Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Активный переход к рынку труда объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже вначале его профессиональной деятельности.
Современная парадигма образования состоит в переходе от «знаниевого» обучения к обучению деятельности, т. е. образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное — набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях. Именно, высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях, гарантом его самореализации. Итак, задачей профессионального образования становится не только формирование знаний, умений, навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям в сфере техники, технологии, организации труда, интегрировать междисциплинарные знания, комплексно воспринимать производственный процесс.
Качество профессионального образования является многоплановым и относительным понятием, которое с трудом поддаётся определению, т. к.:
‒ является многомерным;
‒ обладает сложной динамикой развития, обусловленной трансформацией социальной, экономической, технологической и политической сред, что приводит к изменениям в деятельности учебных заведений.
Следовательно, качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов, основным из них является адекватность результата образования существующим потребностям. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в Республике Узбекистан, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере образования. Социальный заказ современному педагогу заключается в том, чтобы поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень. Это делает проблему совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов в системе последипломного образования, особенно важной, поэтому вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров приобретают в настоящее время особую актуальность.
Особое место в исследовании проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в современных условиях занимают вопросы, связанные с развитием личности будущего педагога. Являясь ключевой фигурой педагогического процесса, учитель должен обладать не только определенной системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и совокупностью профессионально и личностно значимых качеств, соответствующих все возрастающим требованиям общества. Особенно, актуальной в условиях модернизации системы образования и утверждения гуманистической парадигмы образования является проблема подготовки будущих учителей к реализации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, основанного на идеях педагогики сотрудничества. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план задачу обновления подходов к организации образовательного процесса в вузе. С учетом этого, в системе подготовки будущего педагога профессионального образования, в качестве одной из составляющих, выделяется личностный компонент. Личностный аспект подготовки будущего педагога профессионального образования представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, органически связанный с другими элементами данной системы. Данный элемент в единстве с другими элементами системы содействует профессионально-личностному развитию будущих учителей в процессе их подготовки к эффективной самостоятельной профессиональной деятельности. С учетом идей системного, интегративно-деятельностного, профессионально-личностного подходов. Личностный аспект подготовки будущих учителей профессионального образования рассматривается как система мер в образовательном процессе вуза, обеспечивающая формирование нравственно-психологической готовности будущих учителей к самостоятельной профессиональной деятельности. Важным при этом является выбор оптимальных средств, методов и приемов деятельности, т. е. технологического обеспечения образовательного процесса. В качестве одного из основных направлений реализации содержания технологии сотрудничества выделяют применение дидактического активизирующего и развивающего комплекса, основанного на следующих положениях:
‒ содержание образования рассматривается как средство развития личности, а не как самоцель;
‒ образовательный процесс направлен на овладение обобщенными знаниями, умениями и навыками и способами мышления; интеграция дисциплин различных циклов;
‒ вариативность и дифференциация обучения;
‒ использование положительной стимуляции познавательной деятельности.
В стимулировании познавательной деятельности важную роль играют содержание учебного материала, методы и организация образовательного процесса и уровень его эмоциональности. Так, например, при изучении иностранного языка в педагогическом вузе для повышения эмоциональности и стимулирования познавательной активности студентов могут использоваться различные методы коллективного взаимодействия — такого способа организации образовательного процесса, при котором обучаемые активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных. Для коллективного взаимодействия хорошо подходит применение игровых методов, занятий в форме соревнований, выполнение групповых проектов и прочее.
Одно из главных положений технологии сотрудничества — учение без принуждения — реализуется посредством применения различных игр, придания личностной ориентации общения на иностранном языке, создания условий для коллективного взаимодействия преподавателя и студента на занятиях. Овладение технологией сотрудничества обеспечивает профессиональное развитие будущих учителей, формирование у них готовности к творческому решению педагогических задач, возникающих в образовательном процессе в вузе. Это позволяет конструировать педагогическое взаимодействие из резерва освоенных элементов, своеобразное сочетание которых в конкретный ситуационный момент обеспечивает педагогу возможность творчества в поиске и реализации способов педагогического взаимодействия.
Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки будущего учителя профессиональной школы в современном вузе, творческий подход преподавателя к организации и осуществлению образовательного процесса в сочетании с гуманистическими установками не только способствует повышению эффективности процесса профессионального развития будущих учителей, но и формирует у них качества, необходимые для реализации педагогического взаимодействия, на основе сотрудничества в самостоятельной профессиональной деятельности. Всё это зависит от профессионализма педагога
Профессионализм педагога профессионального обучения, на наш взгляд, — это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей инженера-педагога его профессионально значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации педагогической деятельности, готовность к постоянному саморазвитию. Общее понятие профессионализма относится к характеристике работника образовательной сферы, результативности его профессионально-педагогической деятельности независимо от возраста. Профессионализм правомерно рассматривать как важную составную личностной структуры инженера-педагога, включающую интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую сферы и сопровождающую все направления ее профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность, творчество, культура, технологичность, индивидуальный стиль, инновационный и исследовательский подход к деятельности, ее продуктивность, являются важнейшими компонентами профессионализма специалиста профессионального обучения, его педагогического мастерства.
Таким образом, профессионализм специалиста профессионального обучения представляет собой целостное интеллектуальное, эмоциональное, действенно-волевое образование в структуре личности, определяющее все направления деятельности педагога профессионального обучения, его профессиональный рост и мастерство. В содержательном отношении профессионализм — это синтез фундаментальных знаний, умений, способностей, осознанных социально-личностных позиций и установок, ценностных ориентаций, духовно-нравственных качеств личности, главный мотив и высший итог педагогической деятельности, исполнение субъективно-социальных ролей.
Литература:
- Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстногообучения / А. А. Вербицкий. — М.:ИЦПКПС, 2004.– 84 с.
- Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1997.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
- Сластёнин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е издание — М., 1998. — С. 568.