Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки

Научный руководитель
24. Педагогика
15.10.2019
328
Поделиться
Библиографическое описание
Белоусова, З. Ю. Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки / З. Ю. Белоусова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15361/.


В смену общественной эволюции нарушается наследование поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, важных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. По настоящему ответственной и самостоятельной, когда можно создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня, как никогда, мы понимаем, что мы ответственны за воспитание подрастающего поколения.

Во все времена народная сказка имела большое значение в формировании личностных качеств ребенка, в приобщении его к духовным ценностям русского народа. Благодаря сказкам происходит духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание детей, формируются нормы поведения в обществе и ценностное отношение к окружающей жизни.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные.

Основу нравственного воспитания подрастающего поколения, по мнению татарских просветителей, составили: народная педагогика, этнопедагогика семьи, семейное и общественное воспитание. Здесь процесс воспитания осуществлялся через труд и опыт семейного воспитания, игрушки и игры, народные традиции, систему поощрений и наказаний и т. д.

Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

На нравственное формирование личности влияют многие социальные условия и биологические факторы, но главную роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений, эталоны, которыми регулируются поступки и желания детей.

Народные сказки помогают возникновению у детей эмоционального отношения к достойным действиям героев, а затем и окружающих людей, своими собственными достойными действиями и поступками.

Таким образом, беседы по содержанию произведений не только русских народных сказок, но также и татарских народных сказок, которые способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках.

Народная сказка — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение народных сказок помогает формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Дети получают представление о чувстве справедливости, взаимопомощи, а также об отрицательных чертах характера.

Однако анализ работы ДОУ и периодической печати показывает, что в массовой воспитательной практике народная сказка как основной метод воспитания недооценивается и в должной мере, к сожалению, не используется.

Для исследования данной проблемы мы изучили педагогический потенциал семьи, через опрос. В результате опроса выяснилось, что только 50 % родителей знают народные сказки и читают их со своими детьми. Из этого мы можем сделать вывод, что надо работать и с родителями, проводить родительские собрания, показывать мастер-классы, на тему «Нравственное воспитание и народные сказки». Можно попросить родителей сделать лэпбуки на эту же тему и играть с ними дома.

Работа в ДОУ с народными сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные творческие задания и упражнения, рисование и конструирование, лепка и игры.

Также можно использовать отдельные методы и приемы работы со сказкой, моделирование сказок, которые кроме нравственного развития, развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств, т. е. также и здоровьесберегающие технологии.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий.

Проблемные ситуацииэто ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации, параллельно нравственной, активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.

Также в своей работе мы предлагаем использовать творческие задания, которые могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке:

– Рассказать знакомую сказку по кругу.

– Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

– Придумывание своей сказки (по аналогии).

– Оформление лэпбука «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

– Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания:

Сказки, но по-новому — Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.

Итак, процесс формирования нравственных ценностей — это длительный процесс. Быстрого результата быть не может, но если разработать программу, в основу которой положить сказки разных народов, то они помогут «зародить» ценное зерно в душах наших детей.

Литература:

  1. Лаврова Л. Н., Чеботарева И. В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО: Издательство Сфера, 2017.
  2. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В. В. Малова. — М.: Владос, 2013. — 351 c.
  3. Мухатдинова С. С., Реунова О. Б., Черкасов В. А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 244–246. — URL https://moluch.ru/archive/179/46317/
  4. Симонович А. С., Симонович Я. М., Русаков А. С. Детский сад. Прошлое в настоящем. Статьи из первого российского дошкольного журнала. Выпуск 6, Издательство: Сфера, 2014.- 128 с.
  5. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, 1995.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный