В статье представлен мой практический опыт и педагогическая ценность форм и методов для духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательно-образовательного процесса ДОО. Формы и методы духовно-нравственного воспитания, которые эффективно применяются в педагогической практике, выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения детей старшего дошкольного возраста.
Отгадывание загадок способствовало развитию находчивости, сообразительности, быстроте реакции, умственной активности, самостоятельности, привычки более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственное воспитание дошкольников старшего возраста, духовное развитие дошкольников старшего возраста, формы духовно-нравственного воспитания, методы духовно-нравственного воспитания, старший дошкольный возраст.
В воспитательной системе дошкольных образовательных учреждений в настоящее время все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения.
Воспитание детей в духовно-нравственном понимании оправдано существованием ряда проблем. Это, во-первых, снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа; во-вторых, низкий уровень знаний об истории и культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре зачастую отрывочны и поверхностны.
С момента рождения ребенка и, как правило, до 5–6 лет данный институт общества занимает решающее значение в формировании основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта социальной жизни, продумать условия для активного освоения дошкольником окружающей социальной реальности.
Результатом нравственного воспитания является возникновение и утверждение в человеке определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных принципов наблюдается у человека, тем выше оценка его нравственности окружающими.
Конечно, процесс становления личности и ее нравственная сфера не могут быть ограничены возрастными рамками. Он продолжается и меняется на протяжении всей жизни. Но есть некоторые основы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому необходимо обучать этим основам как можно раньше, чтобы дать ребенку направление среди себе подобных.
Как известно, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к социальным влияниям. Когда ребенок приходит в этот мир, он впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведение, взаимоотношения, используя собственные наблюдения, эмпирические заключения и умозаключения, подражая взрослым. И, двигаясь методом проб и ошибок, он в конце концов может овладеть основными нормами жизни в человеческом обществе.
В дошкольном возрасте под руководством взрослых дошкольник приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к родственникам, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты характера, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание максимально помогать им, активность и инициативность в самостоятельной деятельности, воспитание чувства собственного достоинства, начала о чувстве долга, справедливости, уважении к людям, а также ответственности за порученное дело.
Форма обучения в педагогике представляет собой способы организации учебного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
Выделяют следующие наиболее оптимальные формы нравственного воспитания: фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная форма работы.
Например, индивидуальные формы нравственного воспитания учитывают особенности внутреннего мира, условия жизни ребенка и позволяют использовать методы воздействия на конкретного человека. Но в то же время эта форма воспитания ограничена квалификацией педагога и может быть односторонней. В многогранном процессе нравственного воспитания возможны различные формы организации.
Методы воспитания представляют собой способы, направленные к достижению заданной цели воспитания. Можно выделить следующие методы нравственного воспитания: методы организации и самоорганизации педагогического коллектива (коллективная точка зрения, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, дискуссия, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие стресса, обращение к сознанию, к чувствам).
Детей дошкольного возраста воспитатели, как правило, стараются воспитывать на основе моральных норм и правил поведения. Все правила жизни и общества в основном передаются через сказки и произведения народного творчества. В детском саду для всего этого закладывается фундамент и дается дальнейшее развитие. Только правильно заложенные качества в дальнейшем развиваются и перерастают в такие правильные качества, как патриотизм, нравственность и правила поведения в обществе. Как видим роль дошкольных учреждений в жизни ребенка огромна.
Нравственное воспитание тесно связано с процессом воспитания. Образование характеризуется как уровень развития личности. Также воспитание ребенка подразумевает степень его соответствия высоким требованиям культуры.
В ходе нравственного воспитания старшие дошкольники учатся быть вежливыми, правильно вести себя в обществе, в школе, на улице, формируется чувство этикета, а в ходе нравственного воспитания — ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, то есть те качества, которые помогают нравственной ориентации в человеческом обществе. Нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической организации всей жизни ребенка, соответствующий нормам общечеловеческой морали, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что именно в детском саду у детей развиваются важные нравственные качества: доброжелательность и уважение к окружающим, уважение к результатам труда людей, желание максимально помогать им, активность и инициативность в ходе самостоятельной деятельности, воспитание чувства собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело. И эти качества необходимо развивать в детях с помощью игр, сказок, пословиц, поговорок и других способов, а также методов фольклорного и родительского воспитания. Только воспитанный, уважающий себя и других людей человек сможет развиваться и найти свое место в обществе.
Литература:
- Бэррик М. К. «Духовный подход к воспитанию детей. Секреты воспитания ребенка 21-го века». СПб. «Издательство «Золотое слово», 2022. — 418 с.
- Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Енгаль Ж. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2020. — 90 с.
- Гуцал И. Ю., Мищенко Г. В. «Познавательные путешествия. Интегрированные занятия с детьми 5–7 лет». СПб.: «Издательство «Сфера», 2017. — 64 с.
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. СПб.: «Издательство «Национальный книжный центр», 2021. — 120 с.
- Колокольцева М. А. Технологии социально-нравственного воспитания дошкольников. СПб.: «Издательство «Перо», 2019. — 209 с.
- Кириллова Ю. А., Нищева Н. В. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2023. — 128 с.
- Козина Л. Ю., Шаманская Л. Н. Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР / Шаманская Любовь Николаевна, Козина Лариса Юрьевна. СПб.: «Издательство «ТЦ Сфера», 2022. — 200 с.
- Колебошина Н. В., Халикова Э. А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4–7 лет. Программа, планирование. ФГОС ДО / Колебошина Наталья Викторовна, Халикова Эльмира Алексеевна. СПб.: «Издательство «Учитель», 2020. — 93 с.