Формы и методы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 30.05.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Хафизова, Г. М. Формы и методы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОО / Г. М. Хафизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 618-620. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115003/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен мой практический опыт и педагогическая ценность форм и методов для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОО. Формы и методы духовно-нравственного воспитания, которые эффективно применяются в педагогической практике, выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения детей старшего дошкольного возраста.

Отгадывание загадок способствовало развитию находчивости, сообразительности, быстроте реакции, умственной активности, самостоятельности, привычки более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственное воспитание дошкольников старшего возраста, духовное развитие дошкольников старшего возраста, формы духовно-нравственного воспитания, методы духовно-нравственного воспитания, старший дошкольный возраст.

В воспитательной системе дошкольных образовательных учреждений в настоящее время все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения.

Воспитание детей в духовно-нравственном понимании оправдано существованием ряда проблем. Это, во-первых, снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа; во-вторых, низкий уровень знаний об истории и культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре зачастую отрывочны и поверхностны.

С момента рождения ребенка и, как правило, до 5–6 лет данный институт общества занимает решающее значение в формировании основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта социальной жизни, продумать условия для активного освоения дошкольником окружающей социальной реальности.

Результатом нравственного воспитания является возникновение и утверждение в человеке определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных принципов наблюдается у человека, тем выше оценка его нравственности окружающими.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственная сфера не могут быть ограничены возрастными рамками. Он продолжается и меняется на протяжении всей жизни. Но есть некоторые основы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому необходимо обучать этим основам как можно раньше, чтобы дать ребенку направление среди себе подобных.

Как известно, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к социальным влияниям. Когда ребенок приходит в этот мир, он впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведение, взаимоотношения, используя собственные наблюдения, эмпирические заключения и умозаключения, подражая взрослым. И, двигаясь методом проб и ошибок, он в конце концов может овладеть основными нормами жизни в человеческом обществе.

В дошкольном возрасте под руководством взрослых дошкольник приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к родственникам, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты характера, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание максимально помогать им, активность и инициативность в самостоятельной деятельности, воспитание чувства собственного достоинства, начала о чувстве долга, справедливости, уважении к людям, а также ответственности за порученное дело.

Форма обучения в педагогике представляет собой способы организации учебного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

Выделяют следующие наиболее оптимальные формы нравственного воспитания: фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная форма работы.

Например, индивидуальные формы нравственного воспитания учитывают особенности внутреннего мира, условия жизни ребенка и позволяют использовать методы воздействия на конкретного человека. Но в то же время эта форма воспитания ограничена квалификацией педагога и может быть односторонней. В многогранном процессе нравственного воспитания возможны различные формы организации.

Методы воспитания представляют собой способы, направленные к достижению заданной цели воспитания. Можно выделить следующие методы нравственного воспитания: методы организации и самоорганизации педагогического коллектива (коллективная точка зрения, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, дискуссия, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие стресса, обращение к сознанию, к чувствам).

Детей дошкольного возраста воспитатели, как правило, стараются воспитывать на основе моральных норм и правил поведения. Все правила жизни и общества в основном передаются через сказки и произведения народного творчества. В детском саду для всего этого закладывается фундамент и дается дальнейшее развитие. Только правильно заложенные качества в дальнейшем развиваются и перерастают в такие правильные качества, как патриотизм, нравственность и правила поведения в обществе. Как видим роль дошкольных учреждений в жизни ребенка огромна.

Нравственное воспитание тесно связано с процессом воспитания. Образование характеризуется как уровень развития личности. Также воспитание ребенка подразумевает степень его соответствия высоким требованиям культуры.

В ходе нравственного воспитания старшие дошкольники учатся быть вежливыми, правильно вести себя в обществе, в школе, на улице, формируется чувство этикета, а в ходе нравственного воспитания — ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, то есть те качества, которые помогают нравственной ориентации в человеческом обществе. Нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической организации всей жизни ребенка, соответствующий нормам общечеловеческой морали, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что именно в детском саду у детей развиваются важные нравственные качества: доброжелательность и уважение к окружающим, уважение к результатам труда людей, желание максимально помогать им, активность и инициативность в ходе самостоятельной деятельности, воспитание чувства собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело. И эти качества необходимо развивать в детях с помощью игр, сказок, пословиц, поговорок и других способов, а также методов фольклорного и родительского воспитания. Только воспитанный, уважающий себя и других людей человек сможет развиваться и найти свое место в обществе.

Литература:

  1. Бэррик М. К. «Духовный подход к воспитанию детей. Секреты воспитания ребенка 21-го века». СПб. «Издательство «Золотое слово», 2022. — 418 с.
  2. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Енгаль Ж. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2020. — 90 с.
  3. Гуцал И. Ю., Мищенко Г. В. «Познавательные путешествия. Интегрированные занятия с детьми 5–7 лет». СПб.: «Издательство «Сфера», 2017. — 64 с.
  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. СПб.: «Издательство «Национальный книжный центр», 2021. — 120 с.
  5. Колокольцева М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников. СПб.: «Издательство «Перо», 2019. — 209 с.
  6. Кириллова Ю. А., Нищева Н. В. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2023. — 128 с.
  7. Козина Л. Ю., Шаманская Л. Н. Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР / Шаманская Любовь Николаевна, Козина Лариса Юрьевна. СПб.: «Издательство «ТЦ Сфера», 2022. — 200 с.
  8. Колебошина Н. В., Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4–7 лет. Программа, планирование. ФГОС ДО / Колебошина Наталья Викторовна, Халикова Эльмира Алексеевна. СПб.: «Издательство «Учитель», 2020. — 93 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, человеческое общество, воспитание чувства, детский сад, самостоятельная деятельность, собственное достоинство, старший возраст.


Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание, старший дошкольный возраст, нравственное воспитание дошкольников старшего возраста, духовное развитие дошкольников старшего возраста, формы духовно-нравственного воспитания, методы духовно-нравственного воспитания

Похожие статьи

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Похожие статьи

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Развитие одаренности у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей дошкольного возраста в системе образовательно-воспитательной деятельности. Автором изложены необходимые формы, методы и приемы обучения детей, направленные на развитие одаренности.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Задать вопрос