В статье рассматриваются принципы обучения в сотрудничестве в электронном образовательном пространстве в системе высшего образования. Технологии Веб 2.0 используются в качестве оптимальной среды для развития навыков сотрудничества и кооперации в групповых проектах.
Ключевые слова: Веб 2.0, кооперация, обучение в сотрудничестве, электронное обучение.
Современное открытое информационное общество характеризуется разветвленной системой взаимодействия между людьми и опирается на глобальную информационную среду Интернет. Без Интернета немыслима жизнь современного студента, поэтому навыки работы с информацией уже давно стали базовыми в системе вузовского образования [1]. Жизнь в мире цифровых технологий требует определенных навыков, таких как эффективный поиск информации, критическое мышление, поиск решений для выхода из сложных ситуаций, работа в команде, продуктивное сотрудничество и кооперация.
Что такое работать в сотрудничестве как одна команда? Иногда этот процесс можно рассматривать как простой обмен информацией и ресурсами, но есть здесь и более сложная концепция. Так сотрудничество зависит, в первую очередь, от взаимоотношений внутри команды, которые строятся и поддерживаются участниками. В основе данных отношений лежит необходимость для каждого члена команды действовать соответствующим образом, выполняя собственные обязательства [2]. Достижение командных целей и задач, которые зависят от индивидуальной ответственности каждого члена команды, находится в динамике и коррелируется с тем, как команда понимает суть задания.
Командная динамика, которая характеризуется тем, как команда обменивается идеями, принимает решения и решает конфликты, находится под влиянием состава и иерархии внутри команды. Некоторые команды не имеют особой формы подчинения и отчетности — нет общего лидера, и какого-то одного человека, ответственного за общий успех. Другие команды вовсе не такие демократичные, они имеют явного лидера. Но и в таких командах сотрудничество направлено на достижение согласия путем адаптации, подробного изложения и обсуждения различных точек зрения для выработки плана действий.
Для эффективного сотрудничества в группе члены команды должны стремиться к выполнению следующих условий:
- стимулирование к участию и высказыванию своих идей всех членов команды (при доминировании одних и тех же участников эффективность будет снижаться);
- нахождение способов получения и применения новых навыков (они придадут гибкости и сделают участников команды разносторонними, способными выполнять более сложные функции в команде);
- признание достижений (большинство людей любят похвалу и признание своих заслуг, что стимулирует к дальнейшей работе);
- обмен информацией (необходимы механизмы для регулярной обратной связи для гарантии того, что все члены команды работают с актуальной информацией);
- обсуждение проблем и своевременный поиск способов разрешения конфликтов (необходим беспристрастный и сдержанный подход).
Современные высшие учебные заведения должны предоставить условия для формирования навыков сотрудничества и работы в команде, используя современные инновационные методы обучения, так как традиционные построены в основном на соперничестве и конкуренции [3]. Поэтому следует сделать акцент на электронном обучении, где есть возможность организации электронного сотрудничества.
Обучение в сотрудничестве едва ли является новой идеей, люди учатся в группах уже в течение нескольких тысяч лет. Русский психолог Выготский был среди пионеров, исследовавших причинно-следственные связи, которые существуют между социальным взаимодействием и индивидуальным обучением. Пиаже указывал на то, что обучение в сотрудничестве и конструктивное когнитивное развитие идут часто рука об руку. Для американского ученого Брунера обучение всегда активно, а социальный процесс, в рамках которого студенты строят новые идеи и концепции, основывается на современных знаниях. Совсем недавно Лаве и Венгер подчеркнули важность среды, физической и социальной, в которой проходит образовательный процесс. Новые идеи, подчеркивающие важность взаимодействия и сотрудничества, продолжают появляться и находить признание каждый год. В методической литературе описывается также много случаев успешного применения обучения в сотрудничестве в электронной образовательной среде.
Групповая работа является важным компонентом эффективного обучения. Это обусловлено тем, что большую часть жизни люди проводят в малых группах с определенными ролями, обязанностями и целями и вынуждены постоянно взаимодействовать. Но совместная работа — это гораздо больше, чем простое взаимодействие. Участники обучения в сотрудничестве идут к общей цели сообща, имеют четкое разделение ролей и обязанностей. Они должны коллективно выполнить определенное задание, с опорой на имеющийся опыт и знания каждого участника команды. Предполагается, что многие студенты лучше учатся у других, чем от прямого манипулирования объектами [4]. В результате совместной работы должно быть выработано новое знание, с которым согласны все члены команды.
Участники команды, взаимодействующие друг с другом, имеют разные уровни зависимости друг от друга для достижения целей обучения. Грэхем и Мисанчук предлагают схему, показывающую некоторые варианты взаимозависимости по всему спектру (Рис.1) [5].
Рис. 1 Разные уровни взаимозависимости в обучающей среде
В левом конце спектра обучающиеся имеют минимальное участие в совместных мероприятиях и ни о кого не зависят. Такая модель типична для автономной самостоятельной работы в рамках курса или для самообучения. На другом конце спектра весь учебный процесс зависит от совместных взаимодействий. В коллаборативных группах при обучении в сотрудничестве присутствует высокая степень взаимозависимости между членами команды, без которой становится невозможным выполнение учебной задачи. Коллаборативные группы имеют общие цели и задачи, и их деятельность структурирована таким образом, чтобы все члены команды могли сделать свой вклад во все аспекты работы группы.
Учебные стратегии, связанные с промежуточным уровнем взаимодействия включают дискуссионные группы и кооперативное обучение. И хотя есть определенная степень взаимозависимости в дискуссионных группах, оценивание студентов происходит исходя из их индивидуального вклада. Кооперативное обучение отличается от обучения в сотрудничестве, как правило, тем, что там действует формула «разделяй и властвуй». Задание делится на части, которые выполняются индивидуально, поэтому элемент сотрудничества присутствует лишь на административном уровне в процессе распределения задания внутри группы.
В контексте электронного обучения сотрудничество и кооперация получили новую окраску. Электронная среда предлагает для обучения коллаборативные сервисы Веб 2.0: блоги, вики, совместные приложения, социальные сети, виртуальные классы и т. д. Одним из ключевых моментов технологии Веб 2.0, представляющих ценность для образования, является совместное создание и использование ресурсов, т. е. коллективные формы деятельности, реализуемые через групповую работу в сообществах.
Можно выделить основные принципы, заложенные в технологии Веб 2.0 и имеющие перспективы для продуктивного сотрудничества студентов:
- дух сотрудничества, умение добровольно делиться своей интеллектуальной собственностью;
- постоянное обновление и креативность;
- свобода выбора участия или неучастия
- связь через синхронные и асинхронные средства коммуникации.
Используя электронные средства коммуникации, студенты активно включаются в групповую работу над совместными проектами. Члены команды могут быть отдалены друг от друга географически, но по-прежнему могут взаимодействовать. Средства синхронной коммуникации, такие как чаты и службы мгновенной передачи сообщений требуют одновременного нахождения участников группы в сети. Но если команда не может договориться о едином времени общения, понадобятся асинхронные средства коммуникации — форумы и электронная почта. Таким образом, студенты не изолированы друг от друга и могут работать вместе дистанционно.
С дидактической стороны в Веб 2.0 наиболее интересны и эффективны образовательные ресурсы, ориентированные на создание студентами собственного продукта. Например, использование вики-страниц позволяет преподавателю организовать проектную работу с наглядной демонстрацией результатов, обеспечить автономность и самостоятельность студентов, развивать их креативность и инициативу, стимулировать поисковую деятельность, используя аутентичную информацию.
В качестве виртуального пространства для сотрудничества может использоваться также блог. Студенты могут самостоятельно публиковать информацию в совместных блогах или на специально созданных для этого сайтах, они могут комментировать и оценивать содержание сайтов и блогов других пользователей.
Популярный инструмент для сотрудничества представлен корпорацией Google. Он называется Google Docs и включает в себя текстовый и табличный редактор и службу разработки презентаций. Google Docs обеспечивает общий доступ к документам, поэтому может использоваться для совместной групповой работы.
Сложившийся зарубежный и отечественный опыт использования кооперативного обучения и обучения через сотрудничество позволяет сделать вывод о том, что работа в команде над совместными проектами делает студентов активными участниками образовательного процесса. Использование технологий электронного обучения улучшает взаимодействие в группах, и тем самым, повышает эффективность электронного обучения.
Литература:
1. Логинова А. В. Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 805–809
2. Pierce J. Team collaboration. Using Microsoft Office for more effective team work. — 2012. Microsoft Press.
3. Морзе Н. В., Варченко-Троценко Л. А. Формирование навыков сотрудничества у студентов с использованием сервисов Веб 2.0 // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. С. 637–649.
4. Логинова А. В. Преимущества использования приложения Google Docs в обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 976–979
5. Graham C. R., Misanchuk M. Computer-mediated learning groups: Benefits and challenges to using groupwork in online learning environments //Online collaborative learning: Theory and practice. — 2004. — Т. 1. — №. 8. — С. 1–202.