Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 2372 раза

Библиографическое описание:

Руковишников, Ю. С. Обучение в сотрудничестве как метод активного обучения иностранному языку в вузе / Ю. С. Руковишников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 649-651. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41523/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние годы, благодаря реформам в российском высшем образовании, появился целый ряд различных методик обучения иностранному языку. Однако это способствовало и появлению множества вопросов о том, какую методику активного обучения лучше было бы использовать для студентов технических, гуманитарных, естественнонаучных и других направлений в вузе. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой того, какие формы и методы обучения иностранному языку нужно учитывать в процессе обучения определенной группы студентов. При выборе метода обучения в вузе, прежде всего, необходимо помнить, что основные цели обучения иностранным языкам включают в себя: практическое овладение иностранным языком, формирование навыков эффективной мыслительной деятельности на неродном языке, а также развитие коммуникативной культуры студентов.

В таком случае, при выборе метода активного обучения иностранному языку, может подойти обучение в сотрудничестве. Обучение студентов иностранному языку посредством данного метода происходит в паре либо в малых группах, где они могут свободно взаимодействовать друг с другом, выполняя определенное задание. При такой работе происходит формирование коммуникативных навыков у учащихся. Более того, у студентов формируется собственная точка зрения на заданную проблему, развивается способность работы в команде, они готовы отстаивать свое мнение. Однако отсутствие достаточного уровня владения иностранным языком у студентов может вызвать некоторые проблемы при работе в малых группах, что также может снизить способность учащихся активно взаимодействовать друг с другом.

Обучение в сотрудничестве относится к активным методам обучения (АМО). Такие методы обучения (по Дж. Дьюи) позволяют активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем [5].

Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, развивают практические навыки и умения [4].

В современной педагогике существует большое множество методов активного обучения, среди них: проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, упражнения, метод развивающего обучения, метод познавательных игр (деловые игры), метод анализа на уроках жизненных ситуаций, метод проектов, метод обучения в сотрудничестве и т.д [2].

Активные методы обучения разрабатывались исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: проблемная лекция или рассказ, объяснение, работа с проблемным пособием, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т. д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, познавательная игра, деятельность по алгоритму, программирование, деловая игра;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно или совместно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя [1].

Наряду с вышеуказанной классификацией существует еще одна, создатели которой М. А. Данилов и Б. П. Есипов. Сюда входят:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: проблемный рассказ или лекция, объяснение, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с проблемным пособием;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: упражнение, работа с учебником, лабораторные работы;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения [3].

Стоит отметить, что предлагаемые И. Я. Лернер, М. Н. Скаткиным, М. А. Даниловым и Б. П. Есиповым классификации методов обучения имеют более общий характер и включают в себя как методы активного обучения, так и методы, реализующие традиционный объяснительно-иллюстрационный подход и организующие процесс обучения.

В статье Полат Е. С. о технологии обучения в сотрудничестве говорится, что сам метод «обучения в сотрудничестве (cooperative learning) относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях» [6]. Так как студенты бывают разные — некоторые быстро усваивают весь материал на иностранном языке, другим требуется значительно больше времени, то и подходы в обучении должны быть разными. Однако если объединить учащихся в небольшие группы (по 3–4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого студента группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но также и за результат всей группы [6]. Это приводит к тому, что слабым студентам приходится взаимодействовать с сильными и подстраиваться под их темп работы, чтобы, в конечном счете, добиться успешного выполнения задания. В то же время сильные студенты оказывают поддержку слабым, консультируя их, объясняя сложные моменты в задании, чтобы совместными усилиями ликвидировать пробелы в работе. Обучение в сотрудничестве побуждает студентов не просто работать в малых группах, но и помогать друг другу в изучении нового материала. При этом обычно оценивается не один ученик, а работа всей группы. Такова идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Обучение в сотрудничестве включает в себя несколько методов, которые учитывают специфику работы учащихся в отдельно взятой группе. Такие методы обычно повышают процент усвоения материала учащимися. Наиболее часто при работе со студентами используются:

«Обучение в команде» (Student Team Learning) — один из наиболее распространенных методов обучения в сотрудничестве, который способствует формированию навыков групповой работы, а также мотивации работы в группе. При этом у учащихся должна быть развита способность к индивидуальной работе в команде и способность к пониманию заданной проблемной ситуации. При работе с данным методом обучения в сотрудничестве преподаватель создает проблемную ситуацию и координирует работу учеников в группах.

«Учимся вместе» (Learning Together). Главная составляющая этого метода обучения — это способность учителя создать мотивацию учащихся для работы в группе. Данный метод способствует формированию логического мышления и развитию познавательной активности у студентов. При этом студенты уже должны владеть определенными коммуникативными навыками общения на иностранном языке. В данной ситуации преподаватель должен сформировать группы по однородному уровню обученности, а также осуществлять индивидуальный подход в группах.

«Метод экспертов» или «пила»» (Jigsaw) обычно используется на занятиях по иностранному языку на этапе творческого применения языкового материала. Он предполагает развитие как творческого, так и логического мышления у учащихся и способствует формированию практических умений работы в малых группах. При этом студенты должны внимательно слушать высказывания других членов своей группы по данному вопросу. Преподаватель, в этом случае, должен сформировать группы по разному уровню обученности.

«Групповые исследования» (Student’s survey). Данный метод предполагает как групповую, так и самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Преподаватель задает общую тему исследования, а студенты самостоятельно выбирают себе подтему. Затем она разбивается на индивидуальные задания, которые потом станут основой единого группового доклада. Этот вариант чаще всего используется в проектной деятельности учащихся.

Совокупность всех указанных вариантов позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход при обучении иностранному языку в вузе, что даёт возможность каждому учащемуся проявить себя.

Разница между предложенными вариантами в методике обучения во взаимодействии невелика. Главное в том, что основные принципы — награда всей группе, индивидуальные подход, равные возможности — соблюдаются во всех случаях.

При обучении в сотрудничестве, преподаватель, выполняя роли контролера, режиссера, менеджера, вдохновителя и т. п., отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого, таким образом, стимулируя познавательную деятельность студентов, вовлекая каждого из них в мыслительную и поведенческую активность.

Несмотря на то, что уровень владения иностранным языком у студентов одной группы может быть разным, преподаватель способен подобрать такой вариант обучения в сотрудничестве, при котором студентам будет комфортно взаимодействовать друг с другом во время групповой работы.

Литература:

  1. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  2. Методы обучения по И. Я. Лернеру, М. Н. Скаткину // 36master.ru. URL: http://36master.ru/metodi-obucheniya-po-iya-lerneru-mn-skatkinu/.
  3. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения // Refdb.ru. URL: https://refdb.ru/look/1840483-p2.html.
  4. Российская энциклопедия по охране труда — активные методы обучения // Вокабула. Энциклопедии, словари, справочники — онлайн. URL: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/российская-энциклопедия-по-охране-труда/активные-методы-обучения.
  5. Словарь терминов по общей и социальной педагогике // Словари и энциклопедии на Академике. URL: ttp://social_pedagogy.academic.ru/24/Активизация_процесса_обучения.
  6. Статья Полат Е. С. о технологии обучения в сотрудничестве // fralla.nethouse.ru. URL: https://fralla.nethouse.ru/articles/tag/технология обучения в сотрудничестве.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, группа, метод обучения, студент, активное обучение, работа, сотрудничество, обучение, учащийся, групповая работа.


Задать вопрос