В статье авторы показывают важность использования метода проектов при реализации личностно-ориентированного подхода в федеральных государственных стандартах нового поколения.
Ключевые слова: образование, метод проектов, личностно-ориентированный подход.
В ходе обучения иностранным языкам выявляется ряд типичных проблем, характерных для традиционной методики обучения: результаты в не соответствуют уровню современных требований, низкая речевая деятельность обучающихся, высокая скорость забывания изученного материала, поверхностное формировании базовых умений и другие.
Сложившаяся ситуация требует изменения в подходе к изучению иностранным языкам и применению современных образовательных технологий, которые смогут повысить эффективности обучения. Согласно новым стандартам целью образования является не усвоение определенной суммы знаний, а интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование творческого и критического мыслящей гражданина, способного к социализации, самостоятельности, умеющего работать с информацией. «Самой большой ценностью является свободная образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентно способной, интегрироваться в мировое сообщество» [1].
Согласно таким целям образовательная деятельность в школе должна строиться на основе личностно-ориентированных технологий, основная задача которых — создание условий для развития познавательной активности обучающихся во внеурочной деятельности и на уроках.
Проектная деятельность, по мнению многих авторов, является тем современным двигателем, способным активизировать деятельность обучающихся на уроке так и вне его.
Профессор Е. С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую или групповую деятельность, которая предусматривает не просто достижения в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [2].
В настоящее время в образовании по всему миру и в нашей стране широко применяется метод проектов, так как он гармонично включает в себя сочетание теории и практики, что соответствует требованиям образовательным стандартам нового поколения.
Почему метод проектов? Проект способствует развитию творческих способностей у обучающегося, а также развивает навыки планировать деятельность, контролировать ее на различных этапах реализации, выделять и усваивать знания, а в конечном итоге — применять их в практической деятельности.
Обучающийся учится в процессе самостоятельной деятельности анализу и синтезу, учится давать прогноз своей деятельности и ставить эксперименты. То есть можно сказать, что метод проектов — это современная педагогическая технология, которая развивает личность ребенка, используя творческие, поисковые, проблемные, исследовательские методы обучения и развития.
Проектная деятельность должна имеет результат своей деятельности — продукт (путеводитель, презентация, сборник, альбом, фильм, выставка и т. д.). Данный метод позволяет учителю проявить свою творческую жилку, тем самым влияя на эмоциональную сферу обучающихся и мотивируя их к деятельности.
С помощью метода проектов обучающийся легко может поделиться накопленными знаниями практикуя речь, расширяя свои горизонты, получая новые эмпирические знания. Школьники учатся слушать и слышать, работать со словарями, научной литературой, оформлять свою работу используя информационно-коммуникационные технологии, возможны даже контакты с носителями иностранного языка.
В настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становиться личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимся, заявленное в педагогике «как новая парадигма образования и воспитания, как методологическая основа модернизации образования. Личностно — ориентированное обучение логично предполагает не только индивидуализацию обучения, но, главное, осуществление гуманизации образования, изменение ролевых отношений в системе учитель — ученик» [3]. Проектная технология, по мнению авторов, лучше других реализует интерактивный и личностно — ориентированный подходы в образовательной системе. Применение данной технологии способствует активизации всех обучающихся вне зависимости от их способностей и уровня образования способствует формированию мотивации к деятельности и применению полученных знаний в повседневной жизни.
Новый подход требует ряда обслуживающих его методов и приемов. В качестве главных составляющих личностно — ориентированного подхода можно вычленить когнитивно-коммуникативную и проблемную парадигмы.
«Современный когнитивно-коммуникативный подход к обучению иностранным языкам акцентирует познавательный аспект и ориентирован на развитие личности учащихся, его эмоциональной сферы и ассоциативного мышления» [4]. Проблемное обучение создает условия для творческого усвоения иностранного языка путем решения проблемных ситуаций. Главными параметрами этой деятельности являются: предоставление условий ситуации, выдвижение проблемного вопроса, создание мотивирующего речевого стимула, побуждение к разрешению проблемной ситуации. Это позволяет осуществить целостный подход к планированию учебной деятельности, что предполагает концептуальный аспект для успешной работы над проектом.
В проектной деятельности,авторы руководствуются общепедагогическим и дидактическими принципами, ориентирующими учителя на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе. В связи с чем, ставятся следующие задачи:
– дать основы знаний о регионе;
– пробудить познавательный интерес к родному краю;
– сформировать культурологический потенциал;
– сформировать адаптивный тип жизнедеятельности [5].
Понимание значимости краеведения в учебно-воспитательном процессе обусловило выбор темы для исследовательского проекта «Шебекино — из прошлого в будущее», «Святое Белогорье». В процессе работы над проектом ученики самостоятельно использовали компьютерные технологии, материалы краеведческого музея. Был собран богатый оригинальный материал: ребята обращались не только к различным печатным источникам и к ресурсам сети Интернет, но и к живым носителям информации. Презентация проекта проходила с использованием мультимедийных средств. Учащиеся подготовили путеводитель по родному городу, по святым местам района на иностранном языке.
В период работы над проектом у учащихся развиваются следующие умения: общеучебные (работа с учебником, справочной литературой, со словарем, составление плана доклада, сообщения), специальные (умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме), собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.
Авторамииспользуется путеводитель по проекту:
– подготовительный этап: выбор темы, формулирование основополагающего и проблемных вопросов, сбор идей и анализ возникающих ассоциаций; поиск способов решения (выдвижение гипотез);
– планирование: деление на группы, составление плана работы, выбор способа документирования;
– реализация проекта: исследовательская, поисковая деятельность;
– оформление результатов;
– защита проекта;
– рефлексия, прогнозирование новых проблем.
При работе над проектом имеются уникальные возможности совершенствования умений и навыков в чтении, аудировании, лексике, грамматике, говорении. Здесь становятся важными вещи, которые связаны непосредственно с изучением немецкого языка. Речь идет о приобретенных языковых компетенциях, необходимых в работе над проектом (уметь понять основную мысль текста, выбрать из текста конкретную информацию, найти логические связи в тексте и представить аргументы «за» и «против).
Метод проектов позволяет формировать устойчивый интерес к предмету, развивая языковые и интеллектуальные способности. Поэтому конечным продуктом проектной деятельности выступает не только его материальный продукт, но и развитие коммуникативных навыков, страноведческих и социокультурных знаний, которые позволят обучающемуся легко приобщиться к современному обществу и соответствовать всем его требованиям.
Учитель также меняет свою позицию, из простого носителя знаний он превращается в тьютора — организатора познавательной деятельности. Он становится режиссером, наставником-консультантом, соучастником творческого, исследовательского процесса — руководителем сотрудничества.
Литература:
- И. Л. Бим «Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования», ИЯШ, 2005, № 8
- Е. С. Палат «Метод проектов»\Материалы международной научно — практической конференции «Реформирование школьного и вузовского образования и новые тенденции в преподавании иностранных языков», М.:МПГУ, 2002
- И. Л. Бим «Личностно — ориентированный подход — основная стратегия обновления школы», ИЯШ, 2002, № 2
- Г. Н. Салтовская «Личностно — ориентированный урок иностранного языка», ИЯШ, 2009, № 3
- Г. В. Сороковых «Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку», ИЯШ, 2007, № 1