Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Довгополая, Т. В. Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Довгополая, З. И. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10407/ (дата обращения: 19.11.2024).



Одной из ведущих составляющих воспитания является формирование нравственно-эстетических чувств, которые являются важной формой переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризуется относительной устойчивостью.

Вместе с чувствами эмоции составляют эмоционально-чувственную сферу человека. Однако, отождествлять эмоции и чувства нельзя (И.Бех, Б.Додонов, Е. Кульчицкая).

Чувства — психические состояния и процессы, в которых отражены эмоциональную сторону духовного мира человека, его субъективное переживание событий и устойчивое эмоциональное отношение к окружающей действительности.

Особую группу чувств составляют высшие чувства, в том числе, и чувства прекрасного. Мораль как ценностно-ориентационное отношение к миру невозможно без чувства прекрасного. Нравственно-эстетическое чувство является эмоциональным отношением человека к социальной действительности, окружающей среды.

Исследования психологов (Л.Божович, Л.Выготский, Д.Эльконина, И. Кон, Костюк, Леонтьев, А.Миронов, А.Петровський, С.Рубинштейн, Б.Теплов, П.Якобсон и др.) раскрывают механизмы формирования чувства прекрасного, потребностей, оценок и т.

Проблема воспитания чувства прекрасного в педагогическом аспекте широко представлена в наследии выдающихся педагогов (Макаренко, Сухомлинский, К. Ушинский, В.Шацька, С.Шацький и др.).

Доказано, что наиболее значимыми для старшего дошкольного возраста есть такие морально-этические чувства: доброты, честности, юмора, общительности, трудолюбия, справедливости, прекрасного, патриотизма, милосердия.

Особое место в воспитании чувства прекрасного, принадлежит средствам народной педагогики, в частности народным сказкам. Их как жанр фольклора исследовали К.Аксаков, А.Афанасьев, А.Никифоров, О.Померанцева, Ю.Соколов.

Следует отметить что, сказка — это своеобразный сплав реальности и воображения, жизненного опыта и желаний народа, содержит правду, но она (правда) органично сочетается с художественными формами сочинения.

Народные сказки делятся на: сказки о животных («звериный эпос»), волшебные сказки (героико-фантастические), социально-бытовые (реалистичные или новеллистические) (В.Аникин).

Важным в аспекте нашего исследования является утверждение В.Аникина о том, что единство общего исторического процесса не предусматривает стандартизации форм развития отдельных фольклорных культур, а наоборот способствует их уникальности, самобытности и колоритности.

Именно сказка выступает одним из средств одушевление чувств, объединение их с умственно волевым процессом, что является залогом воспитания индивида как целостной, гармонично развитой личности. Сказка не учит, как правило, непосредственно нормам и правилам нравственно-эстетической культуры, а организует их силой морально-эстетического чувства, которое доминирует над составляющими духовного мира личности и не позволяет любой из них отделиться от непосредственного бытия индивида. Именно в эмоциональном воздействии на психику человека состоит нравственно-эстетическое воспитательное значение народной сказки.

Широкое использование сказок в начальной школе обусловливается тем, что их содержание презентуется в привлекательной форме. Существует четкое разделение персонажей на хороших и плохих, сущность поступков которых легко понимается детьми и позволяет определить качества каждого действующего лица. Это облегчает правильную оценку детьми моральной ценности поступка.

Для диагностики воспитанности чувств прекрасного у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки выделены следующие критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностно-практический. К каждому из этих критериев были определены показатели.

Показателем когнитивного критерия является уровень осведомленности дошкольников с народными сказками; представления о нравственно-эстетических ценностях и проявлении эмоций и чувств.

Эмоционально-мотивационный критерий характеризуется отношением к народным сказкам, личной заинтересованностью в их изучении; способностью адекватно оценивать и реагировать на морально-этические ситуации в процессе общения и взаимоотношений со сверстниками, товарищами, взрослыми.

Показателем деятельно-практического критерия являются действия и поступки, демонстрирующие выявления нравственно-эстетических чувств (товарищества, доброты, справедливости и др.); умение контролировать и корректировать собственное поведение в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями.

С целью выяснения осведомленности старших дошкольников с народными сказками и отношение к ним нами было проведено диагностирование 40 дошкольников.

Установлено, что: начальный уровень осведомленности с народными сказками и негативное отношение к ним имеют 28,8 %; средний уровень и нейтральное отношение — 51,3 %; высокий уровень и положительное отношение — 19,9 %.

Использование эмпирических методов исследования: анкетирование, интервью, беседы, наблюдение за воспитательным процессом, внеурочной деятельностью с целью определения индивидуально-личностных особенностей дошкольников, анализ психолого-педагогического исследования позволил нам определить уровни воспитанности чувство прекрасного: начальный, средний, высокий.

Начальный уровень воспитанности морально-эстетических чувства прекрасного средствами народной сказки характеризуется: неустойчивым эмоциональным тоном чувств, ситуативностью эмоций; слабой осведомленностью с содержанием сказок и исполнительным (репродуктивным) отношением к ним; нестабильностью эмоциональных состояний, отсутствием устойчивых морально-эстетических чувств.

Средний уровень характеризуется: наличием достаточного эмоционального тона чувств, ситуативных эмоций; фрагментарным творческим отношением к разработке и воспроизведения народных сказок; пониманием их содержания, раскрытием идейно-художественной и нравственно-эстетической силы образов произведения; стабильностью эмоционально-чувственных состояний; способностью руководствоваться чувством прекрасного в собственной жизнедеятельности.

Для высокого уровня воспитанности чувства прекрасного средствами русской народной сказки характерно: интенсивный эмоциональный тон чувств и ситуативных эмоций; знание содержания сказок, жизнерадостные эмоционально-чувственные состояния (настроения), которые возникают перед восприятием сказки. Максимальное проявление творческих возможностей дошкольника, а именно: импровизационное обыгрывание сюжета сказки, внесение новых персонажей в известную сказку, создание разнообразных композиций и др., подчинение своего поведения морально-эстетическим ценностям.

На этапе констатирующего эксперимента были проведены беседы с воспитателям дошкольного учреждения и родителями старших дошкольников, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, внеурочной деятельностью показали, что сказка иногда используется в работе с старшими дошкольниками. Однако отсутствуют попытки вскрыть эмоционально-чувственный мир героев, охарактеризовать их чувства. Вопрос выбора сюжета имеют репродуктивный характер и направлены на установление причинно-следственных связей, совершенствование навыков чтения.

Проведение анкетирования, интервью, наблюдение за изучением народных сказок, представленных в учебниках для чтения и во внеурочной деятельности позволило нам собрать первичный материал о состоянии воспитанности чувства прекрасного учащихся средствами народной сказки.

Начальный уровень воспитанности чувства прекрасного имеют 74,1 % детей; средний — 20,6 %, высокий — 5,3 %.

Установлено, что реальное состояние сформированности нравственно-эстетических чувств (доброты, честности, юмора, общительности, трудолюбия, справедливости, прекрасного, патриотизма, милосердия) на основе народной сказки характеризуется сложностью и противоречивостью.

Литература:

  1. Биева Е. Г. Факторы, влияющие на восприятие художественного текста детьми-дошкольниками: Диссертация канд. филол. наук — М. 1984.
  2. Елисеева М. Б. Особенности восприятия художественного текста ребенком дощкольного возраста // Модернизация начального образования. Саратов, 2003.
  3. Запорожец А. В. Психологическое восприятие ребенком-дошкольником литературного произведения.// Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. — т.1.: Психическое развитие ребенка.- М.: “Педагогика”, 1986
  4. Климашевска,Я. Мвцеевски. — Москва, 2009 // Человек — образование — профессия: V международная научно-практическая конференция 06–08.07.2009 / ред.Л. М. Митина. — Москва: ПИ РАО: МГППУ, 2009. — С. 53–57.
  5. Сказка в детском саду/ М — во образования Респ. Саха (Якутия), Саха гос. Пед. Академия.; [авт-сост.: О. И. Михалева, Е. К. Дмитриева]. — Якутск: СГПА, 2006. — 50 с.
  6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.А. Дубровская, Т. Г. Казакова, H. H. Юрина и др.: Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): чувство, народная сказка, сказка, внеурочная деятельность, средство, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Детский народный календарь как основа приобщения родителей и детей дошкольного возраста к народной культуре

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте

Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Детский народный календарь как основа приобщения родителей и детей дошкольного возраста к народной культуре

Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

Устное народное творчество как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста