с удовольствием воспользуются.

Для поддержания активно-действенного отношения к семейной традиционной культуре эффективным будет оформление альбома или семейной газеты «Путешествие в мир семьи», где можно поместить рисунки детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».

Родительские собрания позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предложения, получить новые профессиональные знания от педагогов по вопросам возрождения и сохранения семейных традиций.

Таким образом, обогащение содержания семейной традиционной культуры способствует полноценной организации семейной жизнедеятельности, взаимопониманию членов семьи, вводит детей в мир социальных отношений, формирует духовно-нравственный облик.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Только при уверенности в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

 

Литература:

 

  1. Короткова Л.Д Деловая игра как активная форма профессиональной подготовки учащихся //Дошкольное воспитание. 1987. № 10. С. 69–84.(0,9 п.л.).
  2. Короткова Л. Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности //Начальная школа. 2007. № 11. С. 15–17. (0,2 п.л.).
  3. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 11. с. 6–10.(0.4 п.л.).
  4. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки. Монография. М.: ЦГЛ, 2006. 167 с. (10,0 п.л.).
  5. Короткова Л. Д. Коррекционная педагогическая работа с детьми детских домов и приютов средствами авторских сказок.// Коррекционно-развивающая работа с детьми детского дома. Научно-методическое
  6. Михайлова М. А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод». Ярославль. Академия Холдинг.2002г.
  7. Сухарева О. П. «Праздник в нашей школе». Янтарь 2005г.
  8. «Праздник — ожидаемое чудо». Москва «ВАКО».2006г.
  9. Интернет-ресурсы
Основные термины (генерируются автоматически): семья, семейная традиционная культура, традиция, ребенок, родитель, институт воспитания, уровень знаний.


Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Кружковая работа как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Экологические праздники как средство формирования нравственности и духовности детей дошкольного возраста

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка-дошкольника

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Задать вопрос