В национальной модели образования Республики Узбекистан «Личность» стоит на первом месте. Значит вся система образования, в том числе и сам процесс обучения, должны быть ориентированы на личность. [1]
Дальнейшее реформирование общества, поиск наиболее оптимальных путей его развития, достижения науки, усложнение процессов производства в соответствии с инновационными технологиями требуют совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров во всех отраслях экономики.
Известно, что в любой деятельности многое зависит от умелого проектирования её цели и задач. Это развивает логичность мышления, а также систематичность, последовательность и компактность изложения мыслей, способствует концентрации внимания и более прочному запоминанию. [2]
Инновационные технологии в вузе (т. е. технологии, основанные на нововведениях) несмотря на их правовую неопределенность в содержательном плане — это, прежде всего, условие повышения качества образования, а, следовательно, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг.
Качество образования — это уже не национальная, а всемирная проблема. Все страны задаются вопросом о том, как обеспечить качество образования в условиях доступности образовательных услуг, быстро меняющихся ситуаций на рынках труда и образования. В программном документе ЮНЕСКО качество высшего образования выдвинуто на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования [3].
На современном этапе развития системы профессиональной подготовки совершенно очевидно просматривается тенденция активизации поиска, методов и средств повышения эффективности форм работы с точки зрения формирования профессионального самосознания будущих специалистов. Структурные компоненты профессионального самосознания (мотивация, направленность, рефлексия, стремление к совершенствованию и др.) указывают на его психологическую природу. Профессиональное самосознание можно рассматривать в качестве основного механизма, запускающего и детерминирующего профессиональную деятельность. Уровень развития, дифференцированность и структурная пластичность такого самосознания во многом определяют объективно качественную профессиональную деятельность и субъективно личностную успешность специалиста.
Внедрение личностно ориентированного подхода в обучении, необходимость реализации которого остро ощущается в настоящее время, связано с происходящими изменениями в образовании. В настоящее время образование переходит от традиционной организации, определяющей ведущими целями и результатами обучения знания, умения, навыки учащихся, к гуманистической личностной ориентации — к развитию и самореализации сущностных сил и способностей человека. Личностно ориентированный подход основан и вбирает в себя различные философские, психологические и педагогические концепции и теории. [4]. Личностный потенциал более точно отражает суть человеческого фактора и его роль в производстве и производственных отношениях. Под личностно-ориентированным проектированием личности понимается описание одного из наиболее вероятных и педагогически целесообразных вариантов её развития, что конкретно в личности будущего специалиста поддаётся проектированию, не нарушая её ценности? Это, прежде всего те качества, которые, способствуют её становлению как субъекта производственной деятельности.
1) Профессионально значимые знания, навыки и умения, обуславливающие профессиональную компетентность (квалификационный потенциал);
2) Работоспособность (психофизиологический потенциал).
3) Интеллектуальные, познавательные способности (образовательный потенциал).
4) Креативные способности (творческий потенциал).
5) Способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал).
6) Ценностно-мотивационная сфера (идейно-мировоззренческий, нравственный потенциал).
Всё выше изложенное является основанием для того чтобы учебный процесс проходил наиболее продуктивно, в моём опыте работы — это коллаборативная среда. Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание — это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т. е. разделение всей группой одних и тех же идей. Как сказал Л. С. Выготский «Совместная деятельность создает благоприятные условия для развития коммуникативных качеств личности у школьников через формирование таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки результатов учебной деятельности».
Термин «коллаборативный» трудно отнести к общеупотребительным. Между тем такое понятие имеет право на жизнь, и более тысячи ссылок на всё коллаборативное в Интернете — убедительное тому доказательство. Коллаборативными могут быть технологии, проекты, процессы, программы, приложения, произведения, обучение, исследование. С английского — collaborative — общий, объединенный, совместный.
Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы — это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. Новизна опыта состоит во внедрении и в обосновании целесообразности использования коллаборативной среды как фактора повышения внутренней мотивации студентов Опыт может быть использован педагогами любого вуза учреждения с различным уровнем педагогического мастерства. Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к занятиям. Подготовка к групповой работе требует от меня более тщательной подготовки. Приходится подбирать необходимый дополнительный материал, составлять руководство для работы в группе, так как каждая группа выполняет индивидуальное задание,
подготавливаю презентации для того, чтобы студенты зрительно могли видеть проработанный материал. Необходимо обращать внимание на правильное распределение времени, так как при работе в группах заметно не хватает времени. Педагог для того, чтобы добиться от студентов взаимопомощи и более целостно провести занятие должен создать благоприятную обстановку, в которой и студентам и педагогу будет комфортно. При правильной организации работы студенты не будут пассивными слушателями, а станут полностью погружаться в учебный процесс. При выполнении и правильной постановке цели урока все студенты постараются выполнить все, что запланировал педагог. Студент чувствует себя комфортно только тогда, когда он понимает, что от него требуют, и видит перед собой четко поставленные задачи. На занятиях стараюсь применять как групповую, так и парную работу. Студенты в таком виде работы одновременно выступают и как слушатели и как лекторы. Совместная деятельность заставляет каждого студента включиться в учебный процесс, и задание постепенно превращается в увлекательную игру, которая большинству очень нравится. В групповой работе студенты чувствуют поддержку со стороны товарищей и становятся более открытыми. Каждый студент, работая вместе со всеми, не боится высказываться и быть непонятым. Для того чтобы создать коллаборативную среду педагогу необходимо дать больше свободы и тогда он увидит, что даже те студенты, которые раньше давали ответы очень редко станут давать более полные ответы. Со временем они научаться не только, выступать в роли слушателей, но и участвовать в дискуссиях и спорах, доказывая свою точку зрения. При создании групп необходимо делить студентов по индивидуальным особенностям, чтобы более сильный студент не подавлял слабого, а помогал ему. Процесс работы в группе будет последовательным, если студенты перед началом деятельности разработают правила поведения и разделят обязанности каждого, и в дальнейшем будут строго следовать им. В первые месяцы студенты нарушали правила забывая о времени и порядке, но в дальнейшем в результате постоянных напоминаний и указывания на ошибки ситуация улучшилась. Я бы хотела представить небольшой фотоколлаж по работе в группах, где я веду занятия по разным направлениям бакалавриата.
Мне очень нравится применять технологию «Jigsaw» -в дословном переводе с английского «ажурная пила, машинная ножовка» разработанный американским психологомЭллиотом Аронсоном. Студенты с удовольствием погружаются в процесс, и время так незаметно пролетает. Для каждого занятия готовлю раздаточный материал по теме, студенты с удовольствием и большим интересом выполняют задания.
Таким образом, благодаря использованию коллаборативной образовательной технологии, стихийно созданные группы выполняют на занятии двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение познавательной, творческой цели, а с другой, коммуникативную и социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения как внутри групп, так и в ходе дискуссии со своими оппонентами. И то, и другое одинаково значимо, как для педагога, так и для самих участников занятия.
Для внедрения и использования организации обучения студентов в коллаборативной среде, для вовлечения каждого студента в активную познавательную деятельность можно предложить участникам группы и педагогу предлагаю следующую памятку учебной деятельности:
По окончании таких занятий проводим обсуждение, анализ. На что нужно обратить внимание.
Для успешной групповой работы установленные задания и деятельность должны быть построены стратегически, чтобы развивать эффективную работу в группах, применяться для развития обучения, мышления и понимания высокого уровня.
Литература:
- Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан. 1997.
- Бабанский Ю. К. Педагогика. Москва. 1999.
- Реформы и развитие высшего образования: программный документ ЮНЕСКО, 1995. — http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13423.html.
- Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000–352 с
- Новикова Г. П. Тенденции развития инновационных процессов в системе непрерывного педагогического образования //Материалы У111 Международной научной конференции «Европа и современная Россия.