В статье представлены: необходимость применения технологии обучения в сотрудничестве в процессе обучения, а также выделены методы обучения в сотрудничестве.
Ключевые слова: технологии обучения в сотрудничестве, методы сотрудничества, среда сотрудничества.
Любое образование должно быть высококачественным. Должно быть точное осознание того, «что мы делаем» и «для чего мы делаем». Прошло то время, когда для получения оценки можно было элементарно «зазубрить» материал учебника, получить оценку и спустя время забыть полученный материал. Это малоэффективно и бессмысленно. На обучение в среднем у каждого человека отводится часть жизни, которую целесообразно сразу тратить с умом и применять в дальнейшем полученные знания на практике. Именно поэтому педагоги давно пришли к выводу, что любое образование должно быть максимально эффективным, качественным и полезным как для учащегося, так и для педагога. Преподаватели всех государств каждый день ищут пути увеличения качества образования. В последнее время более распространены «технологии обучения в сотрудничестве».
В мировой практике обучение в сотрудничестве — это более удачная альтернатива классическим способам. В случае если в классических разработках обучения задача урока — это элементарно усвоение знаний, способностей, умений, то в обучении сотрудничества — это уже становление умственных и духовных возможностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического миропонимания. Это не просто программные познания и материал учебника, а освоение методик знания, общественно и непосредственно важных преобразований в находящейся вокруг реальности. В технологии сотрудничества движущая сила — это атмосфера творчества, чувство собственного подъема, уверенности в себе и своих силах. Способами работы считаются совместный подход, исследование, сотрудничество учителя и учеников.
Педагогика сотрудничества базируется на таких принципах, как взаимозависимость членов группы, собственная ответственность каждого члена группы за личные удачи и удачи группы, совместная учебно-познавательная работа в группе, общая оценка работы группы. [1, с.564].
Обучение в сотрудничестве — это один из способов изучения. Есть ряд видов данного способа.
Первый вариант — это исследование в команде. В представленном варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успехе всей группы, который будет достигнут лишь в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном содействии с другими членами той же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. В представленном методе важен вклад каждого, потому как от него зависит результат команды.
Второй вариант — «пила». В представленном варианте учащиеся организуются в группы по 4–6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на кусочки (блоки), изучают любой вопрос и разбирают его во всевозможных группах, становясь как бы специалистами по данному вопросу («встреча экспертов»). Потом они возвращаются в личные группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о личной части задания (как зубцы одной пилы). Единственная вероятность овладеть материалом — это выслушать партнеров по команде и сделать записи в тетрадях, практически никаких усилий со стороны учителя не понадобится. Итоговая оценка зависит от приятелей по команде, вследствие чего учащиеся заинтересованы в выполнении личных задач. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель имеет возможность попросить любого из команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Третий вариант — «обучаемся совместно». Группа разбивается на неоднородные (согласно степени обученности) категории по 3–5 человек. Каждая группа получает одно поручение, являющееся подзаданием той или иной большой темы, над которой трудится весь класс. В итоге совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усваивание материала. Главные элементы — награды всей команде, личный вклад, одинаковые возможности каждого. Группа получает заслуги в зависимости от достижений каждого учащегося. На преподавателя ложится ответственность по задаче комплектации групп, (с учетом собственных и психических индивидуальностей каждого) и изучению вопросов для каждой определенной группы.
Принципиально обозначить, что собрать группы и дать им упражнение — это лишь только 50 % задачи и этого недостаточно. Важно создать такие обстоятельства обучения, при которых ученик сам бы хотел получать знания.
Единство целей и вопросов, индивидуальный подход, одинаковые шансы на триумф — это главные идеи, какие характерны всем описанным вариантам. В основе изучения располагается совместная работа, а не конкурентная борьба. Всякий член команды оказывает помощь друг другу, осознавая, что победа всей группы зависит напрямую от взноса каждого члена команды, то есть и от него самого.
Технология обучения в сотрудничестве позволяет решать всевозможные трудности, а индивидуальный подход в решении поставленных задач при помощи данных способов и технологий (разно-уровневый подход к учебе, модульное исследование, общие способы преподавания) дает возможность достигать все больших результатов. Любые технологические процессы, и преподавательские в том числе, сами по себе — это еще не залог успеха. Принципиально добиться органичного слияния передовых технологий и личности педагога. В последствие чего, в случае если говорить о свежих педагогических разработках, нужно все время понимать, что применить их надо заново, базируясь на главных принципах и утверждениях, определяющих данную технологию, в то же время ориентируясь на культурную обстановку, с которой приходится сталкиваться педагогу и характерные черты личности обучающихся.
При использовании технологии преподавания в сотрудничестве, целесообразно отметить такие способы партнерства, как — 1) способ командной успеваемости обучающихся, сформированный медиком института Джона Хопкинса, Робертом Славини; 2) мозаика (Jigsaw) — способ, когда учащиеся вникают в конкретный кусочек учебного материала, в конкретный нюанс, в конкретные трудности и учат этому своих товарищей; 3) поездка по галерее (один из подвидов мозаики); 4) общее обучение, творцом которого является Шарон, доктор института Тель-Авива (метод основывается на взаимопомощи и общей работе обучающихся); 5) модерация глобальных обсуждений и разговоров, что подразумевает присутствие конкретного числа технических средств (пинборды, разноцветные картонные карты всевозможных конфигураций) [2, с.124].
Исходя из проделанного анализа способов можно сделать ключевой вывод — внедрение технологий обучения в сотрудничестве не просто может помочь выстроить процесс обучения грамотно, но и помогает сделать его максимально действенным и высококачественным.
Литература:
- Егорова Е. Обучение в сотрудничестве как эффективный способ преподавания иностранного языка [Электронный ресурс] / Е. Егорова. — Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25609104
- Обучение в сотрудничестве [Текст]: пособие / А. Оганнисян [и др.] — Ереван: Антарес, 2015. — 124 с.
- Петросян А. Современные педагогические технологии [Текст] /А. Петросян. — Ереван: Нить, 2012. — 564 с.
- Полат Е. С. О технологии обучения в сотрудничестве [Электронный ресурс] /Е. С. Полат. — Режим доступа:https://fralla.nethouse.ru/articles/20150
5. Учебное сотрудничество и эффективность профессионального обучения: вопрос взаимосвязи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnoe-sotrudnichestvo-i-effektivnost-professionalnogo-obucheniya-vopros-vzaimosvyazi