Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения
Автор: Погребнёв Сергей Сергеевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 19.01.2016
Статья просмотрена: 2023 раза
Библиографическое описание:
Погребнёв, С. С. Формирование устойчивой мотивации к урокам физической культуры и здоровья у учащихся младших классов нетрадиционными формами и средствами обучения / С. С. Погребнёв. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9511/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повышения мотивации к урокам за счет применения учителем нетрадиционных форм проведения урока, а также нестандартных методов и средств обучения (метод круговой тренировки, соревновательный метод, общеразвивающие упражнения координационной направленности).
Ключевые слова: мотивация, нетрадиционные формы проведения урока, круговая тренировка, проходной способ проведения.
Начало школьной жизни является переломным моментом в жизни у ребёнка. Переход к новому положению, отношения со взрослыми и сверстниками, в семье определяются тем, как они выполняют свои первые и важные обязанности в школе, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой. Мотивация к систематическим занятиям физической культурой у учащихся является очень важной и необходимой сферой деятельности учителя.
Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками управляет, прежде всего, интерес к двигательной активности, они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть. Активность учащихся на уроке во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования [2]. Однако учителю необходимо подбирать более интересные и доступные упражнения.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности [3].
Мотивация учащихся носит дифференцированный характер. Она зависит от многих факторов: материально-технической базы школы, личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства, условий проведения урока (место проведения), особенностей воспитательной работы в классе, в семье, от социального окружения, от физической и технической подготовленности самих учащихся и т.п.
Я считаю, что поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями. Главными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры является отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, малая или чрезмерная физическая нагрузка, плохая организация урока. Поэтому учителю необходимо планировать свою педагогическую деятельность опираясь на правило от простого к сложному, от неизвестного к известному, от неинтересного к интересному.
Необходимо отметить очень важным применение средств наглядности, учебных карточек и стендов, технических средств обучения. Наглядность — необходимое условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у школьников интереса к физической культуре, поэтому различные средства наглядности должны применяться с самых первых этапов формирования интереса к физической культуре. Одним из примеров наглядности может служить деятельность самого учителя при выполнении самих упражнений, как в начале изучения, так и во время соревновательной деятельности.
Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; определенное место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах и т.д.
Результативные мотивы, на мой взгляд, необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определен индивидуальный доступный результат, достижение которого должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает мотивация к занятиям физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.
Современный урок физической культуры должен обеспечивать единство обучения, воспитания и развития учащихся, ставить задачи воспитания потребности систематически заниматься физическими упражнениями. Чтобы добиться этого, мало разнообразить методы, средства и формы организации обучения, создавать игровые и соревновательные ситуации, необходимо реализовать межпредметные связи, которые подталкивают к поиску нетрадиционных форм, методов и средств проведения урока.
За время своей педагогической деятельности, я пришёл к выводу, что необходимо максимально разнообразить урок нетрадиционными формами и средствами обучения. Я стараюсь «украсить» школьный урок различными упражнениями, которые не входят в школьную программу, избегаю монотонности, повышаю эффективность занятия за счет эмоционального и соревновательного компонента и, самое главное, пробуждаю интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями, за счет активизации познавательных процессов самоанализа.
В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют следующие варианты нетрадиционных уроков:
- Урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);
- Тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;
- Урок, построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);
- Круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;
- Урок, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях; урок, построенный на музыкально-ритмических движениях и т.д. [1]
Конечно же, это далеко не полный перечень нетрадиционных уроков в начальной школе. Но у всех у них есть одно неоспоримое преимущество — они дают (в отличие от традиционных уроков) возможность учащимся проявить творчество и инициативу. Второй отличительной особенностью таких уроков, как уже отмечалось выше, является их высокая моторная плотность (до 80 — 90 %) [1]. Поэтому от умения учителя правильно построить занятие, правильно организовать самостоятельную деятельность школьников, от разумного сочетания работы и отдыха будет, в конечном итоге, зависеть эффективность решения поставленных задач на уроке и заинтересованность учащихся предметом.
Все, перечисленные выше, нетрадиционные способы организации учащихся младших классов на уроках достаточно известны, но, к сожалению, не часто применяются учителями на уроках физической культуры. В своей практике я очень часто использую метод круговой тренировки, общеразвивающие упражнения проходным способом проведения под музыкальное сопровождение, нестандартные упражнения, которые повышают эмоциональный фон занятия и моторную плотность урока. На уроках часто присутствует соревновательный компонент, который способствует стимуляции самоанализа собственной деятельности (особенно при безотметочном обучении), а это в свою очередь, откладывает свой отпечаток на мотивационной составляющей к предмету.
Лишь только высокий профессионализм преподавателя и любовь к своему делу в сочетании с различными методами, формами, средствами и приёмами организации занятий дают возможность повышения мотивации учебной деятельности и заинтересованности учащихся в предмете.
Литература:
- Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.- 72 с.
- Мотивация и мотивы / Е. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. «Мастера психологии». — 512 c.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.
Ключевые слова
мотивация, круговая тренировка, нетрадиционные формы проведения урока, проходной способ проведенияПохожие статьи
Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»
Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку переж...
Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов
В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на ...
Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах
Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...
Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы ...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
К вопросу повышения интереса к изучению предмета «Физика» у учащихся 5–6-х классов за счет разработки инновационных средств обучения
Статья посвящена проблеме, связанной с формированием интереса к школьному предмету «Физика» у учащихся 5–6 классов; представлены результаты: анализа причин снижения интереса у учащихся к изучению физики и социологических исследований по вопросу налич...
Формирование мотивационных установок при проведении нетрадиционных уроков физической культуры с учащимися 6-х классов
В статье автор предлагает и обосновывает возможность формирования мотивационных и ценностных установок в сфере физической культуры (ФК) путем организации нетрадиционных уроков по ФК (на примере хатха-йоги) в рамках третьего часа. Материалы статьи сод...
Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья
В статье рассмотрены теоретические аспекты адаптивного физического воспитания и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В частности, уделено внимание особенностям методической подготовки, дифференцированному подходу, индивидуализации за...
Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры
В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительн...
Похожие статьи
Игровая форма работы с первоклассниками на уроке физической культуры. Авторская разработка «Веселая ферма»
Статья отражает авторскую игровую методику проведения «Разминки в комплексе общеразвивающих упражнений» на уроке физической культуры в первом классе. Грамотное применение подобных игровых форм работы на учебных занятиях, способны помочь ребенку переж...
Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов
В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на ...
Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах
Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...
Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы ...
Использование активных методов на уроках ОБЖ
Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
К вопросу повышения интереса к изучению предмета «Физика» у учащихся 5–6-х классов за счет разработки инновационных средств обучения
Статья посвящена проблеме, связанной с формированием интереса к школьному предмету «Физика» у учащихся 5–6 классов; представлены результаты: анализа причин снижения интереса у учащихся к изучению физики и социологических исследований по вопросу налич...
Формирование мотивационных установок при проведении нетрадиционных уроков физической культуры с учащимися 6-х классов
В статье автор предлагает и обосновывает возможность формирования мотивационных и ценностных установок в сфере физической культуры (ФК) путем организации нетрадиционных уроков по ФК (на примере хатха-йоги) в рамках третьего часа. Материалы статьи сод...
Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья
В статье рассмотрены теоретические аспекты адаптивного физического воспитания и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В частности, уделено внимание особенностям методической подготовки, дифференцированному подходу, индивидуализации за...
Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры
В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительн...