Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством анимационной педагогики и STEM-образования. В ней раскрываются методы и приемы работы в применении цифрового обучения (STEM-образования и основ анимационной педагогики) в непосредственных образовательных событиях, кружковой работе и самостоятельной деятельности детей. Отмечается, что разработанная модель формирования экологической воспитанности обладает своими преимуществами в формировании познавательной и интеллектуальной готовности воспитанников детского сада.
Ключевые слова: STEM-образование, анимационная педагогика, цифровое обучение, экологическое развитие, модель экологического развития, старший дошкольный возраст.
Дети всегда в той или иной степени взаимодействуют с природой. А приобретенные умения видеть и слышать, воспринимать природу такой, какая она есть в реальности еще в раннем возрасте вызывают у детей глубокий интерес, а также воздействуют на расширение области знаний.
Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений. На этапе завершения дошкольного детства ребенок должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
– «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру…»; [6]
– «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать»; [6]
– «…обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет…»; [6]
– «…знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п».; [6]
– «…ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности». [6]
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе и воспитание правильного отношения к ней. При этом данная база экологических знаний будет основана на чувственном опыте, а сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст горазд больший эффект. Именно поэтому воздействовать на становление экологической грамотности воспитанников нужно как можно раньше.
В практике работы с детьми нашего детского сада в рамках двухлетнего функционирования инновационной площадки «STEM-образование детей дошкольного возраста»:
– Разработана модель экологического развития, в рамках которой реализуется проект «Волна Байкала»;
– Показаны мастер-классы с использованием образовательных STEM-модулей и детской мультстудии «Kids Animation Desk»;
– А воспитанники детского сада сняли серию мультфильмов об объектах окружающего мира.
На основе этой работы выработались многочисленные методы и приемы, при помощи которых воспитанники быстрее и совершеннее овладевают знаниями об окружающей их действительности: рассказывание по картинам и рисункам, обобщающие беседы, дидактические игры, непосредственное наблюдение, выступления с докладами об окружающем мире, экологические ролевые игры, конструирование моделей обитателей природы.
Изучив особенности организации воспитательно-образовательного процесса, мы выделили основные компоненты экологического развития воспитанников, которые легли в основу, разработанной нами, модели организации экологического развития детей в ДОУ (рис. 1).
Все компоненты модели связаны между собой и образуют целостность образовательного процесса: начиная с целеполагания и заканчивая анализом полученных результатов.
Особый интерес для нас представляет содержательный компонент, так как именно он включает ведущие формы, методы и средства обучения и воспитания. Здесь и реализуются основы анимационной педагогики и STEM-образования в активной деятельности детей дошкольного возраста.
Результативный компонент включает показатели экологической воспитанности и их разделение на уровни. Основным средством оценивания детей становятся продукты их экологической деятельности:
– Доклады о природе;
– Детские экологические мультфильмы;
– Механические и статичные LEGO-конструкции;
– Непосредственные наблюдения воспитанников, отраженные в дневниках исследователей и зафиксированные в видео-формате.
Рис. 1. Модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста
Для экологического развития детей большое значения играют следующие модули STEM-образования: «Дидактическая система Ф.Фребеля», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGO-конструирование и робототехника», «Мультстудия Я ТВОРЮ МИР». [1, c.112]
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф.Фребеля» представлен шестью «дарами-подарками». На начальном этапе, работая с первыми дарами, дети учатся воспринимать основные фигуры и осознают их связь между собой: цилиндр катится, как шар, но стоит, как куб. [3, c.48] Наглядным приемом становится теневой театр, который наглядно показывает сходство фигур в движении. При этом дети знакомятся с таким природным явлением как тень.
В ходе усложнения конструктивной деятельности, переходя к следующим дарам-подаркам, воспитанники приступают к построению конструкций природного и социально-бытового назначения: ряды деревьев, пчелиные ульи, стойла для животных, замки, лестницы и даже руины.
Прежде чем приступить к работе с любым образовательным модулем нами проводится активная подготовительная работа: чтение и пересказывание художественной литературы, знакомство с картинами и рисунками и рассказывание по ним, обобщающие беседы и непосредственные наблюдения на прогулках.
Это очень помогает подготовить детей к работе с образовательным модулем «Экспериментирование с живой и неживой природой», так как позволяет расширить знания детей через различные области науки, литературы и искусства. [2, c.80]
Реализовать региональный компонент нам позволяет авторский проект «Волна Байкала», способствующий формированию экологической грамотности дошкольников и обогащению знаний детей об озере Байкал и Байкальском регионе.
Любой эксперимент заканчивается заслушиванием и обсуждением мини-докладов юных исследователей. Это формирует логическое мышление воспитанников: умение правильно подобрать слова и составить предложения; а в ходе рассказывания изменять интонацию и высоту голоса; а также задавать вопросы и вступать в дискуссии на экологические темы.
Подобная работа ведется и при защите конструктивных проектов образовательного модуля «LEGO-конструирование и робототехника» В подготовительной к школе группе воспитанники под руководством воспитателя начинают работать с робототехническим комплектом Lego WeDO 2.0. Воспитанники создают собственные робототехнические проекты, а после проводят их защиту в группе.
Также в блоке робототехники организуются игры с упрощенным роботом BeeBot, который является не только роботом, но и главным помощником детей: он задает проблемные вопросы и вместе с детьми решает его.
Обязательной чаcтью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является внедрение основ анимационной педагогики через образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир». Он позволяет нам на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами через создание детьми мультфильма. Деятельность воспитанников бывает разной — художественно-творческий или экспериментальной. [4, c. 207] Дети выполняют съемку наблюдений и экспериментов. Это позволяет нам использовать мультстудию совместно с другими образовательными модулями, а также на любых занятиях.
В ходе деятельности с данным модулем мы строим работу с детьми на основе следующих этапов:
В работе с самой мультстудией воспитанники учатся выполнять разные роли: они сценаристы, режиссеры, декораторы, художники, звукооператоры, монтеры, но самое главное дети взаимодействуют друг с другом, общаются и сообща решают поставленную задачу. [5, c.21]
Дети увлекаются процессом создания мультфильма с таким же азартом и интересом, как игрой. Творчество захватывает ребят, и они постоянно борются с желанием что-либо дополнить в сценарий, что-нибудь переделать улучшить или заменить.
Показ готового мультфильма становится моментом завершения интересной игры, а вместе с тем зафиксированным результатом долгой работы по экологическому развитию. Через готовый мультфильм мы можем оценить знания воспитанников и проанализировать их в соответствии с выделенными в модели экологического развития критериями.
По итогам этого учебного года мы получили следующие результаты реализации модели экологического развития. Но особо важным и показательным для нас стало то, что воспитанники научились не только создавать творческие работы, но и самостоятельно представлять их в конкурсах разного уровня.
Так, например, воспитанники подготовительной к школе группы приняли участие в следующих мероприятиях. В VII районном дистанционном конкурсе-фестивале «Радуга талантов» воспитанники создавали LEGO-конструкции на тему «Животный мир Африки» и самостоятельно представляли их возможности.
Для участия во всероссийской экологической конференции «Роль пчелы в мировой экосистеме» воспитанниками был снят и озвучен следующий мультфильм «Пчелиная школа».
В IV Районном конкурсе исследовательских работ и проектов детей дошкольного возраста «Маленькие почемучки» выступила воспитанница подготовительной к школе группы с проектом «Загадочный мир стрекозы». Следующим образом выглядела ее защита.
Особенность модели заключается в том, что она также может быть применима в начальной школе как в учебной, так и внеурочной деятельности, что позволяет нам осуществлять преемственность между детским садом и начальной школой.
Литература:
- Волосовец, Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 c.
- Зыкова, О. А. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» / О. А. Зыкова. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 80 c.
- Маркова, В. А. Образовательный модель «Дидактическая система Фридриха Фребеля» / В. А. Маркова. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 48 c.
- Муродходжаева, Н. С. Образовательный модуль «Мультстудия «Я ТВОРЮ МИР»" / Н. С. Муродходжаева, В. Н. Пунчик, И. В. Амочаева. — 1-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 207 c.
- Осмоловская, О. А. Детская мультстудия «Kids Animation Desk» / О. А. Осмоловская, А. А. Попова, Д. Н. Шубин. — 1-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 21 c.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1133.